Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что процесс развития современного образовательного пространства представляет собой вариативный процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей отдельного человека, общества, и государства в целом. Воспитание как неотъемлемая система образования играет большую роль в течение всего периода формирования педагогики как науки. Актуальность выбранной те мы курсовой работы обуславливается требованиями общества, стоящего на пороге новейших преобразований, внедрений в сфере образования. Конкретнее, особенности воспитания современного поколения людей носят объективный характер, та к ка к воспитательные за дачи требуют оперативного, творческого, эффективного решения не только со стороны педагогов – новаторов, но и, конечно, со стороны самих обучающихся.
В соответствии с федеральным за коном от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Необходимость повышения качества воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении отражена в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Воспитательная система школы должна быть направлена на создание условий развития личности учащихся. О.Н. Антонова отмечает, что личность формируется в деятельности, при включении в воспитательные мероприятия (воспитательные события) и рефлекторном анализе произошедших мероприятий, которые, в основном, организуются классным руководителем в школе.
Теоретические основы исследования базировались на положениях: истории и теории воспитания (А.В. Барабанщиков И.А. Алёхин, Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, И.К. Журавлев, В.В. Краевский, Н.И. Киряшов, Н.С. Кравчун, Е.А. Пеньковский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, В.Я. Слепов, М.Н. Скаткин и др.); системы воспитания (И.Г. Безуглов, В.П. Давыдов, Н.С. Кравчун, Н.И. Киряшов Н.Ф. Котов и др.); исследований по проблемам военно-педагогической подготовки (В.И. Вдовюк, А.М. Воробьев, П.Н. Городов, М.А. Лямзин, А.Н. Гостев, Н.А. Чесноков и др.); методологических подходов к процессу воспитания (В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий); по теории личностно-социально-деятельностного подхода (А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, В.Н. Гуляев, И.А. Липский и др.) и др.
Специфика воспитательной работы носит общественно значимый характер. Проблемы на хождения общей стратегии развития воспитательного процесса и разработки точного плана действий мотивирует образовательные институты к созданию, формированию достойного в воспитательном плане выпускника образовательного учреждения.
Объект исследования: воспитательная работа в старших классах средней школы.
Предмет исследования: условия организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Цель исследования: из учить особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы организации воспитательной работы;
- провести опытно-поисковую работу по организации воспитательной работы со старшеклассниками МБОУ СОШ №.
Методологической базой исследования явились концептуальные разработки отечественных ученых в области психологии, педагогики, та кие ка к С.Я. Батышев [3], А.В. Енин [5], В.А. Сластенин [14], И.З. Гликман [4].
Гипотеза исследования: мы предположили, что организация воспитательной работы с детьми старшего школьного возраста в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности будет успешна, если будет эффективнее если разработан комплекс мероприятий по организации воспитательной работы во внеурочной деятельности в школе с учетом выделенных форм и методов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться при организации учебного процесса со старшеклассниками с учетом выявленных закономерностей развития интеллекта учащихся.
Методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические – анализ технологий обучения, наблюдение.
База исследования: МБОУ СОШ №.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Понятие, цель, задачи воспитательной работы
ФГОС рассматривает воспитательную работу как «педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [2]. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Целью воспитательной работы в общеобразовательной организации является создание условий для гражданского самоопределения, активной жизнедеятельности, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и культурном становлении обучающихся. Задачи воспитательной работы:
- создание условий для формирования ведущих интегративных качеств личности;
- формирование качеств личности в соответствии с моделями выпускников начальной, основной и старшей школы;
- освоение образовательно-воспитательного пространства школы;
- дальнейшее развитие демократических процессов в школьном коллективе;
- социальное закаливание, основанное на саморазвитии и самосовершенствовании личности каждого школьника;
- создание воспитательного пространства как условия становления нравственно – воспитанной и физически развитой личности. По мнению В.А. Сластенина, воспитание представляет собой процесс формирования базовой культуры личности. Данный процесс осуществляется по ряду направлений, а именно:
1) философско-мировоззренческая подготовка школьников;
2) воспитание гражданской позиции и патриотизма;
3) формирование нравственной культуры личности;
4) трудовое воспитание и профориентация;
5) формирование эстетической культуры личности;
6) воспитание физической культуры личности [14, с. 45].
И.П. Подласый трактует понятие «воспитание» как систему, элементами которой являются знания, убеждения, навыки, качества и черты личности, а также устойчивые привычки поведения человека. Цель воспитания И.П. Подласый определяет как «формирование всесторонне и гармонично развитой личности» [12, с. 49]. В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», понятие «воспитание» определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно–нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].
Воспитание осуществляется в рамках воспитательной работы как отдельного направления деятельности образовательной организации любого типа и вида. В словаре по педагогике Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. содержится определение воспитательной работы как вида деятельности, связанной с воспитанием [8].
Воспитательная работа как вид деятельности носит целенаправленный, системный характер. Д.А. Караковский определил понятие «воспитательная система» как совокупность детей и воспитателей, объединенных единой целью и задачами. По его мнению, отличительными особенностями воспитательной системы являются:
1) наличие целей и ценностей, имеющих социально-значимый характер;
2) совместная деятельность детей и педагогов и ее направленность на создание в рамках образовательной организации воспитательной среды [7, с. 34].
Содержание воспитывающей функции образования раскрывается через сущность понятия «воспитание». В законе «об образовании» воспитание представлено как «органичный ценностно–целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно–нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. Согласно педагогическому словарю, «воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-ФЗ
2. ФГОС СОО (10 -11 классы) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО)
3. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2014. - 904с
4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: Школьные технологии, 2014. - 320 с.
5. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 228 с.
6. Золотухина И.В. Диагностика воспитательного процесса // Классный руководитель. - 2015. - №5
7. Караковский В.А. Воспитательная система в школе. М: Логос, 2004. С. 146.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 176 с.
9. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот педагога. 5–7 классы / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014
10. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 2015. 176 с.
11. Организация воспитательной работы в школе: пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г.С. Семенов; ред. Л.В. Кузнецова. М.: Школьная Пресса, 2018. 144 с.
12. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: ВЛАДОС, 2014. 253 с.
13. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959. 356 с.
14. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /М.: ИЦ Академия, 2014. 608 с.
15. Степанов, П.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с
16. Фоминичева, И.Ю. Социальный педагог в школе. Выпуск 2 /сост. И.Ю. Фоминичева, Е.Ю. Щелчкова, И.А. Устюгова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 254 с
17. Черноусова Ф.П. Направления, содержания, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе: метод. рекомендации. М.: Педагогический поиск, 2005. 160 с.
18. Шувалов Д.В. Особенности организации внеучебной деятельности подростков в современной школе // Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения. 2015. № 11-2. С.347-351.
19. Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. М., 1980. С. 24-26.
20. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2014. 365 с.