Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучена плохо, но это не потому, что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому, что тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).
Агрессия в подростковом возрасте проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но все же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагрессивного поведения является агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, из-за нее в будущем возникает огромное количество психологических проблем.
Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
В отечественной педагогике и психологии проблема агрессии рассматривали: Л. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Ю. Гальперин, М. М. Кольцовой, В. С. Мухина, Т. А. Комиссаренко, Е. Н. Левитон и другие.
Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Вопрос рассматривался Л. И. Бозовичем, М. М. Кольцовой, В. С. Мухиной, Т. А. Комиссаренко, М. И. Лисиной.
Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения подростков выявлены у Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной.
Итак, агрессия (от лат. Aggressio-нападение) - это стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее воспринимаемую или неосознанную предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение физического или психологического вреда объекту.
Методологическую основу исследований составлял синтез таких методов: анализа, описания, эксперимента, количественных и социологических методов. Актуальность исследования определена тем, что, как это следует из данных СМИ, в современных условиях возрастает частота и степень выраженности агрессивного поведения подростков. Новизна работы заключается в том, что полученные результаты вносят определенный вклад в понимание механизмов и закономерностей поведения школьников старшего подросткового возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу преодоления агрессивного поведения детей показал, что психолого-педагогические условия преодоления агрессии достаточно конкретизированы, что затрудняет их использование на практике. Этот факт определил проблему нашего исследования.
Цель исследования - изучить агрессивного поведения подростков.
Объект исследования – агрессия в жизни подростка.
Предмет исследования – причины, появления агрессивного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
1. Дать определение понятию агрессии.
2. Охарактеризовать психологические особенности подросткового возраста.
3. Выявить причины и специфику проявления агрессивного поведения у подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «агрессия», выявления причин и специфики проявления агрессивного поведения подростков.
1. Понятие «агрессия» и «агрессивность»
До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность обычно понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Многие ученые считают, что агрессию можно отнести к врожденным мотивам и задаткам; потребностям, активируемым внешними стимулами; когнитивным и эмоциональным процессам; актуальным социальным условиям в сочетании с предыдущими исследованиями.
Психоаналитический подход. По мнению Фрейда, агрессия инстинктивна и неизбежна. Поведение человека определяется сексуальным инстинктом и желанием смерти. По словам З. Фрейда, человек рождается с агрессией, направленной извне и с аутоагрессией самоуправляемой. Исходя из этого, можно утверждать, что все люди по своей сути агрессивны, и только культура, образование заставляют эту агрессию подавлять. Как полагал З. Фрейд, внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может снизить вероятность опасных действий [6, с.169].
Экологический подход. Новое звучание этой темы было обусловлено работой К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, аналогичного позиции З. Фрейда. По мнению К. Лоренца, сторонника эволюционного подхода, агрессия основана на врожденном инстинкте борьбы за выживание, который присутствует как у людей, так и у других живых существ. По его мнению, агрессивная энергия, имеющая собственный источник инстинкта выживания, вырабатывается в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, поэтому со временем она накапливается.
Развертывание агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии. Ослабить агрессию можно различными действиями. Позитивные отношения могут блокировать агрессию. Например, любовь и дружба в определенных ситуациях несовместимы с открытой агрессией и могут блокировать ее проявления.
Теория социального обучения. Согласно теории социального обучения агрессии не является врожденной, она приобретается индивидом в результате неправильного воспитания. Таким образом, агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образца. Важно, чтобы это поведение было усилено. Эту теорию предложил А. Бандура [3, с.111].
Большое значение в этой теории уделяется обучению, влиянию родителей, обучению детей агрессивному поведению. Так, в частности, было выявлено следующее: родительское поведение становится агрессивной моделью для своих детей, а это, в свою очередь, приводит к тому, что агрессивные родители вырастают агрессивными детьми. В понятии А. Бандуры важным компонентом, является идея подкрепления: те действия, поведение, которое поддерживается существенным образом для человека, будут повторяться. В этом контексте особое внимание следует уделять эффективной агрессии, то есть агрессии, которая привела к успеху личности. Также определенным подкреплением для человека станет ситуация, в которой агрессивное поведение других людей всячески поощряется.
Неприятная теория. Д. Доллард является сторонником и разработчиком этой теории. Агрессивное поведение рассматривается автором как ситуативный, а не эволюционный процесс. В концепции Д. Долларда, как видно даже из названия, ведущую роль в возникновении агрессивного поведения играет неутешительная составляющая.
Таким образом, состояние разочарования, любые важные потребности человека обязательно приведут к возникновению агрессивного поведения. Если субъект предвосхищает удовольствие от выполнения определенных действий, но на его пути возникают препятствия, то препятствия воспринимаются индивидуумом как блокатор на пути наслаждения. Поэтому необходимо избавиться от этих блокирующих барьеров.
