Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику).
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
В настоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований, в возрасте одного-трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок. При исследовании под понятием «нервность» понимался комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, вспыльчивости, замкнутости. Такие дети требуют особого внимания, особой помощи в социально-психологической адаптации. Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, будет изолирован и отвергнут, что может вызвать глубокую психологическую проблему, решение которой займет много времени и усилий родителей, воспитателей и психологов.
Цель нашей работы – изучить роль дошкольных образовательных учреждений в развитии когнитивных функций дошкольников.
Объектом являются дети дошкольного возраста.
Предметом являются когнитивные навыки у детей дошкольного возраста у детей дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить когнитивные функции дошкольников;
2. Проанализировать этапы когнитивного развития;
3. Рассмотреть методику дошкольного образования;
4. Исследовать понятие и функции воли и возрастные особенности волевых проявлений у детей;
5. Проанализировать исходный уровень сформированности волевых качеств у детей 2-4 лет;
6. Проанализировать результаты исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в первой младшей группе детского сада №38 города Никольское. Количество детей в экспериментальной группе составляет 14 человек: 8 мальчиков, 6 девочек. В эксперименте принимали участие все дети.
Теоретическая база исследования: исследования развития произвольности и волевой регуляции у детей дошкольного возраста Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, О.В. Гударевой, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожца, В.К. Котырло, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и других.
Для решения поставленных задач применить следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария.
1.Теоретическое определение когнитивных функций детей дошкольного возраста
1.1. Этапы когнитивного развития ребенка
Многие дети испытывают разочарование от процесса обучения, считая его слишком сложным занятием, и все только потому, что, по сути, не владеют должными когнитивными навыками, необходимыми для обработки информации. Т. е. теми специфическими базовыми навыками, которые обеспечивают успешное обучение. Дополнительная нагрузка в школе, домашняя работа или особое внимание к отсутствию этих навыков усугубляют их разочарование и еще больше усиливают проблемы c чтением и трудности при приобретении новых знаний.
Большинство школ не выделяют достаточно средств или времени на индивидуальное обучение, необходимое ученикам, имеющим слабые когнитивные навыки. Кроме того, педагогам приходится читать учебную программу в том темпе, который трудно поддерживать таким детям. Они не могут идти в ногу со сверстниками и испытывают сложности при обучении, отставая все больше и больше, а зачастую приобретая проблему на всю жизнь.
Когнитивные этапы развития ребенка – этапы обучения
Обучение представляет собой сложный процесс, развивающийся поэтапно. Он опирается на врожденные способности, унаследованные и генетически закодированные при рождении. Но мало кто из нас учится с той максимальной эффективностью, которая генетически детерминирована. Вот почему учеба и практика способствуют улучшению способности к обучению и увеличению производительности у большинства людей.
Развитие обучаемости проходит через стадии совершенствования сенсорных и моторных навыков, затем когнитивных навыков и, наконец, приводит к способности усваивать формальные инструкции. Недостаточность на любой из стадий может привести к проблемам в следующих зависимых стадиях.
Школы, государственные программы и специальное образование сосредоточены на академических инструкциях (итоговой стадии). К сожалению, они редко признают, что не все дети обладают в должной мере развитыми когнитивными навыками, необходимыми для эффективной обработки и понимания информации, даваемой посредством академических инструкций. Без развития соответствующих когнитивных навыков детализация академических инструкций и репетиторство не приводят к улучшению способности к обучению, и все усилия, направленные на помощь ученику при обучении, пропадают зря.
Более пристальный взгляд на этапы обучения раскрывает важность развития когнитивных навыков.
Врожденные способности. Врожденные способности человека – это основа процесса обучения. Они представляют собой генетически предопределенные возможности и ограничения, которыми мы обладаем при рождении и которые унаследованы нами от родителей и предков. Моцарт, конечно, обладал большей врожденной музыкальной способностью, чем большинство из нас, но с помощью практики большинство из нас тоже могут улучшить свои музыкальные способности. Верхние пределы наших возможностей определяются врожденными данными, но то, насколько мы приблизимся к этим верхним пределам, определяется другими элементами, необходимыми для обучения.
Сенсорные и моторные навыки. Сенсорные и моторные навыки развиваются на базе наших врожденных способностей. Сенсорные навыки включают зрение, слух и осязание. Они ответственны за получение информации. Моторные навыки относятся к мышцам и движению и включают в себя умение ползать, ходить, бегать, писать и говорить. Моторные навыки выражают и отображают информацию, которую получили и обработали наши чувства. И сенсорные, и моторные навыки частично определяются генетическим кодом и частично приобретаются при повторяющемся взаимодействии с окружающей средой. Почти у всех людей эти навыки можно улучшить с помощью правильной целевой практики. Они являются основой для занятий спортом и игры на музыкальных инструментах, физиотерапии и других подобных усилий для увеличения результативности.
