Фрагмент для ознакомления
2
учителей, со второй - соответствием приписанных себе личных характеристик в качестве учителей реальным особенностям внутреннего «Я».
Профессиональное мастерство учителей физкультуры во многом определяют их способностями к педагогической деятельности, успех которой во многом будет зависеть от авторитета самих учителей. Если учителя пользуются авторитетом у детей, то они могут оказать на личность учеников наиболее сильное воспитательное воздействие.
На основании вышесказанного, возможно, сказать о том, что учителя физкультуры играют важную роль в процессе формирования духовной культуры, которая направлена на сохранность и развитие здоровья. Любые педагоги, и в том числе учителя физкультуры, призваны разрешать широкий спектр задач в области гармонического развития личности школьников. Деятельность учителей физкультуры в этом направлении является эффективной, если систематически и целенаправленно вырабатывать у школьников стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Своевременное формирование культуры здоровья помогает сохранять его и вырабатывать стойкую мотивацию к занятиям физкультурой и спортом и здоровому образу жизни.
ГЛАВА 2 ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Методы, средства, формы физического воспитания во взаимосвязи со становлением личности
Задачей школьного образования стало образование физически развитого обучающегося, способного энергично применять ценности физической культуры для укрепления сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации энергичного отдыха. Но на сегодня значимо не только подготовить ребенка к независимой жизни, воспитать его морально и физически здоровым, но и обучить его быть здоровым, содействовать образованию у него надобности в здоровье, как залога грядущего благополучия и успешности в жизни.
Когда надобность сознается учащимися, появляется побудительная сила к действию - мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в финальном выводе формируются спросы учащихся, и напротив, удовлетворяя надобности, воспитывается позитивная мотивация к занятиям. Чтобы обучение у детей 11-13 лет было энергичным и удачным, учебный процесс нужно строить на основе 2-х составляющих:
1) понимание обучающимися значимости систематических занятий физической культурой для совершенствования здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т. д.;
2) приобретения позитивных эмоций в процессе выполнения физических упражнений и достижения главных для обучающихся целей. К основным видам надобностей относятся:
‒ надобность в энергичной двигательной деятельности,
‒ надобность в общении и совместной деятельности,
‒ самоутверждения в коллективе,
‒ в знании увлекательных сведений о двигательной деятельности,
‒ в эстетических переживаниях на занятиях физическими упражнениями [16, С. 30].
Двигательная активность - желание насыщенно исполнять физические упражнения. Значимо на уроке создавать для ученика обстановку триумфа, одобряя и поддерживая его. Энергично применять личный подход, показывая ребенку надобность физического становления в слаженном становлении фигуры.
Непрерывный контроль за ребятами на уроке, их существенная загруженность активизируют подростков, повышают интерес к уроку физической культуры. На уроках значимо оценивать двигательную активность ребенка. Для удовлетворения спросов школьников 11-13 лет к совместной деятельности нужно использовать спецтехнологию сотрудничества. Она является особенно высокоэффективной спецтехнологией личностно ориентированного образования. В обучении сочетать коллективные, групповые формы работы с личной. В организации групповой работы значимо применять парную работу и работу мелких групп, где ученик исполняет задание определенного яруса, которое подлежит его индивидуальным особенностям, навыку, подготовке, интересам [16, с. 37].
Триумф группы зависит от всего, что стимулирует индивидуальную ответственность. В следствии этого, на таких уроках создается определенная культура общения, прогрессируют коммуникативные знания, навыки независимого учения, присутствует диалог, принятие ответственных решений. Нужно рассматривать дружеские привязанности и симпатии при составлении групп на уроках физической культуры. Главное здесь поощрять их совместную работу. Спросы в общении и совместной деятельности удачно воспитываются и при выполнении многих игровых упражнений, при проведении командных эстафет. В таком возрасте востребованной становится надобность к самоутверждению в коллективе.
Нужно подчеркивать во время уроков достижения обучающихся в двигательной деятельности, что сделает позитивную мотивацию к занятиям физической культурой. Стимулируют интерес ребят увлекательная постановка темы урока, определенный подход к структуре, применение новых упражнений. Необходимо сделать так, чтобы школьник стал энергичным «покупателем» познаний, понимая, что наука, которая им преподается на уроке физической культуры, представляет для них крупную ценность как теперь, так и во взрослой жизни.
Эстетические потребности проявляются в этом возрасте особенно мощно. Предметом эстетического восприятия на уроке физической культуры являются прекрасно оформленная атмосфера, форма проведения урока. Воспитание мотивов к постоянным занятиям физической культурой - это задача значимая и своевременная в сфере всеобщего образования. Выполнение этой задачи на уроке допустимо лишь при системном применении каждого арсенала средств и способов, направленных на активацию всех учащихся, пробуждения у них желания заниматься на уроках, осознании важности своего труда.
Одной из черт нравственного воспитания является уважение к спортивному противнику и к своим более слабым товарищам. Хорошие условия для нравственного воспитания создаются во время занятий подвижными и спортивными играми. Строгое соблюдение правил, ограничение собственных действий и интересов – хорошая школа воспитания дисциплины, честности, коллективизма.
На уроках физической культуры во время спортивных игр необходимо стараться ставить перед обучающимися дополнительные трудности: ограничивать технические приемы и тактические действия. Например, нападающему в волейболе разрешается бить только левой рукой; проводить игры с гандикапом, когда еще до первой подачи одна из команд получает преимущество (в очках, голах).