Важно обратить внимание на этот момент, поэтому в некоторых ситуациях одно расстройство накладывается на другое, человек разочаровывается расстройством, в этом случае агрессия, испытываемая человеком, может быть значительно увеличена. В процессе дальнейших исследований Д. Доллард обнаружил, что существуют ситуации, в которых отдельные лица могут не реагировать на агрессию по неутешительной ситуации. Такое поведение объяснялось тем, что человек боится наказания и поэтому подавляет агрессивные порывы. Однако такие ситуации могут привести к так называемому «вытеснению» или замене недоступного объекта агрессии одним, т. е. агрессивные действия направлены на человека, образ которого связан с меньшим наказанием за агрессию [12, с.62].
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- агрессию можно объяснить биологическими и социальными факторами;
- в определенных ситуациях агрессия является нормальной реакцией индивида из-за необходимости выжить;
- агрессивные действия могут быть направлены на курс, утвержденный обществом, если вы используете подкрепления (обязательно значимые для индивида) неагрессивного поведения, выстраивая для человека положительную модель поведения, которую ему необходимо усвоить.
Теперь попробуем выяснить, что же вкладывают разные ученые в саму концепцию «агрессии». Агрессия Р. Барона и Д. Ричардсона заключается в том поведении, которое основано на желании причинить какой-либо вред или вред (психологический, моральный, физический, материальный) другому человеку. По мнению сторонника гуманистического психоанализа Э. Фроммы, агрессия - это любое действие, которое может нанести ущерб или
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агрессия у детей и подростков: учеб.пособ. / под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2016. – 336с.
2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков / Л.О. Андрюшина.– Тверь: Мысль, 2013. – 202 c.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере; пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. – М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2012. – 512с.
4. Баньекина, С. Конфликты в школе – можно ли их избежать / С. Баньекина // Воспитание школьников. – 2016. - №2. – С. 13-15.
5. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2019. – №1. – С.22-26.
6. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2013. – 198с.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 236с.
8. Бэрон Р. Агрессия: учеб.-метод. пособ. для студ. и аспир. психол. факульт. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2014 – 336 с.
9. Бовть, О.Б. Причины «агрессивности» одаренных детей / О.Б. Бовть, И.Ю. Василенко // Одаренный ребенок. – 2017. - №1. – С.18-25.
10. Воробьева, К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания / К. Воробьева // Воспитание школьников. – 2017. - № 7. – С. 48-55.
11. Воробьева, К. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К. Воробьева // Воспитание школьников. – 2015. - № 6. – С. 55-61.
12. Гончаренко, Т. Агрессивный ребенок / Т. Гончаренко // Психолог. – 2014. - № 5. – С. 26-28.
13. Дроздов, А. Ю. Факторы возникновения и развития агрессивного поведения / А.Ю. Дроздов, Н.А. Скок // Практическая психология и социальная работа. – 2014. - № 2. – С. 58-70.
14. Допира, А.И. Воздействие экранного насилия на подрастающее поколение: история социально-психологических исследований / А. И. Допира // Практическая психология исоциальная работа. – 2013. - № 8. – С. 7-9.
15. Емельянова, Е. Психологические проблемы современных подростков и их решение / Е.Емельянова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 370 с.
16. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки / В.С. Журавлев // СоцИс. – 2017. - № 2. – С.18-19.
17. Зимелева, З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков / З.А. Зимелева.– М.: Высь, 2015. – 149 c.
18. Иванова, В.В. Причины и формы агрессивного поведения детей / В.В. Иванова // Практическая психология и социальная работа. – 2010. - № 5. – С. 14-16.
19. Исаев, Д.Д. Типологические модели поведения подростков с разными формами аддиктивного поведения / Д.Д. Исаев. – СПб.: Питер, 2011. – 160 с.
20. Киселева, А.В. Некоторые особенности психологической диагностики агрессивного поведения / А. В. Киселева // Психологическая диагностика. – 2016. - № 1. – С. 86-92.
21. Кляйн, М. Детский психоанализ / М. Кляйн; пер. с англ. О. Бессоновой. – М.: Ин-т Общегуманит. исследований, 2009. – 160 с.
22. Левитов, Н.Д. Психическое состояние агрессии /Н.Д. Левитов// Вопросы психологии : восемнадцатый год издания / ред.А.А. Смирнов,О.А. Конопкин. – 2012. - №6. – С. 168-174.
23. Максименко, К. Агрессивность подростков. Экспериментальное изучение / К. Максименко // Психолог. – 2013. - № 6. – С. 10-12.
24. Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления / Е. Морева // Воспитание школьников. – 2018. - № 5. – С. 31-34.
25. Морозова Е. В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности / Е. В. Морозова // Вестник Удмуртского университета. – 2013. – № 10. – С. 161.
26. Подмазин, С.И. Как помочь подросткам с «тяжелым» характером / С.И. Подмазин, А.И. Сибиль. – К.: НПЦ Перспектива, 2016. – 211 с.
27. Присяжнюк С. И. Проблема физического воспитания молодежи / С.И. Присяжнюк // Основы здоровья и физическая культура. – 2017. - №10. – С. 6-7.
28. Реан А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова // Актуал. проблемы деятельности практ. психологов. – 1999. – №3. – С. 6-7.