Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного общества для того, чтобы дошкольнику стать коммуникабельной и легко адаптирующейся к меняющимся условиям в мире личностью необходимо обладать определёнными навыками общения. Развитие таких коммуникативных умений относится к числу важных проблем педагогики и психологии.
Актуальность исследования заключается в том, что коммуникация является одной из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате процесса взаимодействия с другими окружающими его людьми.Первый опыт таких отношений становится той базой, на которой строится дальнейшее развитие личности.
С самого рождения человек представляет собой часть социума и является вовлечённым во множество разнообразных социальных связей, важность которых основана на внутренней потребности человека [10, c. 45]. Реалии таковы, что на сегодняшний момент наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей, как следствие высокой частоты использования компьютерных средств коммуникации и дефицита общения ребёнка со взрослым по причине большой занятости последних.Специалистами доказано, что именно в раннем детстве зарождается опыт взаимоотношений с другими людьми.В диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать[9, с.67].
Первый опыт таких отношений становится той базой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Психологи утверждают, что культура коммуникативного поведения, основы которой заложены в дошкольном периоде взросления ребёнка, позволит ему воспринять и усвоить гуманитарные ценности нравственные нормы и ориентиры общества и сформировать полноценную личность[8,с.39]. Помимо этого одним из приоритетных направлений учебного процесса, согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования, является именно коммуникативная направленность учебного процесса, так как адаптация личности, которая способна к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, в современном обществе проходит более успешно [20].
Большой вклад в изучение проблемы игры и развития навыков общения и коммуникативных умений у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и другие.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса игр, направленных на формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования -процесс формирования коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игр, как средство формированиякоммуникативных умений средних дошкольников в ДОУ.
Задачи данного исследования:
-проанализировать и рассмотреть определение и особенности формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста
-подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста
-разработать комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений средних дошкольников.
- провести опытно-экспериментальную апробацию эффективности разработанного нами комплекса игр в целях развития коммуникативных умений детей пятого года жизни.
Гипотеза нашего исследования -средства сюжетно-ролевой игры влияют на развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста, воспитанников ДОУ.
Опытно-экспериментальная база исследования: для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Ремзаводская СОШ» дошкольное образование детский сад «Сказка»
В исследовании приняли участие 20 дошкольников 4-5 лет, два педагога, родители воспитанников.
В данной работе мы опирались на теоретические и методологические исследования таких учёных как Л.А.Венгер, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова, Г.В.Плеханов, К.Д.Ушинский, Д,Б. Эльконин.
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме исследования, структурирование материала, педагогический эксперимент, наблюдение, анализ экспериментальных данных, математические методы.
Этапы исследования:
1.Констатирующий эксперимент. На данном этапе эксперимента нами была проведена диагностика сформированности игровой деятельности средних дошкольников
2.Формирующий эксперимент. На этапе формирующего эксперимента испытуемые в процессе опытно-экспериментальной работы демонстрировали свои коммуникативные умения вигровой деятельности.
3. Контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента у дошкольников была проведена повторная диагностика сформированности коммуникативных умений, формировались выводы по итогам проведения разработанного комплекса игровых методик.
Структура курсовой работы обусловлена логикой изложения материала и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении проанализирован методологический аппарат исследования, сформулированы цель, задачи, обозначена гипотеза исследования, методы исследования, которые применялись в работе.
В первой главе раскрыты теоретические основы формирования коммуникативной сферы у дошкольников средней группы в ДОУ.
Во второй главе представлены содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию коммуникативных навыков детей средней дошкольной группы в ДОУ.
В заключении изложены основные выводы по итогам проделанной работы.
Список литературы содержит 26 литературных источников.
В приложении представлены материалы вспомогательного характера, игровые методики, использовавшиеся в исследовании.
Курсовая работа включает 36 страниц машинописного текста и содержит 1 приложение.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста
1.1. Коммуникативные умения в структуре умений детей дошкольного возраста
Невозможно представить человеческую деятельность без коммуникации, взаимного обмена мыслями, чувствами, идеями, желаниями. Благодаря речи человек получает возможность выражать свои мысли, показывать свои намерения и чувства окружающим людям, доносить какую-либо информацию.
