Фрагмент для ознакомления
2
Стоит справедливо отметить, что сферы деятельности необходимые для совершенствования и подъема экономики, науки, техники и государства в целом, приводящие к росту «социального капитала общества» зачастую не привлекательны для частных инвестиций. В таком случае выявляется неспособность рыночных механизмов в достаточной степени решать важные для общества социально-экономические вопросы, несовершенство рыночных институтов и инструментов, неэффективное распределение ресурсов в условиях их ограниченности. В соответствии с теорией «провалов рынка» государство должно вмешиваться в те сферы, где рынок не имеет возможность самостоятельно качественно распределять ресурсы. Именно в таких случаях кроме государства ситуацию спасают организации «третьего сектора» экономики – некоммерческие организации.
Глава 2. Анализ развития и деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации
2.1 Деятельность некоммерческих организаций в предоставлении гражданам России социальных услуг: анализ современной российской ситуации
Некоммерческой организацией (НКО) как рассматривалось в предыдущей главе, основываясь на ст. 2 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года является организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Однако такая формулировка не дает четкого понимания сути и особенностей некоммерческих организаций.
Организации некоммерческого сектора могут учреждаться в различных целях - социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, также в целях защиты здоровья граждан, поддержки спорта и физической культуры, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты их прав и законных интересов, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Из международной практики можно рассмотреть различные модели организации законодательства в области некоммерческих организаций.
Так, например, одна из моделей предполагает минимизацию числа общих законодательных актов. Образцом этого, в частности, является законодательство Соединенных Штатов Америки. В США существует два федеральных закона, а именно:
- О некоммерческих корпорациях (Revised Model Non-profit Corporation Act) от 1986 года
- О некорпоративных некоммерческих ассоциациях (Uniform Unincorporated Non-profit Association Act).
На уровне штатов возможно применение этих законов или принятие собственных законов, которые не противоречат федеральному законодательству.
Другой моделью организации законодательства в области некоммерческих организаций может являться создание принципов и норм деятельности для различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Например, в законодательстве Франции выделяются некоммерческие юридические лица – ассоциации и общества взаимопомощи, характеризуются их возможные цели и структура организации.
Проанализировав российскую модель правового регулирования в сфере некоммерческих организаций просматривается сходство именно со вторым вариантом. Таким образом, последующее совершенствование законодательства предполагает, как четкую формулировку специфики разных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, так и обобщение принципов их деятельности.
На заре формирования принципов рыночной экономики, важно было зафиксировать на уровне законодательства свободный выбор человеком сферы экономической деятельности, закрепить основные различия между коммерческими и некоммерческими организациями, разработать организационно-правовые формы. Таким образом, с развитием НКО в России граждане получили право на объединение, в том числе для защиты своих интересов.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет мониторинг статистической информации о некоммерческих организациях в России, и публикует сведения на официальном сайте, где можно найти информацию обо всех зарегистрированных некоммерческих организациях. Исходя из данных, число НКО в последние годы снижается: в 2016 году в реестре было 227 тыс. некоммерческих организаций, в 2017 году – 223 тыс., а на начало октября 2018 года в реестр включены 219,5 тыс. организаций. Сложно понять, в какой степени такое снижение показывает реальную картину в третьем секторе – во многом оно вызвано прекращением деятельности тех организаций, которые существовали только на бумаге, не предоставляя даже ежегодной плановой отчетности в Минюст. Так, за 2016 год отчеты представили 112 675 организаций. В 2017 году по решению суда из реестра были исключены 4753 некоммерческие организации, по решению налогового органа – 7857, а всего более 18 тыс. организаций. Регистрацию за этот период прошли 14 895 новых некоммерческих организаций.
Основная часть НКО зарегистрирована в форме общественных организаций (62 766), автономных некоммерческих организаций (26 029), некоммерческих фондов (18 933), учреждений (14 366), некоммерческих партнерств (12 864) и объединений юридических лиц (10 853). В числе зарегистрированных НКО можно выделить несколько отдельных групп, определяющихся их организационно-правовой формой, а именно: 30 832 религиозные организации, 20 731 профессиональный союз, 3555 политических партий (с региональными представительствами), 2744 коллегии адвокатов, 2718 казачьих обществ, 1526 общин малочисленных народов. Кроме того, к числу НКО формально относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные корпорации (включая Ростех, Роскосмос, Росатом и Внешэкономбанк). в числе НКО есть 6 государственных корпораций включая Ростех, Роскосмос, Росатом и Внешэкономбанк.
Некоторые организации, оформленные как НКО, не ведут некоммерческую деятельность. В целях определения среди НКО те организации, которые создаются для реализации собственно некоммерческих проектов, с 2010 года в законодательство была введена новая категория – социально ориентированные НКО. Например, государственные корпорации не включаются в состав СО НКО. Однако определение НКО в разряд социально ориентированных производится на формальных основаниях – для этого достаточно определения в уставе организации хотя бы одного вида деятельности, признанного социально ориентированным. В настоящее время значительное число НКО (примерно две трети от всех зарегистрированных) определяются как социально ориентированные. Среди них, например, религиозные организации, т.е. совершенно особая группа НКО. Кроме того, к СО НКО относятся профессиональные спортивные клубы и другие организации, которые лишь обозначены как некоммерческий сектор, но по направлению своей деятельности не являются некоммерческими организациями. В итоге категория СО НКО на сегодня не позволяет выделить организации, созданные для реализации некоммерческих проектов, происходит смешение понятий НКО и СО НКО.
