Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий и организаций, которые непосредственно определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. Социальная сфера обычно включает образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, общественное питание, коммунальные услуги, пассажирский транспорт, связь, в том числе средства массовой информации. Эффективность социальной политики напрямую связана с уровнем развития производительных сил и производственных отношений в государстве. Политические факторы очень часто являются одной из определяющих причин его эффективности, в том числе и отношение государства как субъекта политики, непосредственно реализующего социальные меры.
Государственное регулирование социальной сферы в любом государстве должно быть одним из приоритетов каждого правительства. Конституция Российской Федерации гласит, что Россия является «социальным государством».
Объектом исследования является государственное регулирование социальной сферы в России.
Предметом исследования является современное состояние и перспективы совершенствования государственного регулирования социальной сферы в России.
Целью исследования явилось обоснование направлений совершенствования государственного регулирования социальной сферы в Российской Федерации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить общую характеристику функционирования социального рыночного хозяйства;
раскрыть реформу социального рыночного хозяйства;
представить итоги государственного регулирования социального рыночного хозяйства в Российской Федерации в 2019 г.;
выявить проблемы социального рыночного хозяйства в Российской Федерации;
разработать пути совершенствования государственного регулирования социального рыночного хозяйства в Российской Федерации.
Теоретико-практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем, посвященных совершенствованию социальной политики России.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1 Теоретические основы функционирования социального рыночного хозяйства
1.1 Общая характеристика функционирования социального рыночного хозяйства
В условиях рыночной экономики необходимым условием предупреждения и снижения социальной напряженности, неизбежно возникающей в связи с разрывом уровня доходов богатых и бедных слоев населения, а также в связи с неравномерным распределением социальных благ, выступает проведение социальной политики, позволяющей говорить о той или иной стране как о социальном государстве. С учетом обозначенной важности социального государства, в специальной литературе уделяется большое внимание изучению вопроса о механизме соответствующего государства, как постоянно действующего «координатора» доступных только ему инструментов защиты широких слоев населения, выраженных в деятельности разнообразных органов государственной власти и их должностных лиц .
В общем виде, механизм социального государства может быть охарактеризован как инструмент перераспределения доходов в условиях рыночной экономики, посредством системы предоставления социальных услуг и субсидий, вкупе с необходимым для их финансирования налоговым бременем.
Иными словами, реально действующий механизм социального государства позволяет слоям населения с низким уровнем доходов, повышать собственную долю в общественном потреблении благ, делая таковую более справедливой и достойной для каждого члена общества. В то же время, необходимость научно-обоснованного изучения и законодательного совершенствования обозначенных механизмов обуславливаются тем, что такое перераспределение благ и доходов в условиях социального государства не должно способствовать устранению стимула к достижению более высоких доходов – в этой связи, помощь и поддержка в условиях социального государства должна оказываться только тем категориям граждан, которые реально нуждаются в таковой.
В свою очередь, в качестве основных элементов механизма социального государства могут быть названы:
Социально-направленная государственная бюджетная политика (включая налоговую политику). В специальной литературе существует мнение о том, в наибольшей степени соответствует целям и задачам социального государства внедрение системы прогрессивного налогообложения, в соответствии с которой, степень налогового бремени различается в зависимости от уровня доходов конкретного гражданина. Считается, что такая система позволяет обеспечить «выравнивание» первичного перераспределения доходов, при неуклонном контроле государства за прозрачностью и легальностью соответствующих доходов;
Пенсионное обеспечение, позволяющее гарантировать материальную поддержку гражданам, неспособным в силу возраста или состояния здоровья продолжать трудовую деятельность, за счет перераспределения в их пользу части доходов трудоспособного населения;
Социальное обеспечение, предполагающее государственное участие в оказании материальной помощи гражданам, постоянно или временно утратившим трудоспособность, а равно гражданам с низким уровнем доходов, выраженное, в том числе, в предоставлении прямых материальных трансфертов .
Классическими примерами мер социальной поддержки, выраженных в прямых трансфертах нуждающимся слоям населения выступают пособия по безработице (неполной занятости), детские пособия, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг для определенных категорий населения, и т.д.
Наряду с обозначенными выше инструментами, безусловно характерными для механизма социального государства, в специальной литературе обращается внимание на то, что система механизмов социального государства может быть представлена следующим образом:
Финансово-бюджетный механизм, посредством внедрения и реализации которого на практике регламентируются вопросы образования и использования финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения разнообразных мероприятий социальной направленности.