Воспитанию воли обучающихся способствует неожиданно возникающие перед ним препятствия. Например, предложить сильному спортсмену перед стартом отдать свои лыжи или палки более слабому товарищу, уступить товарищу лучшее место на старте. В спортивных играх можно произвести замену сильнейшего игрока на слабого, поменять местами игроков и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что для удовлетворения надобности в энергичной двигательной деятельности нужно строить уроки физической культуры так, чтобы они были насыщены довольным объемом разновидных, увлекательных упражнений, применяя при этом все многообразие средств и способов обучения.
2.2 Организация исследования
Проблема повышения низкого уровня мотивации к занятиям физической культурой у молодежи приобретает важное значение и направляет на поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать данное направление в учебном процессе.
Любая деятельность, в которую включается человек, возникает и происходит под воздействием внешних факторов, что ее стимулируют. Под внешними факторами понимается любая внешняя причина, которая вызывает ту или иную деятельность. Для возникновения активной и эффективной деятельности различные стимулы должны вызывать мотивы.
Со слов И.Е. Унт [17], во время обучения учет индивидуальных особенностей учащегося в каждой форме и методе, не смотря на то, какие особенности, и в какой, степени учитывают, это индивидуализация. Индивидуализацию осуществляют при условиях коллективной деятельности в пределах общих задач и содержания обучения. Средства индивидуализации обучения, это индивидуальные, а также групповые задания. На основании указанного определения, индивидуализацией образовательного процесса является способ его гуманизации.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её содержанием и характером. Особенно велика роль
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
•
1. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы / А.И. Арапов. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с
2. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
3. Виленский М. Я. Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Г .изд., стер. - М. : Кнорус, 2016. — 214 с.
4. Жило А. Социализация школьников посредством спорта и игр / А.Жило // Вестник Таджикского национального университета. 2012. Т. 1. № 3-8 (101). С. 79-88.
5. Зейналов Г.Г. Духовно–нравственное воспитание личности как ценностная константа современного образования / Г.Г. Зейналов, Е.В. Рябова, Р.Г. Костина // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 159-162.
6. Изаак С.И., Айзаков А.Д., Ульянова О.Н. Организация и проведение общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: Мат-лы II Росс. н.-практ. конф. - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - С.45-48.
7. Каргаполов В.П. Спортивно-игровая деятельность в системе личностно-ориентированного физического воспитания младшего школьника / В.П. Каргаполов, С.К. Золотарев, В.Д. Поликарпов // В сборнике: Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов: в 2-х томах. 2016. С. 77-79.
8. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников / А.А. Кирсанов. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. 219 с.
9. Куприянов П.И. Каким быть учителю физической культуры / П.И. Куприянов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4. С. 121-125.
10. Корольков А.Н., Отношение школьников к физической культуре в средней школе / А.Н. Корольков, М.Д. Рипа, О.В. Лангуева, Д.В. Жук // В сборнике: Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 43-49.
11. Литус Р.И. Индивидуальный и дифференцированный подход к планированию нагрузки учащихся на уроках физической культуры / Р.И. Литус // Управление в социальных и экономических системах. 2016. № 25. С. 110-111.
12. Литус, Р.И. Индивидуальный и дифференцированный подход к планированию нагрузок на уроках физической культуры учащихся старших классов / Р.И. Литус // Научный журнал НПУ им. М.П. Драгоманова. Сер. 15. – 2014. – Выпуск 3К (45) 14. – 116–119 с.
13. Левин П.В. Пути повышения эффективности проведения современного урока физической культуры / П.В. Левин // Вестник науки и образования. 2018. № 11 (47). С. 66-69.
14. Лосев В.Ю. Пути решения проблемы формирования направленности личности школьника на приоритеты здорового образа жизни / В.Ю. Лосев // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодёжи и других категорий населения: Мат-лы 3-й Всерос. н.-практ. конф. - Сургут: СурГУ. - 2004. - 199 с. - С.105
15. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
16. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] : (На основе анализа их самостоят. учеб. деятельности) / Е.С. Рабунский. – М.: Педагогика, 1975. - 182 с.
17. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М., 1990. - 192с.
18. Физическая подготовка и особенности телосложения школьников / О. Ф. Жуков, С. П. Левушкин // Физическая культура в школе. - 2004. - № 6. - С. 46-49
19. Ходотчук А.С. Формирование потребностей, мотивов и целей в физкультурной деятельности // В сборнике: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. Под общей редакцией Э.Г. Скибицкого. 2014. С. 273-275.
20. Курунов А.А. Формирование личности в процессе физического воспитания // https://multiurok.ru/files/formirovaniie-lichnosti-v-protsiessie-fizichieskog.html (Дата обращения 18.06.2020)
21. Махов С.Ю. Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом // https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-lichnosti-v-protsesse-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom (Дата обращения 18.06.2020)
22. Формирование личности в процессе физического воспитания ребенка // https://zen.yandex.ru/media/id/5ab4b3f59f434792b3bab8a2/formirovanie-lichnosti-v-processe-fizicheskogo-vospitaniia-rebenka- 5b1199c5e44a94961ef355bd (Дата обращения 18.06.2020)