На сегодняшний день развитие научных технологий привело к значительному росту потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, которые касается современного мира и будущего.
Понятие«коммуникативная деятельность» представляет собой вид деятельности, состоящий в производстве и восприятии новых знаков и обеспечивающий специфическуюсменумеждуэкстериоризациейдуховнойдеятельностииобратнымпревращением экстериоризованной духовной деятельности в содержание сознания [5, с.58].
Большинство специалистов, среди них Ю.А. Каляева, А.А. Кидрон, А.А. Леонтьев, М.И. Лисиноа, Р.С. Немов, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденский, считают, что понятия «общение» и «коммуникация» равны и являются процессом передачи и приёма информации[11, с.87].
По мнению Рузской А.Г. коммуникация представляет собой деятельность, предметом которой является другой человек - партнер по общению [9, с.53].
Американский социолог Чарльз Кули видел в коммуникации механизм, с чьей помощью происходит обеспечение существования и развитие человеческих отношений, который включает в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени[4, с.102].
Такие исследователи, как Г.М. Андреева, А.В. Батаршев, Е.Е. Дмитриева, Я.Л. Коломинский под коммуникацией подразумевают только процесс передачи информации [2, с.7].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для вузов /Подред.В.А.Сластенина. Международная академия наук педагогического образования.-Москва: Академия, 2012.-264с.
2.Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание- 2013-№5.-С.23-28
3.Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. (Модули Программы ДОУ)
4.Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.
5.Егорова Т. А. «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет», -Волгоград: «Учитель», 2014. - 128 с.
6.Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3.: Педагогика и психология.- 2013.-№4. -С.225-233.
7.Защиринская О.В. Психология детей дошкольного возраста: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2016. -168 с.
8.Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Просвещение, 2014. -23 с.
9.Калашникова В.А. Формирование межличностных отношений детей 4 7 лет в процессе игровой деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Калашникова.-Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2015. - 172 с.
10.Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика воспитанников ДОУ: учебное пособие.- Екатеринбург: Азимут, 2013. - 154 с.
11.Кахнович С.В. Ценностное отношение к другому человеку в контексте творческого воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я.-2014.-№5.-С. 30-41
13.Комарова Т.С. Игровая деятельность в детском саду // Творчество в детском саду. -2012.-№ 1. -С. 3-7, 51
14.Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., Воронеж: Издательcтво НПО МОДЭК,2011.-с. 321-354
15.Литовкина А.В., Еремина О.Н.,Хайминова А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста: Молодой ученый.-2015.- №21-С.34-37
16.Медведева И.Я. Дети нашего времени: Размышления детских психологов. -Москва: Логос, 2011.- 534 с.
17.Морозова В.В. Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. -Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. -48 с.
18.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. 2-е изд. -Москва: Пед. о-во России, 2013.- 443 с.
19.Образование и воспитание дошкольников в условиях поликультурного региона / Всероссийская науч.-практ. конф. с международным участием, 22-23 сентября 2014 г. [материалы] // редкол.: И. Г. Рябова (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск-2015. -378 с
20.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. 665 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html
21. Санникова Л. Н., Терякова А. В. К проблеме профилактики и преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста// Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. -Уфа, 2015. -С. 194–197.
22.Сокольникова Н.М. Игры для детей дошкольного возраста: книга для семейного чтения и творческого досуга / Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. М.: АСТ :Астрель, 2016. -141 с
23.Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи детей 5-7 лет».-Москва :ТЦ «Сфера», 2012.-80с.
24.Шайдурова Н.В. Методика развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста: учебное пособие. -Москва: ТЦ Сфера, 2014. -160 с.
25.Шапанько Е.Б. Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте: автореф. дис.... канд. пед. наук: 19.00.07 / Е.Б. Шапанько. Новосибирск, Новосибирский гос.пед.университет, 2016. -24 с.
26.Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - Москва: Гардарики, 2005. - 349 с.