Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена ролью чувственного знания человека об окружающем мире, говоря иначе, сенсорного развития. Оно связано с совершенствованием восприятия и формированием представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Наиболее благоприятным периодом для организации систематической работы является дошкольный возраст. Сенсорное развитие детей осуществляется через ведущий вид деятельности – игру. Среди большого видового разнообразия игр хорошо зарекомендовали себя в использовании дидактические, в том числе и нестандартные.
Цель исследования – разработать и реализовать содержание нестандартных игр по сенсорному развитию детей. Задачи исследования:
1) обобщить российскую практику использования нестандартных дидактических игр по сенсорному развитию детей;
2) провести исследование уровня сенсорного развития детей;
3) представить собственный опыт использования дидактических игр по сенсорному развитию детей, проанализировать результаты.
Теоретическую основу исследования составили положения о ведущем виде деятельности детей в дошкольном возрасте; о значимости сенсорного развития в формирования объективных представлений личности о предметно-вещном мире и его явлениях действительности; о дидактических подходах, описанных в дошкольной педагогике, по сенсорному развитию.
Методическую основу исследования составили труды ученых, исследователей и методистов, описывающих роль дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста и использование нестандартных дидактических игр в сенсорном развитии: Д.Б. Эльконина, Г.А. Урунтаевой, С.В. Бадмаевой, Е.В. Полозовой, И.П. Барковой.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, информационных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
1.1. Сенсорное развитие: понятие, динамика формирования в дошкольном возрасте
Период дошкольного детства является временем интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, к числу которой отнесены учебно-методические пособия, монографии, диссертационные исследования, публикации в реферируемых журналах, позволил прийти к мысли о том, что проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занималось большое количество ученых. В этой связи содержательное наполнение понятия «сенсорное развитие» не имеет однозначного определения. Так, например, известный советский и российский психолог Л.А. Венгер предлагает следующее определение: сенсорное развитие – это «развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе» [3, с. 3]. Ученый-методолог В.И. Логинова вкладывала в искомое понятие следующее значение: это «формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов» [9, с. 19].
Я.Л. Коломинский, чей наиболее известный научный труд посвящен вопросам психического развития детей, полагает, что сенсорное развитие связано с «формированием новых, ранее не существовавших сенсорных процессов» [8, с. 119]. В пособии для педагогов, составленном Л.А. Метиевой, предложена иная формулировка: сенсорное развитие – это «формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах окружающего мира» [11, с. 74]. Можно отметить, что, несмотря на разницу подходов, определения авторов имеют определенное сходство, поскольку сенсорное развитие представлено как освоение определенных эталонов о внешних свойствах предметов, осуществляемое под руководством педагога. Значительный вклад в осмысление проблемы сенсорного развития внесли Т.А. Куликова и С.А. Козлова. Работая в соавторстве, они создали несколько десятков учебников и методических рекомендаций, посвященных вопросам воспитания детей. На этапе дошкольного детства ребенок должен освоить сенсорные эталоны, то есть «обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер» [7, с. 138].
Содержание сенсорного развития касается целого комплекса признаков и свойств предметов, которые следует понять детям, а именно: знакомство с величиной, формой, тяжестью и фактурой предметов, их цветом, звучанием объектов окружающего мира, вкусом, запахом, ориентировкой в пространстве. В ходе такого знакомства педагоги ставят цель – развитие чувствительности соответствующих анализаторов – зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и проч. Подобные отличия ребенок учится опознавать на основе изучения свойств предметов. Одновременно с этим дошкольник учится верно называть предметы, например, пушистый или шершавый, теплый или холодный, горький или сладкий, тяжелый или легкий, близкий или далекий. В содержание сенсорного развития в дошкольной педагогике также добавлено ознакомление со временем, развитие речевого и музыкального слуха: «Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека)» [7, с. 144].
Развитие речевого слуха предполагает обучение восприятию и дифференциации звуков, установлению смыслоразличительных единиц, звукопроизношению. Развитие фонематического слуха совершенствуется в ходе обучения грамоте, когда педагог ставит перед дошкольником задачу звукового анализа слова. Это означает, что дети должны научиться абстрагироваться от семантики и начать работать со звуковым комплексом слова. Что касается развития музыкального слуха, то здесь ребенка учат различать звуки по высоте, тембровой окраске, ритмическому рисунку и мелодии. Было бы интересно сравнить подходы к содержанию сенсорного развития, описанные в примерных образовательных программах. Проанализировав текст «Программы воспитания и обучения в детском саду», разработанной под руководством М.А. Васильевой, можно увидеть, что составители подчеркивают важность сенсорного развития дошкольников, о чем свидетельствуют общие задачи воспитания детей: «формирование зрительных и слуховых ориентировок, расширение и обогащение сенсорного опта детей» [14, с. 12].
