Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что социальное правовое государство - относительно новый комплексный институт в системе социальной защиты, оформившийся после Второй мировой войны. Но предпосылки его коренятся издавна в традициях благотворительности, которая, проявляясь в осознании необходимости поддержки слабых и убогих, принимала самые различные формы социальной помощи. Важную роль в становлении этой традиции сыграли патриархальные устои родовой, соседской, крестьянской общины, других средневековых сообществ и корпораций, соответствующие неформальные институты морали и обычного права. Церковь и каноническое право стремились к утверждению справедливости. Сложнее приходило осознание того, что государство несет ответственность за «убогих и сирых». Представители монарших фамилий нередко лично курировали благотворительность. Но само участие государства носило скорее благотворительный, чем политико-управленческий характер.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с социальным и социалистическим государством.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие социалистическое и социальное государство, практика их примненеия, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение социального и социалистического государства.
Задачами работы ставится:
• исследовать понятие социального государства;
• рассмотреть Российскую Федерацию как социальное государство;
• изучить особенности социалистического государства;
• проанализировать различия правового регулирования актуальных вопросов в социальном и социалистическом государстве.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и харктеристика социального государства
1.1. Социальное государство
В литературе пишут о «социально-правовом государстве», которое «возникает в середине XX в. в результате длительного, более полувекового процесса перерастания правового государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство... Научная ценность данного термина и соответствующего понятия стала особенно очевидной в наши дни, ибо в современном мире давно нет ни правового в чистом виде, ни социального, а есть социальное правовое государство, все чаще именуемое в юридической литературе как социально-правовое». При этом термин «социально-правовое государство» эти авторы связывают со «смысловой конструкцией, предложенной Г. Геллером еще в 1930 г.».
Представляется, что такой научный подход должен быть использован для анализа социальной ценности основных документов субъектов федеративного Российского государства - конституций и уставов российских регионов. Выявление социальной значимости этих документов, содержащих конституционные нормы, имеющие высшую юридическую силу в системе региональных нормативных правовых актов, и, главное, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций по усилению соответствующей социальной функции, предполагает их исследование в контексте анализа учений о современном конституционализме, федерализме, социальной политике современного правового государства. Так, «система социального управления, сердцевиной которого является государственное управление, представляет собой широкий спектр экономических, политических, социальных, культурных, идеологических и иных отношений. Особенно эти аспекты актуальны для федеративного государства, тем более для такого уникального по своей структуре, как Российская Федерация».
Некоторые авторы совершенно справедливо обращают внимание на факт закрепления в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации социальных, морально-нравственных ценностей. Соответственно, они обоснованно задаются следующим вопросом: «... в государственно организованном обществе проблема осуществления социальной ценности имеет целый ряд аспектов, в том числе субъектный. Кому из субъектов принадлежит основная, а кому - факультативная роль в деле осуществления социальной функции?». Исследователи, в частности, утверждают, что «старое классическое социальное государство «не вписывается» в новую реальность, оно не справляется с новыми требованиями, обусловленными изменениями экономического, политического, демографического и т.п. характера. Особенно сильно по нему ударили транснациональные экономические отношения, перераспределение трудовых ресурсов на международном уровне, старение населения и преобразования в семейных отношениях (гендерный аспект)».
С.М. Шахрай отмечает, что Конституция 1993 г. должна «решать две одинаково важные задачи: способствовать восстановлению общественного согласия и одновременно служить эффективным инструментом трансформации социально-экономической системы». В этом контексте Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Теоретические основы социального государства, представленные в Конституции России, реализуются на практике путем проведения социальной политики. В науке конституционного права уделяется внимание социальным правам, их гарантиям, но в юридической литературе отсутствует четкое определение социальной политики государства, признаков, основополагающих принципов. Поэтому данный вопрос, как справедливо отмечает Т.В. Шелудякова, является актуальным и требует научного исследования.
Слово «социальный» означает «общественный; имеющий отношение к общественному строю». Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном в 1850 г. Сущность социального государства Штейн определил так: «...оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство». По мнению С.П. Булавина, характерной чертой подлинно демократического правового государства является проведение эффективной социальной политики, основанной на приоритете прав человека как основной ценности гражданского общества, принципах социальной справедливости и защищенности.
Социальное государство обычно понимается как государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия, как политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Итак, в последние годы все больше внимания уделяется социальной политике государства, которая является «инструментом, «переходным мостиком» к социальному государству как таковому». С другой стороны, можно разделить мнение С.А. Авакьяна, согласно которому «мы еще далеки от «настоящего» социального государства, ст. 7 Конституции можно рассматривать как стратегическую задачу общества и государства не только на ближайшие годы, но и десятилетия». В.Е. Чиркин отмечает: «...современное социальное государство по своей природе выступает как социально-политический арбитр в обществе. Однако нужно иметь в виду, что социальное государство не является абсолютно беспристрастным арбитром».
