Фрагмент для ознакомления
2
мотивировать сотрудников компании. Например, не надо устанавливать цели удвоение прибыли за пол - года, или утроение оборота за год. Эти цели вряд ли будут достижимы. Для того, чтобы цели были достижимы – они должны находить равновесие между мотивацией и их достижимостью.
• Краткосрочные цели должны стать определенными дополнительными нормами деятельности компании. Это означает, что устанавливаемые цели должны улучшать существующий показатель деятельности компании на определенную небольшую величину. Например, сократить удельные затраты на 10% или увеличить прибыльность продаж на 5%. Также каждая цель должна быть определена на базе программы мероприятий организации по улучшению данного показателя.
Рисунок 2 - Взаимосвязь миссии, целей и стратегии организации [20]
Цели устанавливаются перед организацией в целом и перед отдельными ее подразделениями. При этом постановка целей реализуется либо центральным органом управления предприятием (дирекцией), либо руководителями различных отделов (централизованно и децентрализовано). Это зависит главным образом от принятой на предприятии системы управления.
Таким образом, все цели компании устанавливаются на основе анализа влияния факторов внутренней и внешней среды на предприятие в соответствии с главной миссией компании. Только потом определяются конкретные и индивидуальные задачи.
Модель целей организации представляется обычно в графическом отображении в виде дерева, что позволяет упорядочивать иерархию целей организации.
Рисунок 3 - Дерево целей организации [19]
Выбор целей каждой организации является индивидуальным процессом. Однако существует несколько основных сфер деятельности, к которым компании испытывают особый интерес, например [9, c.43]:
• Сфера доходов и финансов
• Сфера продаж производимой продукции
• Сфера отношений с персоналом
• Сфера производства.
Число уровней, на которые делится главная миссия организации зависит от масштабов самой компании и сложности выбранной ее миссии, а также от организационной структуры управления.
Рассмотрим некоторые примеры целей организации в различных сферах ее деятельности.
Маркетинг:
• Продвижение на рынке.
• Расширение ассортимента продукции.
Производство:
• Снижение издержек.
• Повышение эффективности производства.
• Улучшение конкурентоспособности продукции.
• Разработка и внедрение новых технологий.
Персонал:
• Повышение квалификации.
• Оптимизация кадров предприятия.
• Система стимулирования.
• Повышение производительности труда.
Финансы:
• Эффективное управление финансами компании.
• Улучшение платежеспособности и рентабельности.
• Повышение инвестиционной привлекательности.
Таким образом, для организации имеет важнейшее значение правильная постановка целей своей деятельности. Это является исходной точкой для планирования всей ее деятельности. Дерево целей лежит в основе построения взаимоотношений внутри компании среди ее различных подразделений и структур. Только достигая поставленные задачи, можно контролировать и оценивать результаты своей работы на рынке, работы персонала, отдельных подразделений организации и всей ее структуры в целом.
Для определения целей и осуществления процесса постановки задач предприятие использует систему SMART, которая предъявляет основные требования и критерии определения цели [11, c.114]:
S – конкретность цели,
M – измеримость цели,
A – достижимость цели,
R – актуальность цели,
T – ее ограниченность во времени.
Рисунок 4 - Критерии SMART – цели [18]
Конкретность цели означает, что предприятие четко определило для себя, к чему оно стремится. Например, удовлетворение потребностей клиентов, лидерство в производстве продукции или захват большей доли рынка.
Измеримость цели указывает на конкретные количественные степени выражения цели. Например, увеличь продажи на 3% или количество клиентов до 200 человек.
Достижимость цели отвечает за те возможности, которые есть у компании для достижения ее целей. Например, наличие конкурентных преимуществ или низких затрат, разработанные каналы сбыта или продвинутая реклама.
Реалистичность цели отвечает за те конкретные инструменты достижения цели, которые на данный момент есть у организации: ресурсы, патенты, технологии, бренд, высокое качество продукции.
Наконец, ограниченность цели во времени четко указывает на те сроки, в которые предприятие должно достичь поставленной цели (3 года).
Таким образом, критерии SMART цели позволяют компаниям планировать свою стратегию и все необходимые ресурсы для достижения целей и реализации миссии своей деятельности.
1.3.Элементы системы стратегического менеджмента
Понятие стратегического управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития поведения индивидов, входящих в персонал компании, образующих организацию как единое целое в будущем.
Построение эффективной системы стратегического управление предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Для того, чтобы организовать данную систему, необходимо понимать сущность термина системы управления организацией, ее основные компоненты, выявить те функции, которые эта системы выполняет на предприятии. Поскольку система управления не является материальным объектом таким, как основные фонды, денежные средства или финансовые вложения организации, то ее можно обнаружить только при анализе результатов деятельности предприятия, эффективности его функционирования на рынке [8, c.102].
При реализации такой функции в системе организации можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро – и микроуровень. – М.: Дашков и К, 2015. – 268 с.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2016. — 272 с.
4. Бердников В. Основы бизнес – моделирования. – М.: КНОРУС, 2019. – 495 с.
5. Глинн Дж. Стратегия бизнеса. – Новосибирск: РАН, 2017. – 313 с.
6. Гончарова В.В. В поисках совершенствования управления. – М.: Международный исследовательский институт проблем управления, 2016. – 225 с.
7. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2016. – 386 с.
8. Зайков В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация. – М.: Вуз, Книга, 2016. – 340 с.
9. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2016. – 546 с.
10. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2018. – 274 с.
11. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2015. – 318 с.
12. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2018. - №8(144). – с.56 – 67.
13. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 266 с.
14. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
15. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 352 с.
16. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
17. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2017. – 350 с.
18. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Инфра-М, 2015. – 504 с.
19. http://www.refa.de/home - институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа
20. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
21. http://www.inventech.ru – библиотека по менеджменту
22. http://consulting.1c.ru – управление предприятием
23. http://investobserver.info –институт управления бизнесом
24. http://institutiones.com/ - экономический портал
25. http://hr-portal.ru/ - сообщество HR менеджеров