Фрагмент для ознакомления
2
в - четвертых- термин «демократический» может употребляется для характеристики любой политической или социальной системы в зависимости от того, ставит ли она целью свести к минимуму социальные различия – социальная демократия;
в - пятых, в более широком смысле демократия трактуется как характеристика любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления, принятия решения большинством ее членов .
Демократия, в целом - прежде всего фундаментальная установка, шкала ценностей, концепция места человека, его места в обществе, образ жизни, основанный на равенстве всех перед законом и праве каждого члена общества на жизнь, свободу и частную собственность.
Предпосылкой и фактором, обуславливающим содержание общественного контроля, имеет развитие государства по пути демократии и демократизация права, которая преломляет все аспекты государственного управления и правовой системы на предмет их соответствия демократическим ценностям.
В отношении права, правовой системы, принято выделять демократизацию правовой политики и демократизацию правотворчества. Только в гармоничном сочетании данные принципы могут обеспечить оптимальную правовую регламентацию, требуемую временем. Несбалансированное их применение влечет правотворческие и правоприменительные ошибок. Принцип демократизма правовой политики, здесь рассматривается как стратегический. Нельзя забывать об обратном влиянии: достигнув определенны результатов в правотворчестве демократизация обуславливает и определяет правовую политики .
Для законодателей, ученых, чиновников здесь важно обеспечить демократический результат от любой правовой процедуры, института, нормативного акта заранее. Академик В.М. Баранов говорит о принципе демократизации не о некоем «венце», «потолке», «вершине», «пике», а как способе инструменте, средство достижения благоприятного результата, гражданского общества, личности .
Следующей характеристикой государства, определяющей осуществление общественного контроля, является его правовой характер. Такими могут считаться те государства, вся деятельность которых подчинена праву. Право здесь выступает как идеальный беспристрастный универсальный критерий для всей государственной деятельности, ограждает человека от возможного произвола создает для самого себя ценностные ориентиры развития, в соответствии с которыми регулируется отдельные сферы правоотношений, в соответствии с которыми складываются конкретные практики государственного управления. учеными на протяжении длительного исторического периода.
Чтобы считаться таковым в государстве не только должно иметься законодательное регулирование правоотношений, а только то, в котором закон принят демократическим путем и отвечает интересам народа. Таким образом, правовое государство имеет гуманитарное – правовое, нормативно – правовое и институционально-правовое измерения. Ключевым моментом является здесь правовая форма и правовой характер взаимоотношений между властью и подвластными субъектами, верховенство права во всех сферах государственной и общественной жизни.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности .
Характеризовать государство как правовое можно при условии соответствия его деятельности следующим принципам:
- верховенство права и закона во всех сферах общественной жизни – основной для характеристики правового государства. Закон – первичный правовой акт с наибольшей юридической силой, выражающий государственную волю, принятый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее значимых отношений. Подзаконные акты должны соответствовать закону, а закон не должен носить декларативный характер, должен быть востребован; правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти. Законом четко обозначены пределы государственной власти. Закон выступает критерием для оценки деятельности государственных органов и должностных лиц, последние действуют по установленным законом формам;
- организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Принцип означает независимую для принятия любых решений государственную власть, разделенную на отдельные законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, которые действуя для общих целей вместе являются частями механизма сдержек и противовесов, что является гарантией от злоупотреблений властью;
- реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Что более здесь важно, то это реальное следование конституционному принципу;
- четкого разграничения функций общества и государства. Объективные процессы развития гражданского общества, статуса человека и гражданина в современном мире однозначно ведут к уменьшению государственного регулирования и контроля, но к изменению его содержания;
- взаимная ответственность личности и государства. Государство здесь не только декларирует свои приоритеты, но и предоставляет работающие гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, несет ответственность в случае неисполнения своих обязанностей. В свою очередь и человек отвечает за нарушения требований закона;
- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права .
Наряду с названными могут быть названы отдельные государственные, правовые и общественные институты и механизмы в качестве характеризующих правовое государство: наличие эффективных форм контроля за соблюдением прав и свобод граждан, высокий уровень правовой культуры, развитых институтов гражданского общества и др.
Если демократическая и правовая характеристики государства отвечают на вопрос как должно быть устроено и как должно функционировать государство, чтобы отвечать интересам человека, общества, то социальное государство определяет требование к содержанию его политики, государственного управления.
