Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии со ст. 49 УПК РФ защитником признается лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых, и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Обвиняемый вправе отказаться от защитника. В случае отсутствия защитника у лица при обязательном его участие в силу закона, он должен быть приглашен.
Так же, если между интересами обвиняемых, защиту которых осуществляет один адвокат, выявляются противоречия - такие как признание обвинения одним и оспаривание другим по одним и тем же эпизодам дела, изобличение одним обвиняемым другого и т.п., адвокат подлежит отводу.
Один или несколько защитников могут участвовать одновременно с законным представителем или другими лицами по поручению или с согласия обвиняемого.
Однако, исходя из толкования закона, выражение «участвовать наравне с адвокатом» следует толковать «вместе с адвокатом», соответственно данные лица не являются взаимозаменяемыми. В доказательства этого вывода следует сослаться на Постановление Пленума ВС РФ от 5 марта 2004 года «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ», в соответствии с которым в случае отказа адвоката от участия в деле, участие в деле законного представителя лица или одного из близких родственников обвиняемого, выбравшего их в качестве защитника, прекращается. Это обусловлено тем, что лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками и компетенциями для оказания квалифицированной юридической помощи, не может выступать в качестве единственного защитника. В противном случае это вело бы к нарушению права на защиту лица.
В соответствии со статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрен различный порядок допуска защитника. Как правило, он допускается к участию в уголовном судопроизводстве по приглашению подозреваемого (обвиняемого). И не смотря на то, что статьей 50 предполагается согласие обвиняемого на привлечение конкретного защитника, в случае, если лицо не может в данный момент этого сделать в силу того, что находится в данный момент под стражей или задержан, согласие может быть последующим после назначения лица. Однако лица, уполномоченные на привлечение защитника для подозреваемого (обвиняемого) по своей инициативе вправе привлечь его только в случае неявки защитника, выбранного подозреваемым (обвиняемым).
Лучше всего это может проиллюстрировать хоть и редкое событие в уголовном процессе, но всё же, случающееся.
Например, на основании ч.1 ст.52 УПК РФ подозреваемые, обвиняемые могут в любое время в период производства по уголовным делам отказываться от помощи защитников. Данные отказы допускаются только на основании инициативы подозреваемых либо обвиняемых. Но в это же время ч. 2 этой же статьи УПК РФ указывает на то, что отказы от защитников не обязательны для дознавателей, следователей и судебных органов .
Представим, что возникла такая ситуация, когда обвиняемый отказывается от защитника. Как поступить следователю? Норма даёт возможность обвиняемому отказаться, а другая даёт следователю возможность отклонить этот отказ. Когда же применить своё полномочие на отклонение отказа обвиняемого от защитника, ведь именно ему нужно решать этот вопрос - он субъект деятельности, на нём ответственность.
Именно в такой момент и проявляется влияние, которое оказывают принципы на принятие субъектом решений, т.е. на его деятельность. Они, являясь требованиями, которые обязательно нужно исполнять следователю, чтобы достичь одну из целей уголовного процесса - защита прав и законных интересов участников уголовного процесса, оказывают на него, так сказать, правовое давление. Это правовое давление склоняет следователя к принятию того решения, которое будет эффективным с точки зрения достижения этой цели процесса.
В данной ситуации, следователю необходимо обеспечивать обвиняемому право на защиту. Значит, ему нужно понять, пострадает ли защита обвиняемого, если он позволит ему отказаться от защитника. Если обвиняемый сам адвокат, то вероятность того, что защита пострадает не велика, а значит обоснованность решения следователя - согласиться с отказом, выше. Если же обвиняемый в силу каких-то предрассудков считает адвокатов коррумпированными людьми и непрофессионалами, и поэтому желает от него отказаться, вовсе не задаваясь при этом соображениями своей защиты в рамках уголовного дела, следователю необходимо принять решение, которое обеспечит обвиняемому право на защиту, даже вопреки его желаниям. Именно поэтому, следователь откажет такому обвиняемому в отказе от защитника, тем самым обеспечив ему право на защиту, а вместе с этим, приблизится к достижению второй цели уголовного процесса - защиты прав и законных интересов участников процесса.
Отсутствуй в уголовном процессе требования, которые бы были неким «маяком» для субъекта, в приведённой нами ситуации вопрос с защитой решался бы абы как. Выполняя же эти требования, субъект продвигает процесс к целям, не создавая сомнений в качестве произведённого, удовлетворяя при этом желание общества видеть преступника не только пойманным, но и пойманным не чрезмерно разрушительными для своих прав и законных интересов, средствами .
