Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Интерес большого количества исследователей к проблеме формирования беглости чтения обусловлен огромной ролью чтения в образовании, воспитании и развитии человека.
Во-первых, наличие нарушений чтения отрицательно сказывается на изучении ребенком всех школьных предметов.
Во-вторых, низкая скорость чтения снижает понимание прочитанного, что, в свою очередь, приводит к бессмысленному чтению.
В-третьих, проблема развития беглости в чтении не ограничивается периодом грамотности. Надо работать над формированием беглости чтения до конца начальной школы, потому что при поступлении в вуз большой объем информации «необходимо читать, обрабатывать» для учащихся. Низкий темп чтения существенно влияет на время выполнения домашних заданий, влияет на степень запоминания материала и даже на интерес к обучению.
Перечисленные факты подчеркивают актуальность проблемы исследования, которую мы рассматриваем.
Большое внимание было уделено изучению грамотности в отечественной и зарубежной академической литературе:
- по психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.),
- в нейропсихологии (А.К. Венедиктова, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.),
- в психофизиологии (А.П. Бизюк, Н.И. Жинкин),
- в педагогике (А.К. Аксенова, Н.Н. Светловская и др.),
- в логопедической терапии (Р. И. Лалаев, М. Е. Хватцев) и др.
С методологической точки зрения, проблема разработки беглости для чтения также детально проработана, подробно описаны методы, задания и игры для формирования беглости для чтения у младших школьников. Однако в практике начальной школы они случаются во время обучения грамоте и вообще не представлены на уроках литературного чтения. В результате существует противоречие между психологической, образовательной и методологической необходимостью улучшения беглости чтения среди младших школьников и неадекватным использованием доступных методологических инструментов.
Проблема исследования возникает из-за противоречия: каковы наиболее эффективные методы развития беглости чтения у учащихся начальных классов.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование навыка чтения в практике начальной школы.
Предмет исследования: приемы развития беглости чтения в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Опишите психологические, образовательные и методологические аспекты формирования флюида у младших школьников.
2. Выявить возрастные особенности формирования грамотности у учащихся начальной школы.
3. Систематизация методов обучения и условий формирования читающей беглости у детей младшего школьного возраста.
4. Представить нормы техники чтения в начальной школе.
5. Организовать практическую работу по изучению и обучению навыкам чтения у учащихся начальной школы и продемонстрировать ее эффективность.
Исследовательская гипотеза: плавность чтения будет развиваться более эффективно, если:
1) наряду с различными приемами практиковать свободное чтение, используйте задания для предотвращения неправильного чтения;
2) отбирать тексты для систематического чтения с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
3) развить мелкую моторику у младших школьников.
Методы исследования:
- сравнительный анализ литературы по проблеме исследования;
- описательный метод;
- обобщение педагогического опыта;
- диагностические задачи;
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка данных.
База исследования: обучающиеся 1 (2) классов средней школы.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогический и методический аспекты формирования беглости чтения у младших школьников
Первое исследование процесса чтения было проведено французским ученым Джавалом в конце 19-го века, который занимался проблемой движения глаз во время чтения. Систематическое изучение навыков чтения, в частности, навыков чтения, началось в 20-х годах 20-го века в русской педагогике и с середины 30-х годов в Соединенных Штатах.
На сегодняшний день накоплен большой объем психологических, образовательных и методологических знаний в области навыков чтения и чтения [3, с. 10].
Таким образом, после изучения движения глаза во время чтения и определения значения поля восприятия текста для скорости чтения в способе чтения была сделана попытка расширить поле восприятия текста, используя визуальные средства, например, читая слово пирамиды (рис.1.1).
Позже выяснилось, что увеличение скорости чтения напрямую зависит от способности читателя понимать текст. Поэтому самые современные методы обучения быстрому чтению основаны не на принципе визуализации, а на развитии способности понимать прочитанное.
В современной технике чтения существует три основных метода обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- аналитический,
- синтетический,
- аналитические и синтетические.
С помощью аналитического метода изучение чтения начинается с усвоения слов и предложений. Этот метод широко распространен во многих европейских языках (чтение целых слов или целых текстов).
Чтение целых слов направлено на то, чтобы научить детей распознавать слова как единое целое, не разбивая их на составляющие. В этой технике не преподаются ни названия букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После изучения 50-100 слов ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.