Современное социальное государство ставит перед собой ключевые задачи: обеспечение минимального уровня удовлетворения потребностей, защита от риска потери дохода и устранение проблем имущественного неравенства в обществе. Прогрессивной чертой социального государства является не просто финансирование потребностей нуждающихся граждан, а поиск причин их нужды (основная проблема бедность и безработица) и решение ее. Предупреждающий и стимулирующий эффект социальной политики здесь не превращает граждан в безынициативных иждивенцев, а подразумевает конструктивное взаимодействие между государством обществом и человеком, которое само по себе развивает всех в нем участвующих. Таким образом, социальное государство одновременно решает гуманитарную (помощь нуждающимся) экономическую (обеспечивает занятость и динамичное развитие экономики – источника финансирования социальных расходов) и политическую задачи (государственное развитие и стабильность).
Выделение отдельных институтов или функций государства, исходя из наличия, которых можно определить является ли государство социальным или нет, вряд ли эффективно. В социальном государстве весь его механизм должен работать для достижения:
- социального минимума (минимальный уровень потребления необходимого для достойной жизни человека, удовлетворение нематериальных потребностей, в том числе, доступ к образованию, культуре);
- занятость и возможность профессиональной реализации;
- отсутствия поляризации общества (возможность «социальных лифтов», вовлеченность бизнеса в социальные и благотворительные проекты и др.) – признаки социального государства .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060.
3. Федеральный закон РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2009. - № 29, ст. 3609.
4. Федеральный закон от 02.07.2013 № 176-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ", 08.07.2013, № 27, ст. 3468.
5. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2159.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4213.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018) // http://static.government.ru. Реализация нацпроектов: первые результаты Счетная палата публикует промежуточные результаты анализа реализации нацпроектов (по состоянию на 28.12.2019 г.) // http://www.ach.gov.ru/press_center/news/39776?sphrase_id=11958801.
9. Регламент Общественной палаты Российской Федерации (утв. решением Общественной палаты РФ, протокол от 21.12.2015 № 126-П) // URL: http: // URL: https://www.oprf.ru/about/1391/492/ (дата обращения: 17.03.2020).
10. Акчурин Т.Ф. Влияние юридического сообщества на формирование правовой системы США // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. - № 6 (67). URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-yuridicheskogo-soobschestva-na-formirovanie-pravovoy-sistemy-ssh
11. Баранов В.М. Принцип демократизации современного российского правотворчества: сущность, ценность, технико-юридические проблемы реализации // Юридическая техника -2014. - №8. – С. 31.
12. Гаджиев К.С. Введение в политическую теорию: учебник для академического бакалавриата / К.С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 410 с. С.244.
13. Галкин А.Г., Оганесян В.Г «Контрольные полномочия институтов гражданского общества по отношению к государственной власти» // Научный журнал КубГАУ. – 2016. № 2016 № 116. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrolnye-polnomochiya-institutov-grazhdanskogo-obschestva-po-otnosheniyu-k-gosudarstvennoy-vlasti
14. Гогин А. А., Липинский Д.А., Малько А.В. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). – М.: Проспект, 2016. – С. 81.
15. Исаков Н.В., Мазуренко А.П. Принципы и приоритеты современной российской правотворческой политики // Правотворческая политика в современной России: курс лекций / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2013. С. 55—56.
16. Киричек Е.В. Общественный контроль в России: некоторые теоретико-методологические особенности и проблемы законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С.43 - 46.
17. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник для вузов / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 516 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01323-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449634 (дата обращения: 16.03.2020). С. 253-259.
18. Симоянов А. Социальное государство: суть, критерии, индикаторы // Философско – литературный журнал «Логос». 2014. № 2 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-gosudarstvo-sut-kriterii-indikatory (дата обращения 20.01.2020). С.215-234
19. Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 152 — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/448911/p.р. 141-152 (дата обращения: 29.01.2020).
20. Данные социологического опроса «Общество и государство» https://www.levada.ru/2019/11/28/obshhestvo-i-gosudarstvo.
21. Итоги конкурсов общественных палат (советов) https://www.oprf.ru/ru/press/news/2617/newsitem/52712
22. Положение о конкурсе общественных палат (советов) // https://www.oprf.ru/press/news/2617/newsitem/52403