Подводя итоги, можно сделать вывод, что право подозреваемого и обвиняемого на защиту - предусмотренная Конституцией РФ, УПК, рядом международно-правовых актов правовая возможность для обвиняемого (подозреваемого) защищать себя от предъявленного обвинения (выдвинутого подозрения) как лично, используя все предусмотренные законом права, так и с помощью защитника и (или) законного представителя. В этой норме реализован правовой принцип – «разрешено все, что не запрещено законом». На деле запрет может устанавливаться не только нормами самого УПК, как можно было бы понять из буквального прочтения текста статьи, но и рядом других законов.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА НА ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
2.1 Дополнительные гарантии обеспечения права на защиту прав и законных интересов личности в уголовном праве
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, исходя из содержания статьи 16 УПК РФ, включает в себя два основных элемента – право самостоятельно осуществлять защиту либо через законного представителя, а также право пользоваться услугами профессионального защитника. В первом случае подозреваемый, обвиняемый наделяются такой совокупностью прав, реализация которых и позволит ему защищаться от выдвинутого подозрения, обвинения. Во втором – законом предусмотрено право каждого пользоваться помощью адвоката как на предварительном следствии, так и в суде по приглашению либо по назначению. Существенным в обеспечении права на защиту является тот факт, что защитник также наделяет правами, реализация которых позволяет активно действовать в интересах подзащитного.
На сегодняшний день эволюция принципа обеспечения права на защиту достигла достаточно высокого уровня. После введения в действие УПК РФ 2001 года, в правоприменительную практику пришли такие положения, как право приглашать защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, предусмотренное частью 3 статьи 49 УПК РФ, возможность допроса свидетеля в присутствии адвоката, предусмотренное частью 5 статьи 189 УПК РФ и др. Указанные положения являются действительно новыми для уголовного судопроизводства РФ и были законодательно оформлены благодаря результатам многолетних исследований данного вопроса.
В то же время следует обратить внимание, что не только демократические преобразования в России, начиная с 1991 года, сделали
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
4. Баксалова А.М. Некоторые проблемы реализации обвиняемым права на защиту // В сборнике: Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства Сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции. 2015. С. 401-406.
5. Ветрила Е.В. Понятие правового статуса субъекта уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. – 2015. – № 2. – С. 50-55.
6. Жусупов Б.А., Татенова М.Б. Некоторые аспекты защиты прав и свобод человека от противоправных посягательств в уголовном и уголовно-процессуальном праве // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 3-1 (49). С. 46-48.
7. Иванова И.А., Дружинина А.В. Адвокатура в системе защиты прав человека // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. – 2016. – № 5 (44). – С. 10-15.
8. Купченко Н.М. Защита прав и интересов в российском уголовном праве // В сборнике: Защита прав и свобод человека и гражданина: современное состояние и перспективы развития сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 49-54.
9. Копылова О.П. Принципы российского уголовного судопроизводства: учебное пособие / Копылова. - Тамбов. Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2014. - С. 34.
10. Лесин А.Г. Вступление адвоката в уголовное дело в качестве защитника // В сборнике: Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения Материалы VI международной научно-практической конференции. Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. 2016. С. 259-262
11. Отчерцова О.В. Проблема допуска адвоката к участию в уголовном деле // Вопросы российского и международного права. 2016. № 7. С. 107-123.
12. Рагулин А.В. Права адвоката-защитника на допуск к участию в уголовном деле с момента фактического задержания // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2012. № 1. С. 120-128.
13. Сплавская Н.В., Кулешова Л.В. Мораль как регулятор поведения государственных (муниципальных) служащих // В сборнике: Фундаментальные и прикладные науки сегодня Материалы VII международной научнопрактической конференции. – 2016. – С. 225-227.
14. Садохин В.А. Процессуальные полномочия защитника в уголовном судопроизводстве и принятие защиты адвокатом // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2015. № 6. С. 149-157.
15. Цурлуй О.Ю. Понятие и методологическое значение принципов Российского уголовного судопроизводства / Журнал: Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право №20 (139) Выпуск 22, 2014. - С. 121.
16. Якимович Ю.К. Понятие, назначение, дифференциация уголовного процесса. Принципы уголовного судопроизводства. / Якимович Ю.К. Томск – изд. Томского университета. – 2015. - С. 168.