Фрагмент для ознакомления
2
Категория сущность является главной, внутренней основой в явлениях, событиях либо предметах. Философы, юристы издавна хотят определить и интерпретировать суть государства, так как она отражает его природу, особенность в качестве социального политического образования, а помимо этого назначение в обществе. Помимо этого, суть государства отражена его социальной востребованностью со стороны общества, а также особенностями организации властей для управления делами общества. Определение сущности государства – это установление, в чьих руках сосредоточили государственную власть, чьим интересам она будет служить и чья воля будет выражаться .
Есть большое множество теоретических подходов к пониманию сущности и назначения государства. Но в большем количестве случаев авторы справедливо изучают государство через призму, которая состоит из трех составляющих, это: публичная власть, территория и население. Забегая наперед, отметим: философско-правовые школы, которые будут рассматриваться, в данной работе по-разному растолковывают происхождение государства, власти, связь населения с государственными образованиями, отношения общества и государства, но, не смотря на это, одинаково понимают основные признаки государства, которые уже были описаны .
Проблематика выделения признаков государства вытекает из наличия множества понятий «государства». На наш взгляд, это, в свою очередь, происходит из-за того, что исследователи и правоведы производя попытки выделить главный элемент, который является связующим с понятием государство, выделяют совершенно не идентичные термины. Рассмотрим самые популярные из них.
Во-первых, термин «полис», начинающий свое существование еще в древней Греции, и обозначающий социально-эконмическую и политическую организацию общества. Во-вторых, «terra», термин обозначающий землю/ часть суши. И, в-третьих, «stato», что дословно обозначает положение/порядок. Итак, мы можем сказать, что в разные эпохи, разные люди связывали государство совершенно с разными понятиями: с обществом, землей, порядком.
Перейдем к разбору понятия «государство». Существуют десятки философских, исторических и юридических школ, которые различным образом определяют понятие и признаки государства. Все существующие взгляды ы данной работе объединены и разделены на две группы:
группа правового государства – понятия государства, в которых провозглашен приоритет личности над государством;
патерналистическая группа – понятия государства, в которых интересы государства приоритетны по сравнению с интересами общества.
Дальнейшая работа по проблеме, затронутой в работе, будет опираться на следующем определении «государства». Государство – это организация политической власти господствующего класса, слоя или группы общества, которая, опираясь на аппарат принуждения, осуществляет управление этим обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
2. Понятие и признаки государства
Понятие «государство» чаще всего употребляют в широком, а кроме этого в узком смысле.
В широком значении государство отождествляется с обществом, с определенным государством. Допустим, когда говорят: «государства, входящие в ООН», «государства - члены НАТО», «государство Индия». В данных примерах под государством понимают целую страну вместе с народом, проживающим на конкретной территории. Данное представление о государстве являлось доминирующим в античности и в Средних веках .
В узком смысле государство понимают в качестве одного из институтов политической системы, который обладает верховной властью в обществе. Данное понимание значения и места государства обосновывают во время формирования института гражданского общества (XVIII - XIX вв.), во время происхождения усложнения политической системы и социальной структуры общества, появления необходимости отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и иных негосударственных институтов политической системы.
Государство – главный социальный политический институт общества, ядро политической системы. Обладает суверенной властью в обществе, и управляет жизнедеятельностью граждан, регулирует взаимоотношения между разными социальными слоями и классами, отвечает в области стабильности общества и безопасность граждан.
Государство обладает сложной организационной структурой, которая состоит из определенных элементов: законодательных учреждений, исполнительно-распорядительных органов, судебной системы, органов охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженных сил и так далее. Все это дает возможность государству выполнять не только функцию по управлению обществом, но также функцию по принуждению в отношении, отдельных граждан, а также большой социальной общности. Например, во время советской власти в Советском союзе фактически уничтожили много классов и сословий, политической репрессии при этом подвергали целые народы .
Государство, которое является, одной из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуют следующими основными признаками.