Когнитивные навыки – когнитивные (познавательные) способности позволяют обрабатывать сенсорную информацию, которую мы получаем. Они включают в себя нашу способность анализировать, оценивать, хранить информацию, вспоминать опыт, сравнивать и определять действия. Хотя когнитивные навыки частично врожденные, основная их часть приобретается.
Если их развитие не происходит естественным образом, формируется когнитивная недостаточность, которая уменьшает потенциал обучения и трудно корректируется без специального и надлежащего (медицинского) вмешательства. Как и сенсорные и моторные навыки, когнитивные навыки тоже можно тренировать и улучшать при правильном обучении. Изменения в когнитивной сфере можно наблюдать в тех случаях, когда травма оказывает повреждающее действие на определенную область мозга. Правильная терапия зачастую способна «отремонтировать» мозг пациента, и, соответственно, восстановить или улучшить когнитивные функции. Это также действует и в случае с учениками. Слабые когнитивные навыки можно усилить, а нормальные когнитивные навыки – улучшить, тем самым увеличив легкость и производительность процесса обучения.
Восприятие инструкций. Формальное принятие и следование инструкциям является последним и наиболее неоднородным уровнем обучения. Оно включает в себя изучение академических предметов, таких как алгебра, чтение, письмо, – тех, которые ни интуитивно, ни самостоятельно (в большинстве своем) освоить нельзя. Эти предметы изучаются с помощью формального образования, а успешное и легкое
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаев А. М. Становление отечественной системы дополнительногообразования // Педагогика. -2012.- №4.
2. Абрамова, Н. В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребёнка в игре [Текст] : учебник/ В.К. Кормилина. - М. : Дошкольное воспитание №3, 1996. - 32 с.
3. Баранов, С. П. Педагогика [Текст] : учебное пособие для педагогических училищ/ Л.Р.Болотина, В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1987. - 367 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
5. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
6. Васильева Г. А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - №8.
7. Веракса, А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 157 c.
8. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: Межвузовский сборник науч. трудов/ Отв. Ред. В.Г. Хроменик. / Отв. Ред. В.Г. Хроменик. - Рязань: Рязанский государственный педагогический институт,2002. -122с
9. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
10. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] : учебник Е.О.Смирнова /- М. : Просвещение, 1992. - 143 с.
11. Гарифуллина А. В. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013.
12. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2009. – 334 с.
13. Гуровец, Г.В. Детская невропотология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / Г.В. Гуровец. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 304 c.
14. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе», Сидячева, Наталья Владимировна, Москва, 2006
15. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2013. - 288 c.
16. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В. А. Иванников. - М. : УРАО, 1998.
17. Источник: http://psyznaiyka.net/view-volya.html?id=klassifikaciya-volevyh-kachestvКлассификация волевых качеств личности.
18. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2011. - 414 c.
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: [Текст] : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Куликовва Т.А. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 253 с.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений [ Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия. 2013
21. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. [Текст] : Общение и возрастные особенности. - Минск: БГУ, 2001. – 234 с.
22. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
23. Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии. М. : Просвещение, 1989.
24. Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 716 c.
25. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. [Текст] : - М. : Просвещение, 2000 - 93 с.
26. Михайленко, Н. Р.Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада [Текст] : учебник/Н.П.Короткова Дошкольное 36 . воспитание. 1995. - 197 с.
27. Немов, Р.С. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста // Немов Р.С. [Текст] : Психология. - М., 1997. – 173 с.
28. Проблемы дошкольной игры: Психол.-пед. аспект / [Текст] : Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1998. - 367 с.
29. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.П. Сазонова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 272 c.
30. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. (Библиотека педагога-практика).
31. Соломенникова О. А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М., 2006.
32. Терещук, Р. К. Общение и избирательные отношения дошкольников. [Текст] : – Кишинев, 1999. – 143 с.
33. Федеральные государственные требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования/http://nsportal.ru/detskii–sad/upravlenie–dou/realizatsiya–fgt–v–dou
34. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ http://nsportal.ru/detskii–sad/upravlenie–dou/realizatsiya–fgt–v–dou
35. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. Минск, 1991.
36. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей в игре [Текст] :- // Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов по спец. 2110.-М.., 1984. – 102 с.
37. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] :- М. : Педагогика 2008-650 с.