С точки зрения разработчиков, сенсорное развитие необходимо осуществлять с раннего возраста. Так, например, для формирования и расширения сенсорного опыта детей до года рекомендовано прослушивание звука барабана и дудочки; ребенку нужно предлагать мять предметы из разных материалов; учить различать холодную и горячую воду. В возрасте полутора лет детей обучают различать предметы по величине, для чего используют пирамидки. В первой младшей группе, говорится в программе, сенсорный опыт воспитанников детского сада обогащают разными впечатлениями, совершенствуют их восприятие, упражняют в установлении сходства и отличия предметов, обучают обводить предмет по контуру. Во второй младшей группе закрепляют знание о величине, форме, цвете предметов; учат ориентироваться в соотношении плоскостных фигур; обучают устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков. В средней группе обогащают сенсорный опыт путем демонстрации новых способов обследования предметов; обучают умению фиксировать впечатления.
В старшей группе детей обучают отличать цвета по светлоте и насыщенности; учат использовать в качестве эталона плоскостные фигуры; при обследовании предметов учат выделять самую крупную часть; совершенствуют глазомер. В подготовительной группе совершенствуют координацию рук и глаз, мелкой моторики; развивают умение созерцать предметы; закрепляют умение классифицировать предметы на основании формы, строения, величины, цвета; закрепляют знание об эталонах. Теперь посмотрим, что говорится о сенсорном развитии в программе «Истоки», изданной под редакцией Л.А. Парамоновой [6]. Согласно тексту документа, сенсорное развитие осуществляется с самого рождения. В программе описана не только деятельность воспитателя в данном направлении, но и задачи работы психолога. Сенсорное развитие пронизывает все образовательные области. Так, например, в рамках познавательного развития дети учатся выделять в предметах и объектах цвета спектра, находить отличительные признаки у геометрических фигур, определять параметры величины, пользоваться эталоном и соотносить его с предметом и проч.
Обогащение знаний осуществляется благодаря информации о том, что нужно осторожно дотрагиваться до горячих или острых предметов. В рамках образовательной области «Физическое развитие» осуществляется совершенствование двигательной активности, и, в частности, мелкой моторики. В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» происходит обогащение словаря ребенка за счет пополняющихся знаний об окружающем мире. Образовательная область «Художественное развитие» направлена на совершенствование чувственного опыта дошкольника. В программе подчеркивается, что на протяжении периода детства важно усвоить представления о сенсорных эталонах (величине, форме, цвете).
Обратимся к содержанию программы «Детство», изданной под редакцией Т.И. Бабаевой. Ознакомившись с ее содержанием, можно увидеть, что сенсорное развитие детей в возрасте от 3-х до 4-х лет должно осуществляться через продуктивные виды деятельности. Например, организуя наблюдения, воспитатель учит выделять сенсорные признаки объекта – цвет, величину, форму. В самостоятельной деятельности ребенок постигает свойства некоторых предметом через взаимодействие с песком и водой. В младшем дошкольном возрасте малыш должен играть с предметами, имеющими квадратную, круглую и треугольную форму [5, с. 73]. В возрасте от 4-х до 5-ти лет дошкольники уже должны научиться выделять такие сенсорные свойства и качества предметов, как форма, величина, цвет, пространственное расположение предмета, материал, вес. Для этого в группе необходимо иметь «сенсорные наборы», в которых представлены «коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, наборы игрушек разного размера, материала» [5, с. 153].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бадмаева С.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом // Современная наука: тенденции развития: матер. науч.-практ. конф. – Нефтекамск, 2017. – С. 140-145.
2) Баркова И.П. Развитие ручной умелости и сенсомоторного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр из фетра // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2019. – С. 86-88.
3) Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 144 с.
4) Головина Т.Н. Исследование способности к целостному восприятию формы предметов // Энциклопедия психологических тестов для детей: интеллект, психика, способности / под ред. И.В. Книгиной. – М.: Книга по Требованию, 2018. – С. 8-12.
5) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 431 с.
6) Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 320 с.
7) Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособ. / С.А. Козлов, Т.А. Куликоваа. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2017. – 416 с.
8) Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2016. – 362 с.
9) Комплексная диагностика усвоения программы «Детство»: диагностический журнал / Под ред. В.И. Логиновой. – Волгоград: Учитель, 2011. – 47 с.
10) Мансурова В.Б. Нестандартные дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Дошколенок.ру: сайт для воспитателей детского сада. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/16263-nestandartnye-didakticheskie-igry-i-uprazhneniya.html.
11) Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособ. для учителей Л.А. Метиева, Э.А. Удалова. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2017. – 160 с.
12) Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 2015. – 394 с.
13) Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала: практич. пособ. для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина, 2017. – 48 с.
14) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 208 с.
15) Сибиркина Е.Н. Дидактические игры как средство этнокультурного развития дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 4(46). – С. 123-132.
16) Трифонова Е.С. Педагогические условия формирования речевой личности детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. № 2. – С. 126-135.
17) Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2016. № 2. – С. 8-15.
18) Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие. – 6-е изд.– М.: Академия, 2015. – 384 с.