Фрагмент для ознакомления
2
нетрезвого водителя, общественная опасность таких преступлений является заниженой.
Косвенный умысел на убийства людей в таком случае во время совершения аварии следует признавать со времени, когда пьяные сели за руль источников повышенной опасности. В таких случаях к возможным последствиям они относятся безразлично. Их действия невозможно сравнить с причинением вреда по обыкновенной невнимательности .
Помимо этого, в санкциях ч.6 ст.264 УК РФ во время причинения смерти пьяными водителями двум и больше лицам нужно, по нашему мнению, наравне с лишением свободы предусматривать лишение водительских прав не на три года, а на наиболее продолжительный период времени с конфискацией автомобилей в качестве орудия убийств. Думается, это является довольно справедливым, а главное, это будет эффективно работать на предупреждение такого опасного для общества преступления.
В заключении можно сделать следующие выводы. Первое направление повышения эффективности уголовно-правовой политики противодействия дорожно-транспортным происшествиям заключается в приведении пределов уголовно-правовых санкций реальной опасности преступлений.
Вторым направлением уголовно-правовой политики в исследуемой сфере является практика применения принимаемых законодателем решений по дифференциации уголовной ответственности. Как бы прекрасны законы ни были, необоснованное, неверное или искаженное их применение не принесет желаемого эффекта.
2. Квалификация преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта
2.1 Особенности квалификации преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации государство обязано обеспечивать безопасность граждан, принимать исчерпывающие меры к устранению опасностей, угрожающих их жизни и здоровью.
Одним из видов безопасности является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Правовые основы обеспечения данного вида безопасности на территории Российской Федерации закрепляет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», в ст. 1 которого указаны основные задачи: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Более конкретно определяют порядок и организацию дорожного движения Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 г. № 1090 .
Важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств играет уголовное право. В современный период одной из главных задач уголовной политики России является обеспечение уголовно-правовыми средствами безопасности дорожного движения. Уголовная ответственность за преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта предусмотрена ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является безопасность в сфере дорожного движения, обеспечиваемая Правилами дорожного движения и эксплуатации транспорта. В качестве дополнительного обязательного объекта выступают жизнь или здоровье человека. Нарушение правил движения не повлекшее причинение вреда жизни или здоровью человека относится к административным правонарушениям. Предметом преступления согласно примечания к ст. 264 УК РФ являются механические транспортные средства.
Правила безопасности движения установили для обеспечения безопасности управления транспортными средствами во время их движения, а именно со времени начала движения с места и до полнейшей остановки. Типы нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, это: превышение скоростного режима; несоответствие скоростого режима определенной дорожной обстановке, то есть избрание, не учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортных средств и грузов, дорожных, а также метеорологических условий; непринятие своевременной меры к снижению скоростного режима вплоть до полной остановки транспортных средств во время появления опасностей для движения, которые водители могут обнаружить; выезд на полосы встречного движения; несоблюдение порядка обгона, проезда перекрестка, железнодорожного переезда, пешеходного перехода, и так далее.
Правилами безопасности эксплуатации транспортных средств является совокупностью мер, которын обеспечивают надлежащее техническое состояние транспортных средст и соблюдение определенного порядка эксплуатации.
Запрещена эксплуатация транспорта когда есть технические неисправности, которын создают угрозу безопасности дорожного движения, которые определены Правительством России и даны в Основном положении по допуску транспорта к эксплуатации и обязанностях должностных лиц в области обеспечения безопасности дорожного движения , а помимо этого в ином законодательстве.
В уголовно-правовых источниках литературы неоднократно поднимали вопрос по поводу того, в каком случае будут составы преступлений: при одновременном нарушении порядка безопасности движения и эксплуатации либо с целью привлечения к ответственности достаточно нарушения только правил безопасности движения, или только порядка эксплуатации транспортных средств. В судебной практике данный вопрос тоже решают неоднозначно. Допустим, по делу О. прокурором был внесен протест по переквалификации деяния по статье о преступлениях против личности исходя, из того, что О. были нарушены только правила эксплуатации транспортных средств и причинен тяжкий вред, здоровью гражданина, не нарушая при этом правил дорожного движения.
