Фрагмент для ознакомления
2
В 2019 году наблюдается снижение общего объема произведенных страховых выплат по ОСОПО на 5%, по сравнению с 2018 годом, что объясняется уменьшением количества аварий, произошедших на опасных объектах в 2019 году, что, в свою очередь, связано с сокращением количества опасных производственных объектов, владельцы которых обязаны застраховать свою гражданскую ответственность.
Размер заявленных, но неурегулированных требований сохраняется в 2019 г. году на прежнем уровне
Рисунок 1 – Распределение событий в разрезе видов опасных объектов (количество заявленных аварий в 2019 году)
При этом следует обратить внимание на то, что при снижении на 5% количества потерпевших, которым был причинен вред здоровью, общая сумма страховых выплат по указанному типу вреда не изменилась.
Это объясняется увеличением доли пострадавших, получивших тяжелые травмы.
Средняя выплата за причиненный здоровью вред в 2019 г. году выросла на 30%, по сравнению с показателями прошлого года.
Средняя выплата в связи с причинением вреда жизни в 2019 году равна 2 млн рублей. Выплат, рассчитанных по пропорции в связи с нехваткой страховой суммы по договору обязательного страхования, а также иждивенцев, не получивших полагающуюся им часть страховой выплаты, в 2019 году не было.
В 2019 году наблюдается снижение общего объема произведенных страховых выплат по ОСОПО на 5%, по сравнению с 2018 годом, что объясняется уменьшением количества аварий, произошедших на опасных объектах в 2019 году, что, в свою очередь, связано с сокращением количества опасных производственных объектов, владельцы которых обязаны застраховать свою гражданскую ответственность.
Размер заявленных, но неурегулированных требований сохраняется в 2019 г. году на прежнем уровне.
Все компенсационные выплаты по ОСОПО в 2019 году произведены в связи с тем, что владельцы опасных объектов, на которых произошли аварии, не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона № 225–ФЗ.
Распределение событий в разрезе видов опасных объектов (количество заявленных аварий в 2019 году)
Если здания, сооружения, средства транспорта, оборудование и другие объекты, входящие в состав основных средств, повреждены частично, ущерб определяется стоимостью восстановления (ремонта) данного объекта, уменьшенной на процент его износа, и прибавляются расходы по спасению и приведению в порядок поврежденного имущества (уборка, демонтаж и т.д.) после страхового случая.
Страховая компания имеет право на регрессный иск.
Регрессный иск представляет собой право требования страховщика к хозяйствующему субъекту или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.
Регресс - это обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявленное одним хозяйствующим субъектом или гражданином другому субъекту или гражданину.
Уничтожение или повреждение имущества может произойти в результате событий, в наступлении которых имеется вина третьего лица, т.е. не самого страхователя.
Особенно это касается пожара. В таких случаях страховщик, выплативший страховое возмещение за ущерб, причиненный по вине третьего лица, имеет право предъявить к нему регрессный иск в зависимости от того, причинен ущерб умышленно или по неосторожности.
В настоящее время уделяется особое внимание развитию противопожарного страхования.
Так, например, по данным Национальной ассоциации противопожарной защиты США (NFPA: National Fire Protection Association) в условиях рыночной экономики 43 % предприятий не могут возобновить свою деятельность непосредственно после пожара, 28 % предприятий восстанавливают свое хозяйство в течение трех последующих лет и только 23 % предприятий функционируют нормально после пожара.
После крупных пожаров 43 % фирм исчезают с рынка сразу, а еще 23 % - по истечении трех лет.
По данным другого исследования, из 10 000 мелких и средних предприятий, в разной степени пострадавших от пожаров, в течение года с рынка исчезла продукция 2563 предприятий, что может означать либо их банкротство, либо поглощение другими фирмами.
На сегодня в России отмечается рост числа пожаров и потерь от них на предприятиях, что соответственно отражается на социальном и экономическом состоянии общества.
В результате пожаров экономика, кроме прямых, несет дополнительные потери:
- от снижения платежеспособности населения в результате потери работы;
- снижения жизненного уровня;
- сокращения рабочих мест;
- ущерба для поставщиков сырья и обслуживающих фирм;
- потерь налогов на уничтоженное пожаром имущество.
Эти потери входят в косвенный ущерб и увеличивают размер общих убытков от пожаров.
Для поддержания противопожарного состояния предприятий на приемлемом для общества уровне необходимо активное внедрение экономических методов управления противопожарным состоянием посредством использования экономических стимулов и штрафных санкций противопожарного страхования (надбавок и скидок на страховой тариф).