Чтение всего текста относится к лингвистическому опыту ребенка. Например, ребенок получает книгу с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, находит неизвестные слова, значение которых ему нужно угадать с помощью контекста или иллюстраций. Это поощряет не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель полнотекстового метода - сделать процесс чтения приятным. Одна из его характеристик - фонетические правила не объясняются.
Синтетический метод предполагает первоначальное изучение букв и слогов и их преобразование в слова и фразы. Продуктивность этого метода весьма сомнительна для некоторых методистов. Синтетические методы включают методы Зайцева и Мура.
Метод Зайцева предусматривает обучение детей на складах как единицах языковой структуры. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады выгравированы на гранях кубиков, разных цветов, размеров и звуков. Помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Используя эти склады, ребенок делает слова.
Метод Мура начинается с изучения детьми букв и звуков. Ребенка вводят в помещение, где есть специальная машинка. Звучит так же, как и названия знаков препинания и цифр при нажатии на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенок получает буквенные комбинации, например, простые слова, и ему предлагается набрать их на печатной машинке.
Аналитико-синтетический метод использует преимущества двух предыдущих методов. Основоположником этого метода является отечественный учитель К.Д. Ушинский. Согласно аналитически-синтетическому методу, обучение чтению происходит в следующей логике [4, с. 50]: речь - предложение - слово - слог - звук - буква - слог - слово - предложение - текст. Во время грамотности большое внимание уделяется развитию фонематического слуха у детей, то есть способности различать отдельные звуки в речевом потоке, отличать звуки от слов или слогов. Молодые школьники должны распознавать и характеризовать основные звуки не только в сильных позициях, но и в слабых позициях, чтобы различать звуковые фонемы (звонкость – глухость, твердость – мягкость).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование литературного произношения у детей в начальной школе - М., 2011.
2. Горбушина Л. А. Обучение экспрессивному молодежному чтению. школьники - М., 2009.
3. Горецкий В.Г. и другие. Литературные уроки чтения из речевых учебников Родни: Принц. 1, 2, 3; Книга для учителя. - М., 2009.
4. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанко А.Ф. Уроки чтения и письма. - М., 2010.
5. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в страну книг. - М., 2011.
6. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальной школе. - К., Педагогика, 2011.
7. Егоров Т. Г. Очерки по психологии обучения детей чтению. - М., 2007.
8. Жедек П. С. Анализ звуковых и звуковых букв на разных этапах грамотности // Начальная школа. - М., 2009, № 8.
9. Курсы по алфавиту / Под ред. Волиной В.В. - М., 2008.
10. Климанова Л.Ф. Навыки чтения у учащихся начальной школы и пути их совершенствования // Средства и методы достижения силы знаний в начальных классах / Под ред. М.П. Качина - М., 2010.
11. Климанова Л. Учимся читать в начальной школе. // Начальная школа, 2011. № 7.
12. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 1 класс - М., 2008.
13. Левин В.А. Когда маленький ученик становится великим читателем. - М., 2009.
14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М .: 2010.
15. Львов В.В. Произношение и обучение акценту в старшей школе. 5-9 классы - М., 2009.
16. Львов М.Р. Словарь-справочник по методологии русского языка. - М., 2008.
17. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2010.
18. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Пособие для педагогических вузов. -М., 2009.
19. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие для школьников (Введение в учителя). - М., 2011.
20. Максимук Н. Н. Игры на грамотность и чтение: руководство для учителей начальных классов. - М .: ВАКО, 2007.
21. Найденов Б.С. и соавт. Выразительные методы чтения. - М., 2011.
22. Мы тренируемся по системе Занкова Л.В. Книга для учителя. - М., 2009.
23. Оморокова М. И. Совершенствование чтения среди младших школьников - М .: 2009.
24. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей - М., 2010.
25. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. - М., 2008.
26. Русский язык в начальной школе. Теория и практика: пособие для учащихся общеобразовательных школ. / Под ред. М. Соловья. - М., 2009.
27. Светловская Н.Н., Питч-оол Т.С. Обучение детей чтению: детская книга и детское чтение. - М., 2008.
28. Литературная речь барабанщика (колода карт). - М., ОЗОН, 2011.
29. Ушинский К. Д. Воспитательная работа: в 6 тт. - М., 1989. –Т.3.
30. Зейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: поз. Для учителя. - М., 2010.