Верховным Судом РФ протест был отклонен, и было указано, что ответственность за автотранспортные преступления, предусмотренные ст.264 УК РФ, наступит за нарушение и правил движения, и порядка эксплуатации транспортного средства .
В целях более точного понимания текста закона, с нашей точки зрения, в названии ст. 264 УК РФ союз «и» следует заменить на союз «или». Тем более, что в диспозиции ч. 1 данной нормы законодателем употреблен союз «или», а не «и».
Ряд авторов предложили убрать из диспозиций ст. 264 УК РФ деяния в форме нарушения порядка эксплуатации транспортного средства и квалифицировать причинение вреда здоровью либо жизни при их нарушениях по статьям о преступлениях против личности (гл. 16 УК РФ) . Мы считаем, в том случае, когда нарушение данного порядка ставит под угрозу безопасность движения, и как результат наступит такое последствие, объект преступлений, прежде всего, это безопасность движения, а не личность. И напротив, нарушение порядка технической эксплуатации и другого порядка предосторожности, допустим, во время ремонта, заправки транспортных средств горючими, производстве погрузочно-разгрузочных и иной работы, будет посягать на жизнь и здоровье личности или на безопасные условия труда, а не на безопасное функционирование транспорта и нужно квалифицироваться по определенным статьям, но не по ст. 264 УК РФ.
Характер преступных действий (бездействия), которые предусматриваются ст.264 УК РФ, указывают на то, что специфика данных преступлений будет состоять в нарушении виновными порядка безопасности дорожного движения либо эксплуатации механического транспортного средства.
Нарушение же порядка безопасности технического обслуживания транспортных средств, нарушение порядка безопасности труда при проведении ремонтных работ, нельзя квалифицировать по ст.264 УК РФ, на основани того, что в данныъ случаях безопасность движения нарушаться не будет.
Следовательно, с целью привлечения виновных к ответственности по ст.264 УК РФ нужно определить факт нарушения порядка, который непосредственно связан с обеспечением безопасности движения либо эксплуатации механического транспортного средства. Ответственность будет возможной, если обозначенные в законодательстве последствия наступают во время нарушения конкретных пунктов Правил дорожного движения либо других нормативных актов, а помимо этого указаний на то, в чем конкретно выражались данные нарушения, а именно определенные действия водителей. Во время квалификации данных преступлений невозможно использовать общую ссылку на нарушение правил. Например, был проведен пересмотр уголовного дела в отношении М., который сбил пешехода, в результате того, что обвинительное заключение и приговор отмечали следующее нарушение Правил дорожного движения: «вовремя не остановился и не предотвратил наезд», без указаний на конкретное нарушение пункта Правил.
Нарушение правил безопасности дорожного движения может совершаться путем действия или бездействия. В уголовно-правовой литературе отмечалось, что чаще всего эти преступления совершаются путем бездействия, когда лицо, управляющее транспортным средством, не выполняет определенные правила, которые вменяются ему в обязанность соответствующими актами. Однако, как верно подмечают некоторые авторы, «выделить в чистом виде бездействие при управлении транспортным средством крайне трудно, так как зачастую имеет место смешанное бездействие. Например, лицо, управляя неисправным транспортным средством, знало о его неисправности».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом последних поправок от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №50. Ст. 4873.
7. Добренков А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2017. С. 82.
8. Епифанов Б. В. Общественная опасность преступления как фундаментальная и интегративная категория уголовного права: подходы к законодательной дефиниции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4. С. 92.
9. Кусакин В.В. Ужесточение наказания за преступления против безопасности дорожного движения // В сборнике: Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 107.
10. Кашкина Е.В., Хандогина А.В. К вопросу обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2013. № 2. С. 18.