Противопожарным страхованием является страхование средств наземного, воздушного, водного транспорта, грузов, иных видов имущества на случай уничтожения или повреждения имущества в результате пожара.
Ст. 28 Закона РФ от 21.12. 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено проведение противопожарного страхования как в добровольной, так и в обязательной форме.
Договоры добровольного противопожарного страхования могут заключаться страховщиками, имеющими лицензии на осуществление указанных видов страховой деятельности.
В условиях отсутствия в России устойчивой национальной традиции по добровольному противопожарному страхованию собственниками своего имущества и гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам, возникает необходимость введения обязательного противопожарного страхования предприятий.
Ст. 28 федерального закона «О пожарной безопасности», предусматривающая проведение обязательного противопожарного страхования, на практике не может применяться в связи с отсутствием механизма ее реализации в части, связанной с порядком и условиями проведения данного вида страхования.
Поэтому во исполнение ст. 28 федерального закона «О пожарной безопасности» был разработан проект федерального закона № 108154-3 «Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара» от 28.06.2001 г.
Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера предназначена для обеспечения информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По Федеральному Закону, организация, в которой произошел страховой случай, может рассчитывать на возмещение следующего ущерба:
• При нанесении вреда здоровью человека;
• Если в результате катастрофы произошли человеческие жертвы;
• При нанесении имущественного ущерба.
• Возмещение материальных расходов пострадавшим, которые были вынуждены сменить место проживания в результате последствий аварии на производстве.
• А также компенсация за приобретенные предметы, необходимые для жизни пострадавшего.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4194.
3. Анисимов А.Ю. Страхование. - М.: Юрайт, 2018 - 218 с.
Голубин А.Ю. Процесс риска с периодическим перестрахованием: выбор оптимальной стратегии перестрахования суммарного риска // Автоматика и телемеханика. - 2017. - № 7. - С. 110-124.
4. Гузева А.В. Сущность, необходимость и содержание перестрахования // Science Time. - 2016. - № 2. - С. 160-169.
5. Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг // Страховое ревю. - 2015. - №3. - С. 40-45.
6. Корнилова Н. Страховой риск и страховой случай // Российская юстиция. – 2014. - №6. - С. 5-6
7. Фёдорова Т. А. Страхование опасных производственных объектов / Т. А. Фёдорова. - М.: Магистр, 2015. -306 с.
8. Балашова T.К. Инвестиционный риск // Экономика и жизнь. - 2015. - №51. - С. 55-59.
9. Брызгалов Д.В. Инвестиционное страхование жизни в Российской Федерации // Финансы. 2015. - № 5. – С. 11-17
10. Волохина А.Т. Анализ аварийности и травматизма на объектах систем газораспределения // Безопасность труда в промышленности. - 2014. - № 6. - С. 18–23.
11. Гусар С.В. Особенности страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта в вопросах и ответах// Безопасность Труда в Промышленности. - 2014. - №12. - С. 26-32.
12. Ильиных Ю.М. Разработка и реализация образовательной программы повышения финансовой грамотности населения в сфере страхования // Модернизация современной экономики: тенденции и перспективы. — 2014. - №3. – С. 8-15.
13. Клоков К.M. Проблемы и перспективы развития обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов // Страхование. - 2013. - № 4. - С. 85-87.
14. Корнева E.B., Иващенко К.П. Основные проблемы в реализации закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. – С. 31-38.
15. Мкртчян М.А. Основные проблемы системы обязательного страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов в РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2014. - № 9. - С. 78
16. Никулина Н.Н., Шашкина М.Е., Эриашвили Н.Д. Правовые и экономические основы факультативного перестрахования // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 2. - С. 246-253.
17. Страхование / Под ред. И.П. Хоминич, Е.В. Дик. - М.: Юрайт, 2017. - 438 с.
18. Шестакова М.В. Перестрахование как инструмент государственного регулирования // Научный альманах. - 2015. - № 10-1. - С. 467-469.
19. Обзор «Обязательное страхование ОПО в России: опасные перспективы» / [Электронный ресурс].http://www.raexpert.ru/insurance/pect.pdf
20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / [Электронный ресурс].http://www.gks.ru
21. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам/ [Электронный ресурс].http://www.fcsm.ru
22. Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) / [Электронный ресурс].http://www.gosnadzor.ru/
23. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) / [Электронный ресурс]. http://www.mchs.gov.ru/