Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика тренировочного процесса в тайском боксе 5
1.1. Характеристика вида спорта "тайский бокс" 5
1.2. Организация тренировочного процесса единоборцев 6
1.3. Структура спортивной подготовки 8
Глава 2. Внедрение лыжной подготовки в тренировочный процесс тайского боксера 13
2. 2. Проект развития выносливости средствами лыжного спорта у тай-боксеров 16
2.3. Особенности влияния занятий на лыжах на развитие общей выносливости у тай-боксеров 22
Методические указания по внедрению лыж в учебно-тренировочный процесс 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Совершенствование системы спортивной подготовки в тайском боксе обусловлена рядом причин, среди которых недостаточный уровень физической подготовленности единоборцев и, особенно, общей и специальной выносливости.
Авторы работ по проблеме данного исследования () обращают внимание и на организацию учебного процесса, и на планирование, и на процесс выполнения двигательных действий, и на контроль исполнения.
Использование нестандартных подходов в решении задач спортивной подготовки создает предпосылки для повышения эффективности тренировочного процесса. Одним из видов спорта, который по логике не взаимосвязан с тайским боксом, но, как фактор нетрадиционного подхода в спортивной подготовке единоборцев, способный повысить уровень выносливости является лыжный спорт.
Недостаточная изученность в спортивной подготовке единоборцев взаимосвязи занятий лыжным спортом и решением специфических задач в тайском боксе приводит к однообразию и рутинности, а, значит к снижению эффективности тренировочного процесса.
Особенности подготовки тай-боксеров, а так же повышение значимости развития выносливости указывают на необходимость поиска новых путей в решении данной научной проблемы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование средств тренировки лыжников в развитии выносливости у тай-боксеров послужит поводом в совершенствовании системы спортивной подготовки.
Объект: процесс спортивной подготовки тай-боксеров
Предмет: лыжи как средство выносливости в тайском боксе
Цель: определить влияние лыжной подготовки на повышение уровня выносливости у тай-боксеров
Задачи:
1. Представить характеристику тренировочного процесса в тайском боксе.
2. Разработать проект, направленный на развитие выносливости тай-боксеров с помощью средств и методов лыжного спорта.
3. Показать перспективные линии в совершенствовании системы спортивной подготовки единоборцев с использованием нетрадиционных подходов.
Методы исследования. Теоретический анализ научно-методической литературы; метод проектов; метод анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость: заключается в том, что полученные положения, выводы и предложения дополняют аспекты разработки механизмов планирования тренировки тай-боксеров.
Практическая значимость: основные теоретические результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения влияния лыжной подготовки на повышение уровня выносливости у тай-боксеров.
Отдельные результаты работы могут быть использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики спортивной подготовки единоборцев.
Глава 1. Характеристика тренировочного процесса в тайском боксе
1.1. Характеристика вида спорта "тайский бокс"
Тайский бокс - современное контактное боевое единоборство, созданное в Таиланде. В настоящий момент тайский бокс динамично развивается как спортивный вид восточных боевых единоборств, имеющий поклонников как в России, так и в других странах мира [28].
Можно говорить, что тайский бокс как вид единоборств является кандидатом на включение в Олимпийские виды спорта.
В основе тайского бокса сочетание элементов восточных единоборств: дзюдо, каратэ, кикбоксинга, тхэквондо. В техническом аспекте соперники могут наносить удары друг другу всеми частями тела [6].
Поединок длится три раунда по две минуты, с отдыхом между раундами одна минута. В ходе поединка также разрешено неограниченное число раз наносить удары по корпусу соперника: разрешены боковые удары, болевые и удушающие приемы.
Начало боя, согласно тайской традиции, характеризуется церемонией почтения учеников своих учителей. Ритуал включает танцевальные движения, которые сопровождаются звуками флейты, тарелок, барабанов. Вслед за ритуалом в поединок вступают тай-боксеры [3].
В экипировке атлета присутствуют, в зависимости от цвета угла ринга, трусы длиной до середины бедра, одноцветная майка, мягкие протекторы защищают суставы.