Статистический учет социально ориентированных НКО ведет Росстат. Исходя из опубликованных цифр, динамика развития сектора не претерпела существенных изменений: в 2015 году в России было 140 031 СО НКО, в 2016 году – 143 436, а в 2017 году – 142 641. В их числе больше всего организаций, которые занимаются деятельностью в области физической культуры и спорта (29 752), образования, просвещения, науки (27 331), патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи (18 069), благотворительной деятельности (15 914). Оказанием социальных услуг населению занимаются 25 129 организаций.
Численность сотрудников СО НКО в 2016 году составила 672 тыс. человек, в 2017 году – 630 тыс. Если на конец 2015 года Росстат насчитал около 2,5 млн добровольцев СО НКО, то на конец 2016 года – уже 3,8 млн, а в 2017 году средняя численность добровольцев вновь упала до 2,7 млн человек. При этом причины столь резких колебаний остаются неясными.
Общий объем доходов СО НКО в 2015 году составил 686 млрд руб., в 2016 году – 831 млрд руб. и в 2017 году – 848 млрд руб. В том числе доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав – 261 млрд, поступления от российских коммерческих организаций – 199 млрд, поступления, гранты от российских физических лиц – 113 млрд, поступления из федерального бюджета – 43 млрд, поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации – 38 млрд.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ахинов Г.А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА-М, 2015.
2. Федорова М.Н. Трансформация институтов некоммерческих организаций в Российской Федерации // М.: Институт экономики РАН. 2004.
3. Гришаев С.П. Некоммерческие организации. – Система ГАРАНТ, 2017.
4. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. The Boston Consulting Group. М., 2011.
5. Кожевников О.А. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики / О.А. Кожевников. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2016.
6. Экономика общественного сектора / под ред. Л.И. Якобсона, М.Г. Колосницыной. – М.: Юрайт, 2017.
7. Зефрин Оливер. Фонды. Созидатели и инициаторы //Deutschland/ 2009/ №3.
8. Беневоленский В.Б., Шмулевич Е.О. Государственная поддержка социально ориентированных НКО в свете зарубежного опыта // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 3.
9. Берестнев М.А. Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций, приносящей доход // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016.
10. The Boston Consulting Group Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных некоммерческих организаций. Доклад URL: www.gosbook.ru>system/files/documents
11. Бурцева А.А. Социально ориентированные некоммерческие организации – гражданско-правовое регулирование статуса и деятельности // Хозяйство и право. – 2014.
12. Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации ФС РФ. – 2016.
13. Ясницкая Я.С. Некоммерческие организации как институциональные единицы общественного сектора // Современные проблемы науки и образования.
14. Копытова Е.Д. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и перспективы развития: монография; под науч. рук. Т.В. Усковой. Вологда: ВолНЦ РАН, 2017. 174 с.
15. Reichard Ch. Der «Dritte Sektor», Ansätze zur Strukturierung eines Forschungsbereiches. Zeitschrift für öffentliche und gemeinwirtschaftliche Unternehmen, 1988, bd. 11., h. 1, s. 75–81.
16. Hall P.D. Historical Perspectives on Nonprofit Organizations in the United States. The Jossey-Bass Handbook of Nonprofit Leadership and Management (eds D.O. Renz, R.D. Herman). Hoboken, N. J., USA: John Wiley&Sons, Inc., 2016. 832 p. DOI: 10.1002/9781119176558
17. Статья Артамонова А.С. Функционирование социально ориентированных некоммерческих организаций в российских регионах // Проблемы развития территории. 2018. № 5 (97). С. 55–67. DOI: 10.15838/ ptd.2018.5.97.4 http://pdt.volnc.ru/article/2752/full?_lang=ru
18. Статья Косыгина К.Е. Актуальные вопросы развития социально ориентированных некоммерческих организаций // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 107–121. DOI: 10.15838/ptd.2018.3.95.7 http://pdt.volnc.ru/article/2638/full?_lang=ru
19. Archambault E. Historical roots of the nonprofit sector in France. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2001, vol. 30, no. 2, pp. 204–220.
20. MacDonald N., L.T. de Borms. Philanthropy in Europe. A rich past, a promising future. London: Alliance Publishing Trust, 2008. 304 p.
21. Гаврилова И.Н. Третий сектор и гражданское общество в России: проблемы становления и развития / Полития. 2003. № 3. С. 70–84.
22. Якимец В.Н. Некоммерческие организации России: динамика роста, проблемы развития, место и роль в реформе социальной сферы. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Yakimez_N_org_R.pdf
23. Salamon L.M. [et al.]. Global civil society. Baltimore: Johns Hopkins University, Center for Civil Society Studies, 1999. 512 p.
24. Pennerstorfer A. Die volkswirtschaftliche Bedeutung gemeinnütziger Organisationen in Österreich. Der öffentliche Sektor – The Public Sector, 2016, no. 42 (2), pp. 7–13.
25. Shumate M. [et al.]. The Nonprofit Capacities Instrument. Nonprofit Management and Leadership, 2017, no. 2, pp. 155–174.