Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Особым и чрезвычайно важным элементом российского правопорядка являются административно-правовые режимы. Широких комплекс подобных режимов закреплен в административно-правовых актах законодательного и подзаконного характера на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Данные режимы используются в таких целях, как специальное (режимное) регулирование, охрана, обеспечение безопасности и защиты общественных отношений, стимулирования развития общественных отношений в должном направлении, ограничение и пресечение негативных воздействий на личность, обеспечение прав и свобод.
Под действие административно-правовых режимов попадают такие значимые общественные отношения, как социально-экономические, конституционные права и свободы граждан, отношения, возникающие в связи с обеспечением обороны страны, обеспечением охраны природы и окружающей среды и т.д., поэтому актуален анализ данных правовых режимов. Кроме того, относительно недавно – в 2010-2015 гг. был введен ряд новых административно-правовых режимов, которые имеют иные цели и иной способ регулирования.
Объект курсовой работы – это общественные отношения, складывающиеся по поводу административно-правовых режимов, их регламентации, введения и порядка осуществления.
Предмет работы – это нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовые режимы (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и т.д.).
Цель данного исследования – анализ административно-правовых режимов.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- изучить понятие и признаки административно-правовых режимов;
- рассмотреть классификацию административно-правовых режимов;
- охарактеризовать режим чрезвычайного положения;
- проанализировать режим военного положения;
- дать характеристику режима Государственной границы РФ;
- определить содержание режима закрытого административно-территориального образования.
Теоретическую основу работы составили труды ученых-юристов по административному праву, таки как С.С. Алексеев, Г.С. Беляева, А.Д. Благов, С.Н. Бочаров, В.В. Власенков, А.А. Долгополов, С.М. Зырянов, А.В. Малько, Н.И. Матузов, А.Ф. Ноздрачев, А.А. Подмарев, В.Б. Рушайло и др.
При написании курсовой работы применялись общенаучные методы (логика, анализ и синтез, сравнение) и частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический).
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает следующие элементы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
1.1 Понятие и признаки административно-правовых режимов
В научной литературе помимо понятия «административно-правовой режим» используются такие термины, как «режимы государственного управления», «управленческие режимы», «режимная организация управления». Данное разнообразие в наименовании одного из базовых институтов административного права свидетельствует о не сложившейся до сих пор терминологии. Сами же административно-правовые режимы могут и вовсе не содержать в названии слово «режим». Например, данная особенность касается таможенной процедуры, которая также представляет собой режим, поскольку является особым порядком регулирования, в данном случае – в таможенной сфере. Другая часть понятия – «административно-правовой» не используется законодателем: режим государственной границы, режим контртеррористической операции и т.д. Однако, использование такой характеристики как «административно-правовой» оправдано, так как демонстрирует принадлежность режимов к административному праву и деятельности органов исполнительной власти. А.Ф. Ноздрачев считает использование слова «правовой» в рассматриваемом термине излишним. Ученый считает, что в государственном управлении вся деятельность строго регламентируется законом, и нет необходимости на это указывать .
Административно-правовой режим выражает специфику объекта административно-правового воздействия и тех административно-правовых средств, которые используются для этого воздействия. Ключевой особенностью административно-правового режима является комплекс мер, закрепленных в регулятивных нормах, которые устанавливают специальные правила поведения, правовые стимулы, правоограничения (запреты, предписания и т.д.), специальные статутные нормы, особые охранительные нормы.
Административно-правовому режиму присущи те же признаки, что и категории «правовой режим»: установление законом и обеспечение государством, предоставление особого порядка правового регулирования, создание конкретной степени благоприятности или неблагоприятности удовлетворения для удовлетворения интересов субъектов, регламентация конкретных областей общественных отношений. Специфика административного права выражается в обязательном участии исполнительных органов власти, а также реализация через правоприменение путем издания индивидуальных правоприменительных актов . За нарушением административно-правового режима обязательно следуют меры административно-правового принуждения.
Структура административно-правового режима включает: цели, полномочия субъектов, реализующих режим, порядки взаимодействия органов власти, органов власти и организаций, граждан, порядок ведения определенной деятельности, в том числе издания нормативно-правовых актов. В первую очередь, административно-правовые режимы вводятся лишь в той ситуации, когда цели административного воздействия не могут быть достигнуты в режиме обычного порядка государственного управления и настоящего административно-правового регулирования.
После ряда принятых нормативно-правовых актов в 2010-2015 гг. в научной литературе стала иначе определяться цель административно-правовых режимов. Новые режимы (режим пограничного сотрудничества, режим свободного порта, режим промышленного кластера и др.) основываются на привилегиях, льготах и преимуществах. Данные режимы освобождают от определенных обязанностей и предоставляют дополнительные права. Целью данных административно-правовых режимов является оптимизация баланса частных и публичных интересов, развитие инновационной деятельности, предпринимательской деятельности, формирование системы поддержки и т.д. Однако, большинство режимов все же чаще реализуется посредством жестких способов регулирования – запреты, распоряжения, правоограничения, обязывания и т.д.
Таким образом, основная юридическая цель любого административно-правового режима – это обеспечение правопорядка, а сам рассматриваемый режим – это совокупность государственных мер и средства административно-правового характера, основанных на законодательстве.
1.2 Классификация административно-правовых режимов
Существуют различные виды административно-правовых режимов. По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).
В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).
По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.