Особенностью в экипировке - отсутствие обуви, стриженные ногти. На лбу атлета монгкон или обод снимается перед боем.
Предусматривая последствия болевого удара в пах атлеты обязательно надевают плотный паховый протектор.
Отметим также, что зубы тай-боксеров защищает капа. Более того, за неиспользовании шины-капы атлет недополучает очки.
Одной из важнейших особенностей восточного вида единоборства является использование во время поединка защитного шлема [14].
Спортсмены должны использовать тонкие войлочные накладки на руки, которые защищают кисть от порезов и сечек при ударе о пластиковую маску шлема, но не гасят силу удара.
Защитная амуниция, используемая в поединках на официальных соревнованиях по тайскому боксу должна быть сертифицирована.
За поединком атлетов на ринге следят беспристрастные судьи, которые присуждают или не присуждают очки. Принцип присуждения очков прост- очки присуждаются за каждый удар.
В ближнем бою или клинче очки присуждаются атлету, который намного лучше, чем его противник, наносит удары. Более того судьи присуждают премиальные 20 очков за каждый раунд лучшему единоборцу. При равенстве сил единоборцы получают по 20 очков [1].
Следуя правилу активности в поединке победу при равенстве очков присуждается лидеру или тай-боксеру, который лучше защищался. Возможно и присуждение ничьей.
1.2. Организация тренировочного процесса единоборцев
Подготовку единоборца в тайском боксе рассмотрим как систему, выделим ее компоненты и элементы [32].
К основным компонентам системы подготовки относятся следующие:
- тренировочные занятия;
- соревнования;
- влияние факторов повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
Следует отметить, что компоненты системы подготовки атлетов взаимосвязаны и дополняют друг друга. С другой стороны данные компоненты имеют специфические задачи и методические особенности, которые обособляют их друг от друга.
Основной компонент - это тренировочный процесс. В данном процессе выделим следующее: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку [28].
В тренировочном процессе единоборцев решаются целевые задачи по каждому из направлений. Например, в физической подготовке основная задача - развитие и совершенствование отдельных физических качеств. В технической подготовке - обучение техническим действиям. В тактической подготовке - формирование арсенала умений менять темп боя, применять атакующие и защитные действия. В психологической подготовке единоборца выделим стрессоустойчивость, дисциплинированность, целеустремленность, исполнительность. Результатом тренировок единоборцев является повышение уровня развития физических кондиций и функциональной готовности к соревнованию [34].
Соревнования являются вершиной и критерием оценки спортивной подготовленности единоборцев. Достижение высокого результата в соревнованиях служит целью для атлета. Участие единоборцев в соревнованиях является фактором совершенствования специфических физических качеств, технической, тактической и психической подготовленности.
Следовательно, оптимальное сочетание участие в соревнованиях с другими компонентами системы спортивной подготовки единоборцев обеспечивает достижение спортивных целей.
Представим факторы повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности. Среди факторов выделим следующие: питание и пищевые биологические активные добавки, физиотерапевтические воздействия, психотерапевтические и биомеханические факторы.
На процесс подготовки атлета влияют факторы, связанные с условиями жизни: материальный достаток, бытовые условия, условия окружающей среды и другие. Влияние среды определяет ход биологического ритма развития организма атлета. Материальное положение заставляет думать спортсмена об удовлетворении первичных потребностей, что очень мешает тренировочному процессу [2].
Рассмотрим принципы программы спортивной подготовки единоборцев:
- принцип комплексности – взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
- принцип преемственности – последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его нормативным требованиям в многолетнем тренировочном процессе. Принцип предполагает преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Приказы. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта тайский бокс: приказ: [Утвержден приказом Минспорта России от 14 марта 2013 г. N 111]. – М.: Министерство спорта РФ, 2013. – 23 с.
2. Абдурасулов Р.А. Анализ интересов и мотивов учащихся к занятиями боксом /Молодой ученый. 2011. № 12-2. С. 44-48.
3. Баранов, В.П. Современная спортивная тренировка боксера: практ. пособие: в 2 т. / В.П. Баранов, Д.В. Баранов. -Гомель: Сож, 2008. -Т. 1. -360 с.
4. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2014. - 247 с.
5. Баталов А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. – М.: Наука, 2004. – 320 с.
6. Богомаз С.Л., Макрицкий М.В., Прохоров Ю.М. Инновационные подходы в психолого-педагогическом сопровождении технологии круговой тренировки в занятиях боксом / В сборнике: Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы 2012. С. 49-51.
7. Березненко Е.П., Сидоров Л.К. Методика совершенствования технической подготовки лыжников-гонщиков (спринтеры) // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. 2011. № 4 (11). С. 105-107.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.М. Бутин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
9. Вайнбаум, Я.С. Применения лыжероллеров в подготовительном периоде / Я.С. Вайнбаум. –М.: Лыжный спорт, 2006. –205 с.
10. Воронов, В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: методическое пособие / В.Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с.
11. Голунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Просвещение, 2014. – 168 с.
12. Головкин, П.В. Планирование тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. / П.В. Головкин. –М.: Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания учащихся и студентов. Коломна, 2012. –146 с.
13. Гурский, А.В. Моделирование двигательной деятельности в лыжных гонках /А.В. Гурский, Л.Ф. Кобзева - Смоленск: СГИФК, 2007. –128 с.
14. Гузь С.М., Кубасов П.С. Влияние занятий боксом на общефизическую подготовленность подростков 12-14 лет / В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом, 2016, с. 17-19.
15. Еремин, И.В. Построение тренировочного процесса лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / И.В. Еремин, А.В. Пермяков, И.Г. Огольцов – М.: Лыжный спорт, 2003. –147 с.
16. Квашук, П.В. Лыжный спорт: программа для системы дополнительного образования детей / Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е. – М.: Советский спорт, 2003. – 72 с.
17. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. – Минск.: Общая и спортивная физиология, 2013. - 308 с.
18. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 2014. - 480 с.
19. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2014.- 464 с.
20. Лыжные гонки: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / П.В. Квашук [и др.]. – М.: Советский спорт, 2005. – 72 с. 6.
21. Лыжный спорт: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Н.В. Ерохова, А.В. Чуракова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. – Мурманск: МГГУ, 2011. – 111 с.
22. Маликов, В.М. Оценка специально-подготовительных упражнений лыжника-гонщика / В.М. Маликов. -М.: Лыжный спорт, 2002. – 44 с.
23. Манжосов, В.Н. Лыжный спорт: Учеб. пос. для вузов / В.Н. Манжосов, И.Г. Огольцов, Г.А. Мирнов. -М.: Высшая школа, 2006. – 454 с.
24. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков / В.Н. Манжосов. -М.: Физкультура и спорт, 2006. – 128 с.
25. Малозёмов О.Ю., Лихачёв А.Г., Бубенцов Ю.М. Тактико -техническое совершенствование боксёра // Методические рекомендации для студентов УГЛТУ, обучающихся в отделении спортивного совершенствования по боксу. -Екатеринбург, УГЛТУ, 2013. -40 с.
26. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - М.: 2015. – 207 с.
27. Морозов А.С. Бокс: страницы истории // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2016. № 3 (43). С. 40-43.
28. Насыров М.Р. Нравственное сознание личности подростка-боксера // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1 (65). С. 59-66.
29. Раменская, Т.И. Лыжный спорт: учебное пособие / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Наука, 2004. – 320 с.
30. Семенов, В.В. Обучая передвижению на лыжах / В.В. Семенов // Физическая культура в школе. – 2013. – № 7. – С. 24–26.
31. Теория и методика лыжного спорта: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н.В. Ерохова, А.В. Чуракова. – Мурманск: МАГУ, 2017. – 111 с
32. Филимонов В.И. Педагогическая система физической подготовки боксеров / Автореф. дис…. докт. пед.наук. М., 2003, 42 с.
33. Хромина, Т. В. Волевая подготовка в боксе / Т. В. Хромина, Р. Киселев. -Хабаровск, 2004. -54 с.
34. Чертыков И.Н. Занятия боксом как условие нравственного саморазвития личности современного подростка / Информация и образование: границы коммуникаций. 2015. № 7 (15). С. 177-178.