11. Линкевич А.Е. Некоторые спорные аспекты конструирования и квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Евразийская адвокатура. 2017. № 2 (27). С. 26.
12. Лобанова Л.В., Мкртчян С.М. Некоторые проблемы установления и реализации нового основания освобождения от уголовной ответственности // Уголовное право. – 2016. – № 6. – С. 111 - 121.
13. Мосечкин И.Н., Минина А.В. О причинах изменения судебных решений по уголовным делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта // В сборнике: Общество. Наука. Инновации (НПК-2018). 2018. С. 538.
14. Моховая Т.А. Планирование расследования преступлений против безопасности дорожного движения // В сборнике: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 104.
15. Моховая Т.А. Преступления против безопасности дорожного движения как объект криминалистического исследования // Российская юстиция. 2016. № 2. С. 46.
16. Милова И.Е., Суржикова Е.В. О некоторых аспектах методики и тактики преступлений против безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы правоведения. 2016. № 3 (51). С. 46.
17. Пикуров Н.И. Квалификация транспортных преступлений: Практическое пособие. М.: Российская академия правосудия, 2011. С. 50-51.
18. Петренко Е.С. Причины и условия совершения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // В сборнике: Развитие молодежной юридической науки в современном мире Сборник научных трудов по материалам XI Международной научной конференции. Ответственные редакторы О.В. Белянская, Н.С. Ельцов. 2017. С. 321.
19. Плотников А.И. Уголовное право России. Общая часть: учебник для бакалавров. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. с. 85.
20. Пикуров Н.И. Квалификация транспортных преступлений: научнопрактическое пособие. М.: РАП, 2011. 165 с.
21. Проценко С.В. О месте совершения преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ // Транспортное право. 2012. № 2. С. 2–4
22. Рарог А. И. Проблемы квалификации преступлений по субъективным признакам: монография. М.: Проспект, 2018. С. 94–96.
23. Самойлюк Н.В. К вопросу о видах преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Новейшие достижения и успехи развития юриспруденции сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 11.
24. Самойлюк Н.В., Бойко В.Н. Преступления против движения и эксплуатации транспорта // Хабаровск, 2017. С. 66.
25. Сердюк Л.В. Безопасность эксплуатации транспорта, охрана общественного порядка и защита личности // Lex russica. – 2016. – № 11. – С. 126 - 134.
26. Сидоренко Э.Л. Гуманизация уголовного законодательства сквозь призму системного анализа // Мировой судья. – 2016. – № 11. – С. 18 - 22.
27. Собин Д.В. Эффективность уголовно-правовой политики противодействия дорожнотранспортным преступлениям: анализ трех основных корреляционных величин криминальной ситуации // Российский следователь. – 2017. – № 4. – С. 45 - 47.
28. Сундурова Ф.Р., Тарханова И.А. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / 2016. с. 231.
29. Сирохин, А.И. Исторические особенности развития юридических конструкций норм об уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств /А.И. Сирохин // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8 (111). С. 209-211.
30. Сирохин А.И. Становление юридических конструкций норм об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в советский период /А.И. Сирохин // Транспортное право. 2015. № 3. С. 6-11.
31. Телегина Е.Г., Екимова О.В. Проблемы правоприменительной практики в вопросах квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Бюллетень науки и практики. 2017. № 6 (19). С. 276.
32. Трощанович А.В. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ: методические рекомендации / А.В. Трощанович; под ред. А.М. Багмета, В.В. Бычкова. М.: Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, 2013. 89 с.
33. Уголовное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. В. С. Комиссарова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2013. С. 342.
34. Читаев Ш.В., Лекционный материал. НГОУ ВПО «Институт государственного администрирования». М. 2013. с. 111.
35. Шиханов В.Н. Юридическая конструкция неосторожных преступлений нуждается в совершенствовании // Право и политика. 2016. № 4. С. 427 - 440.
36. Шиханов В.Н. О поиске оптимальных моделей взаимодействия уголовного права и криминологии // Судья. – 2016. – № 9. – С. 54 - 59.