Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы эффективное использование регулятивных учебных действий детей стало актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с включением инновационных технологий в образовательный процесс. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти задачи возникли не на пустом месте. Перемены, которые произошли не только в нашей стране, но и во всем мире, не смогли не отразиться на системе образования. А именно:
- скорость обновления системы научных знаний,
- возрастание информационного объема,
- усложнение содержания учебного материала школьного образования.
И если без должного внимания относиться к задаче формирования учебной деятельности, то это приводит к несформированности у учащихся умения учиться. Поэтому поменялись и цели в процессе образования: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться.
Исследователи Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.И. Андреев полагают, что основы этого развития закладываются в младшем школьном возрасте: повышается объём памяти и непроизвольного внимания, формируется познавательный интерес к изучаемым предметам, осуществляется осознание ребёнком себя как личности и субъекта образовательной и творческой деятельности. Для успешного развития этих значимых личностных качеств необходимо формирование регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих эффективное планирование, целеполагание, контроль, оценку и самооценку результатов учебной работы.
Уроки математики предоставляют педагогу многочисленные возможности для организации различных видов деятельности детей. Многочисленные задания по математике могут стать эффективным средством развития регулятивных УУД, поскольку вызывают необходимость планирования и оценки собственных действий, направлены на развитие самостоятельности и требуют всестороннего анализа. Однако для того чтобы предложенные задания способствовали эффективному развитию регулятивных УУД, необходимо создание специальных педагогических условий.
Цель исследования: определить эффективные педагогические условия для развития регулятивных УУД у учащихся 2 класса на уроках математики.
Задачи:
1. Выявить сущность регулятивных УУД.
2. Определить условия развития регулятивных УУД.
3. Проанализировать педагогические условия, необходимее для развития регулятивных УУД учащихся 2 класса на уроках математики.
Объектом исследования является развитие регулятивных УУД учащихся.
Предмет исследования: формирование регулятивных УУД учащихся 2 класса на уроках математики.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов, психологические методики.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию регулятивных УУД
1.1. Сущность регулятивных УУД
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает способность к обучению, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта; комплекс действий школьника, обеспечение его культурной самобытности, социальной компетентности, толерантности, умения самостоятельно осваивать новые знания и умения, в том числе организацию этого процесса [4]. Способность к обучению является важным фактором повышения эффективности обучения учащихся предметным знаниям, формированию навыков и компетенций, представлению о мире и ценностным и семантическим основам личностного и нравственного выбора.
В. Пунски дает следующее определение способности к обучению: «Изученные методы учебно-познавательной деятельности становятся навыками (к ним также относятся автоматизированные навыки - навыки), которые составляют синтезированную концепцию способности к обучению» [15].
В более узком значении этот термин может быть определен как набор методов действий младшего школьника (а также связанных с ними навыков обучения), обеспечивающих его способность самостоятельно усваивать новые знания и навыки, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер образовательной деятельности проявляется в том, что они носят чрезмерный, мета-субъектный характер; обеспечивают целостность общего культурного, личностно-познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех этапов образовательного процесса; лежат в основе организации и регулирования любой деятельности школьника, независимо от ее особого предметного содержания. Универсальные учебные мероприятия предусматривают этапы изучения содержания обучения и формирования у школьника психологических способностей [4].
Способность учащегося самостоятельно осваивать новые знания, навыки и компетенции, в том числе самоорганизацию учебного процесса, то есть способность к обучению, обеспечивается тем фактом, что универсальные учебные действия как обобщенные виды деятельности открывают возможность широкой ориентации школьника как по различным предметным областям, так и по структуре самой учебной деятельности, включая осознание учащимися своей целевой направленности, ценностно-смысловых и эксплуатационных характеристик.
Таким образом, достижение «способности к обучению» подразумевает полное развитие всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебную деятельность и операции (ориентацию),
5) трансформация материала, контроль и оценка) [8].
«Способность к обучению» является важным фактором повышения эффективности усвоения школьниками предметных знаний, умений и навыков, формирования имиджа мира и ценностно-смысловых основ личностного нравственного выбора.
Учащийся, опираясь на универсальные, предметные навыки, способен к самореализации своей деятельности, учитывая собственный индивидуальный опыт. В этом случае преподаватель открыт для взаимодействия, ориентирован на личность школьника, реализует демократичный, обнадеживающий стиль руководства. Младший школьник активен, инициативен и открыт для взаимодействия с учителем и группой [12].
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
1) предоставление учащимся возможности самостоятельно выполнять упражнения, ставить образовательные цели, искать и использовать необходимые средства и методы для их достижения, отслеживать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование навыков, умений и навыков в любой предметной области.
3) «Преподавать деятельность - значит мотивировать обучение, научить ребенка ставить перед собой цель и находить пути, включая средства для ее достижения (то есть оптимальной организации своей деятельности), помогать ребенку развивать контроль и навыки самоконтроля, оценки и самооценки»[6].
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения в программе представлены 4 вида универсальных учебных действий, соответствующих основным целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Для успешного существования в современном обществе человек должен иметь развитые регулятивные УУД, то есть уметь устанавливать конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
В школе детей младшего школьного возраста учат решать сложные математические примеры и задачи, но они не помогают освоить способы преодоления жизненных проблем.
В то же время школьник, обладающий способностью самостоятельно организовывать свою образовательную деятельность, сможет сам успешно решать практические задачи.
Чтобы это произошло, должны были сформироваться нормативные режимы, а именно: школьник должен уметь правильно ставить перед собой задачу, адекватно оценивать уровень своих знаний и навыков, находить самый простой способ решения проблемы и т. д. Теперь мы можем получать любую необходимую нам информацию из Интернета, и нет необходимости запоминать какую-либо информацию. Главное сегодня - уметь использовать эту информацию.
1.2. Условия формирования регулятивных УУД
Педагог должен не ставить перед учащимися готовую цель, а подвести их к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали цель урока. Учащиеся должны сами осознать и принять цель урока, которая станет для них проекцией результатов учебной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Бондаревская, Е.В. Кульневич, Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов- на- Дону.: творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
10. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2008. - 240 с.
11. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
12. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современного образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
14. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
15. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
16. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
18. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
19. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
20. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
21. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
22. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
23. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с.
25. Реестр основных общих образовательных программ [Электронный ресурс]- URL: https://fgosreestr.ru/registry/ (Дата обращения: 13.03.2020)
26. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с
27. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 47 с. — (Стандарты второго поколения).
29. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
30. Хуторский А.В. Компетенции в образовании // Опыт проектирования: Сб. научн. тр. - М.: ИНЭК, 2007. - 327 с.