В любом случае принцип социального государства является одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации, поэтому в Конституции России и основных учредительных документах ее субъектов большое внимание уделено гарантиям социальных прав граждан . Эта функция государства представляет особую актуальность и значимость. Как подчеркнул В.В. Путин, «социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений... Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития». В этом контексте В.Д. Зорькин отмечает: «...социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав на основе правовой справедливости».
1.2. Российская Федерация как социальное государство
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята ВС СССР 07.10.1977 // Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990 г. Утратил силу.
6. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 // СУ РСФСР, 1918, N 51, ст. 582. Утратил силу.
7. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» // СУ РСФСР, 1925, N 30, ст. 218. Утратил силу.
8. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией) // СУ РСФСР, 1937, N 2, ст. 11. Утратил силу.
9. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята ВС РСФСР 12.04.1978 // Ведомости ВС РСФСР, 1978, N 15, ст. 407. Утратил силу.
10. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2007. С. 359.
11. Арановский К.В., Князев С.Д. К вопросу об основаниях социальных прав и о субъектах правоотношений, с ними связанных // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 43 - 48.
12. Байтин М.И. Розин Э.Л. Возникновение марксистского учения о государстве и праве. М.: Высшая школа, 1967. 115 стр.: [Рецензия] // Правоведение. 1968. N 6. С. 133 - 136.
13. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 190.
14. Боброва Н.А. Понятие конституционного строя, двойственность его природы // Право и политика. 2002. N 2. С. 22, 23.
15. Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. 2010. N 6. С. 17.
16. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства. Воронеж. гос. ун-т, 2006. С. 243 - 254.
17. Ветошкин С.А. О точности юридических формулировок, связанных с уголовными наказаниями, и российской уголовно-правовой политике // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 10. С. 152 - 158.
18. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Российская академия правосудия, 2011. С. 226.
19. Винокуров В.А. Конституционное право человека и гражданина на труд: возможность и необходимость ограничения // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 11. С. 36.
20. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. N 4. С. 5.
21. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 2.
22. Демидов В.Н. Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по реализации принципа социального государства // Российская юстиция. 2013. N 8. С. 26 - 29.
23. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
24. Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 2. С. 12.
25. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 126.
26. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
27. Копина А.А., Копин Д.В. Конституционно-правовой анализ законодательных инициатив в сфере налогообложения в части установления обязательного платежа за использование социальной инфраструктуры (налог на тунеядство) // Налоги. 2016. N 19. С. 22 – 31.
28. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. N 16. С. 37 - 41.
29. Куницина О.А. Ограничения конституционного принципа свободы труда // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 4. С. 41.
30. Куренной А.М. Осознает ли государство реальную необходимость эффективного правового регулирования в сфере социальной политики? // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 2 - 6.
31. Макуев Р.Х. Проблемы модернизации системы социального управления Российской Федерации // Государство и право. 2013. N 1. С. 6.
32. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. М.: КНОРУС, 2014. С. 48.
33. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009. С. 72.
34. Менгер А. Новое учение о государстве / под ред. Б. Кистяковского, пер. с немецкого П. Тучапского. 2-е изд. М.: Издание С. Скирмунта, 1906. С. 96 - 97.
35. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2010. 365 с. С. 227, 257.
36. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. N 6. С. 98.
37. Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 29.
38. Петров С.В. Советское общенародное государство: основные задачи и функции // Советское государство и право. 1974. N 9. С. 25.
39. Понкин И.В. Вызов социальному государству или вызов социального государства. Рецензия на книгу Аристова Е.В. «Социальное государство в США» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. N 1-2. С. 118.
40. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 13.02.2012.
41. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права. 2007. N 3. С. 3 - 9.
42. Радлов Э.Л. Философский словарь. СПб.: Тип. акц. общ. Брокгауз - Ефрон, 1911. С. 263.
43. Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 103.
44. Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2006. N. 8. С. 98.
45. Сунцова Е.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 59.
46. Терещенко Н.А. Конец социальности: мифы и реальность // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн. 4. С. 105.
47. Трофимова Г.А. Право на труд в нормах Трудового кодекса Российской Федерации: ограниченные гарантии // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 147 - 155.
48. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 98.
49. Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. 591 с.
50. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 10 - 13.
51. Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М.: Наука, 2013. 919 с.
52. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2. С. 42 - 45.
53. Шмерлина И.А. Социальность, смысл, междисциплинарность // Эпистемология и философия науки. 2009. N 3. Т. 21. С. 137.