Народ. Государство это союз людей, который организован на началах права на одной территории. Но далеко не любой союз людей образует государство. Данный союз людей, в первую очередь, должен обладать единым общим интересом. Такой общий интерес для всех граждан государства будет - усовершенствование совместной жизни с помощью установления и поддержания надлежащего правопорядка. Государственный союз основывается на началах права.
Любой гражданин государства обладает субъективными публичными правами, и является субъектом публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяет законодательство каждой конкретной страны самостоятельно .
2. Постоянный признак государства - это наличие конкретно определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти.
Территориальная организация государства это обозначает, что власть государства распространяют на конкретную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на замену кровно-родственной организации населения пришел принцип территориальной организации государства. Население, которое проживает на территории государства, является подданным или гражданином этого государства. С юридической точки зрения только граждане вошли в состав страны и имеют все гражданские и политические права, такие как избирать и быть избранными в представительный орган государственной власти, занять должность в органе государственной власти, вести определенные типы деятельности и т.д.
Государство берет на себя обязанности по обеспечению граждан правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Главные права и свободы граждан закрепляются в законодательстве данной страны. Но государство, которое признало права и свободы человека, несет обязанность по защите кроме этого прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства .
3. Важный признак государства это наличие публичной власти, которую утверждает народ и которая выступает от имени народа. Публичная власть – это особая группа людей, которые призваны осуществлять задачи и функции государства. Объективно самая необходимая функция государственной власти это упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Далеко не всякая власть – это управленческое благо. История знает различные примеры, когда государственной властью нарушались права и свободы личности. Власть будет более действенной, когда она работает в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия страны имеют ограничение, такие как, права и свободы, принадлежащие ее гражданам, а помимо этого властные полномочия иных стран.
Сама цель по упорядочению общественных отношений может быть достигнута и антиправовыми средствами. Но, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишая себя всех прав и свобод, своей личности. Таким
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Барсегян А.А. Россия как социальное государство: конституционно-правовой аспект // В сборнике: Экономика, политика, право, образование в современном информационном обществе: новые парадигмы материалы Всероссийской научно-практической крнференции. редколлегия: М.С. Козлов, В.В. Рябчиков, З.А. Васильева и др.. 2012. С. 105-108.
3. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое государство как критерий модернизации России // Правовая культура. 2013. № 1 (14). С. 052-057.
4. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2011.
5. Дулич Л.М. Правовое государство в современной России // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и высшего образования в современных условиях сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2016. С. 72-77.
6. Ишеков К.А. Правовое государство как основа конституционно-правового развития современной России // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 4 (38). С. 7-11.
7. Кочкалов С.А. Проблемы становления правового государства в России // В сборнике: Право и проблемы функционирования современного государства сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Члены ред. совета (НИЦ «Апробация»): А. К. Халифаева,Геворкьян Д. П.. 2014. С. 63-66.
8. Кадыша И.А. Достижения и проблемы становления правового государства в России // В сборнике: ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ межвузовский сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 47-50.
9. Кривошаева А.И., Собянина В.Ю. Основные проблемы становления правового государства в России // Сборник научных трудов по материалам XXXIX международной научно-практической конференции. 2016. С. 137-140.
10. Косов Р. В. В.Основы социального государства : учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.
11. Морозова, Л.А. Функции российского государства на современном этапе / Л.А. Морозова // Государство и право. – 2011. - № 2
12. Рощин Б.Е. Современная Россия как социальное государство // В сборнике: Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века Материалы XIII Международной научной конференции: в 2-х частях. А. А. Корников (ответственный редактор). 2014. С. 209-215.
13. Фатихов Р.Ф. Политические факторы становления правового государства в современной России // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 1 (79). С. 109-114.
14. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2011
15. Эпов А., Суковатов Г.В. Становление правового государства в России его особенности и проблемы // Материалы XII межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 135-139.