В общем виде можно говорить о том, что обозначенный механизм одновременно состоит из двух составляющих – в рамках первой происходит упорядочение финансового обеспечения социальной политики (например, корректировка ставок обязательных взносов в фонды социального, медицинского страхования, и т.д.), в рамках второй – аккумулируются финансовые ресурсы из различных поступлений для непосредственного осуществления государственной поддержки при наличии соответствующей необходимости;
Налоговые рычаги и стимулы: ранее была отмечена важность обозначенных компонентов в механизме социального государства. При этом представляется целесообразным подчеркнуть, что данный механизм также отличается определенной сложностью внутренней организации, так как одновременно включает в себя меры воздействия на работодателей (например, путем предоставления налоговых льгот для тех из них, которые используют труд лиц пенсионного возраста и инвалидов), и самих граждан (например, посредством предоставления подходящих условий для развития собственной социальной защищенности и повышения уровня доходов); Собственно административные решения, реализуемые отдельными звеньями государственного аппарата.
Для данного элемента механизма социального государства характерны решения, способствующие изменению порядка социальной поддержки отдельных категорий населения (несовершеннолетних, молодежи, пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста, и т.д.), принимаемые органами государственной власти и управления различного уровня. Нормативно-правовой (законодательный) компонент механизма социального государства Наряду с тремя обозначенными выше элементами социального государства, в специальной литературе традиционно выделяется четвертый, характеризующейся особой значимостью в виду его общеобязательного значения .
частных инвесторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 511-514.
3. Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защита», «социальная незащищенность» / И. А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. – 2018. - № 2. - С. 26-30.
4. Бейдина т. е. Новые подходы к социальной политике в США / т. е. Бейдина / / Вестник Забайкальского государственного университета. – 2017. - вып. 23. - N 6. - С. 63-73.
5. Болдова Я. Е. взаимосвязь социальной защиты населения и социальной работы / Я. Е. Бондаренко // Формы и методы социальной работы. Улан-Удэ. - 2019. - С. 63-65.
6. Горшков А. В. Право социального обеспечения: монография / А. В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2019. - 160 С.
7. Гусева Т. С. Право на социальное обеспечение в России / Т. С. Гусева. - Москва: Юркомпании, 2019. - 276 С.
8. Дахин А. В. Основы социального государства: учеб. пособие / А. В. Дахин, С. А. Воробьев. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. - 102 С.
9. Добромыслов К. В. Закон о социальном обеспечении / К. В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская. – М.: Книжный Мир, 2019. - 416 с.
10. Зябликов Д. В. Социальная политика Российской Федерации и ее роль в повышении уровня жизни населения / Д. В. Зябликов // социально-экономический и Гуманитарный вестник Красноярского государственного университета. – 2018. - № 1. - С. 141-150.
11. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. – М.: Проспект, 2019. – 207 c.
12. Клименко В.А. Рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. – 2019. – № 4. – С. 132-139.
13. Клименко В.А. Социальная рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. – 2017. – № 5. – С. 445-464.
14. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. – М.: Проспект, 2019. – 266 c.
15. Котляров С. Б., Чувакова А. С. Пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 45-49.
16. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. – М.: Юстицинформ, 2019. – 476 c.
17. Морозов В.Е. Рыночная экономика и ее социальная направленность / В.Е. Морозов // Политическая наука. – 2019. – № 4. – С. 51-68.
18. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. – М.: РИОР, Инфра-М, 2018. – 559 c.
19. Никонов Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. – М.: СИНТЕГ, 2019. – 608 c.
20. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы: учебное пособие для высшей школы. Изд. 4-е, перераб., доп. М.: Академический проект, 2018. – 334 с.
21. Приходовская Е.А. Рыночная экономика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. – № 4. – С. 121-124.
22. Самыгин С.И. Социальная политика: учебник / С.И. Самыгин, А.В. Рачипа, И.А. Янкина. – М.: Дашков и К, 2016. – 224 с.
23. Свистун Р.А. Сущности и основные направления государственной социальной политики в России / Р.А. Свисун // Научные исследования.- 2017. – Т. 1. № 6 (17). – С. 85-90.
24. Ситникова Ю.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / Ю.А. Ситникова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. – № 9-1. – С. 90-92.
25. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – Ростов н/Д..: Феникс, 2018. – 352 c.
26. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2019. – 208 c.
27. Чернятьева З.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / З.А. Чернятьева, Н.Е. Коваленко, К.Е. Коваленко // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2018. – № 14. – С. 325-327.
28. Юдинцева О.А. Государственная социальная помощь / О.А. Юдинцева // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков и др. – 2018. – С. 260-263.
29. Государственная социальная помощь в 2019 году - понятие и основания для предоставления, виды и размеры дотаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sovets.net/15939-gosudarstvennaya-socialnaya-pomocsh-v-2019-godu.html#h2_1.
30. http://minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов.