Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Заикание, также известное как логоневроз - это расстройство речи, при котором поток речи нарушается непроизвольными повторениями и продолжениями звуков, слогов, слов или фраз, а также непроизвольными молчаливыми паузами или блоками, при которых человек, заикающийся, не может издавать звуки. Термин «заикание» чаще всего ассоциируется с непроизвольным повторением звуков, но он также включает в себя ненормальное колебание или паузу перед речью, называемую людьми, которые заикаются, как блоки, и удлинение определенных звуков, обычно гласных или полусложных. Заикание является расстройством отбора, инициации и выполнения двигательных последовательностей, необходимых для беглого произнесения речи. Для многих людей, которые заикаются, повторение является главной проблемой. Термин «заикание» охватывает широкий диапазон тяжести, охватывая едва заметные препятствия, которые в значительной степени являются косметическими для тяжелых симптомов, которые эффективно препятствуют устному общению. В мире примерно в четыре раза больше мужчин, чем женщин, заикаются, что составляет 70 миллионов человек во всем мире, или около 1% мирового населения.
Заикание является сложным видом речевой патологии. В настоящее время требуется четкое понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины данного патологического состояния, невротических и неврозоподобных проявлений у детей с заиканием. Только при соблюдении данных условий условии могут быть выработаны интегрированные психофизиологические, психологические и педагогические данные относительно детей с заиканием, что определит развитие коррекционно-реабилитационных профилактических мероприятий.
Еще в конце ХІХ в. отечественным психиатром И. А. Сикорским 30 было впервые установлено, что во многих случаях заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Однако, большинство ученых придерживается мнения, что заикание является не только расстройством речевой функции. К проявлениям заикания относятся также расстройства нервной системы, особенности физического здоровья, состояние общей моторики, непосредственно речи, психологические особенности развития. Данные отклонения в психофизическом состоянии детей с заиканием в разных случаях проявляются по-разному, но взаимосвязаны друг с другом. Руководствуясь учением Павлова о высшей нервной деятельности, заикание представляет собой заболевание центральной нервной системы в целом. На сегодняшний день общепризнанным является факт, что устранять заикание необходимо сразу же, как только оно возникло. Чем больше времени прошло с момента начала заикания, тем чаще оно приобретает тяжелый, стойкий характер, что негативно отражается на психическом развитии ребенка. Также заикание препятствует нормальному общению ребенка, что отрицательно влияет как на социализацию, так и на успешность обучения. Следовательно, данный дефект важно устранить еще до поступления в школу. Кроме того, коррекция должна проходить не только в рамках речевого дефекта, но и затрагивать личность и моторику ребенка в целом 30, с. 52.
Проблема заикания изучается и освещается в научных трудах на протяжении всего ХХ века. Уже длительное время вопросы изучения и воспитания детей с заиканием были интегрированы на уровне дефектологии. Заикание в дефектологических исследованиях анализировалось с клинических, психологических и педагогических позиций.
Коррекционная работа по коррекции заикания должна быть начата в дошкольном возрасте с целью того, чтобы предотвратить психологические и социальные проблемы развития ребенка. При этом важный аспект в данном направлении составляет формирование у детей уверенности в том, что данный дефект может быть преодолен.
Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, Л.З. Арутюнян, Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, Н.А. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А. Чевелёва, В.М. Шкловский, А.В. Ястребова и др.). И.Ю. Абелева, Л.З. Андронова, Л.И. Белякова, Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, А.Б. Хавин в своих исследованиях указывают на то, что заикание, прежде всего, является нарушением системы общения, приводящим к изменениям личности заикающегося.
Заикание, которое сформировавшееся в дошкольном возрасте, рассматривается в качестве самостоятельной речевой патологии. Симптоматическое заикание наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или же при различных нервнопсихических заболеваниях.
Заикание у детей чаще проявляется на сложном в лексическом и грамматическом плане речевом материале, в эмоционально значимых ситуациях общения, а недоразвитие языковых средств не только затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков, но и усугубляет речевую симптоматику в целом. Г.А. Волкова, Е.А. Дьякова, Л.B. Июдина, Л.A. Калмаканова, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстров, А.В. Ястребова и другие исследователи отмечают у детей с заиканием наличие фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, отклонений в формировании фразовой речи, проявлений общего недоразвития речи, что осложняет его симптомокомплекс. Кроме того, заикание приводит к различным психологическим проблемам, которые оказывают негативное влияние на общее развитие ребенка. Следовательно, в связи с гуманизацией образования, модификацией школьных программ и методов обучения, а также в свете последних концепций дошкольного образования большое значение приобретает проблема коррекции заикания.
Цель исследования – исследование медицинских и психосоциальных проблем детей с заиканием.
Объект исследования – заикание.
Предмет исследования – медицинские и социальные проблемы у заикающихся дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить заикание как нарушение речи.
2. Охарактеризовать медицинские проблемы детей с заиканием.
3. Рассмотреть психосоциальные проблемы детей с заиканием.
1 МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Понятие и характеристика заикания
Заикание представляет собой одно из самых сложных речевых расстройств. Существуют значительные трудности при проведении психолого-педагогической и дифференциальной диагностики среди этой группы детей, от чего зависит своевременное начало лечения.
С конца XIX века сформировалось более устойчивое мнение по поводу заикания – это, по сути, сложное психофизическое расстройство. Основой этого расстройства является, прежде всего, нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер; многие исследователи, наоборот, первичными считали психологические особенности физиологических проявлений, при этом заикание – это лишь следствие этих недостатков.
Таким образом, постепенно складывалось представление о заикании как о функциональном неврозоподобном заболевании. В настоящее время заикание является одной из острых проблем медицины, логопедии и коррекционной педагогики.
Проблема заикания интенсивно продолжала освещаться в научной литературе на протяжении всего ХХ века. К середине XX в. механизм заикания начали рассматривать, опираясь на учение И. Павлова о высшей нервной деятельности человека, в частности о механизме невроза.
Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит его сущность в преимущественном расстройстве коммуникативной функции речи. Речевые проблемы, по ее мнению, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой − от языковой среды, от общего и речевого режимов 21, с. 119.
По мнению Р.Е. Левиной, коммуникация относится к особым видам психической деятельности, которые отличаются «молниеносностью процессов, которые происходят одновременно: отбор слов и построение фраз, оценка реакции собеседника, понимание чужой речи и ее подтекста, осмысление средств уточнения своих слов и многие другие происходящие процессы мгновенно во время общения» [21, с. 119].
Исследователь Н.И. Жинкин, исходя из физиологических позиций, замечает, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности отбора звуковых элементов при составлении алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речевыми движениями на уровне состава [14, с. 25].
Исследователь К. Поварнин также считает, что заикание – это болезнь с функциональным расстройством речевого моторного стереотипа. При этом перечень симптомов и патогенез заикания в разных случаях бывает различным, поэтому его лечение, по мнению ученого, не может ограничиваться каким-либо одним лечебным приемом, например, логопедией, а должно быть комплексным, обоснованным этиологически и патогенетически [26, с. 179].
Как утверждает Г.А. Волкова, одним из главных явлений, из которого развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше больной фиксирует внимание на своей болезни, тем более тяжелым становится заикание. Так образуется круг, из которого больной никак не может вырваться: болезненные симптомы заставляют его фиксировать на них свое внимание, а вследствие этого симптом усиливается и еще больше концентрирует на себе внимание больного 9.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян, Л.З. Мифы о рецидивах заикания / Л. З. Арутюнян // Логопедия. – 2006. – № 4. – С. 53-55.
2. Арутюнян, Л.З. Симптоматика заикания и стратегия терапии /
Л.З. Арутюнян, М. А. Арутюнян // Логопедия. – 2012. – № 1. – С. 14-15.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов./ Е.Ф. Архипова .– М.: АСТ: Астрель, 2017. – 224 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов/ Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2018. – 319 с
5. Беккер, К. П. Этиология заикания / К. П. Беккер // Логопедия сегодня. – 2011. – № 1. – С. 11-21.
6. Большина, А.А. Заикание дошкольников как психологическая проблема / А.А. Большина А.А. // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 165-166.
7. Волкова, Г.А. Заикание и дизонтогенез // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Волковой. – СПБ., 2004. – С. 7-12.
8. Волкова, Л.С. Логопедия./Л.С.Волкова. – М.: Просвещение, 2015. – 147 c.
9. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2016 . –140 с.
10. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2016. – 158 с.
11. Дефектология: Словарь-справочник/ Авт. сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: «Новая школа», 2015. – 350 c.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: допущено УМО в качестве учебника / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб: Питер, 2015. – 464 с.
13. Дьякова, Е.А. Особенности чтения вслух у заикающихся / Е.А. Дьякова // Дефектология. – 2012 – № 6. – С. 23- 28.
14. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Н. И. Жинкин. – М., 1966. – С. 5–25.
15. Жулина, Е.В. Модель ранней логопедической помощи детям с задержкой речи /Е.В. Жулина // Вестник Мининского университета. – 2014. – №3 (7). – С. 15.
16. Жулина, Е.В. Методики коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников с заиканием / Е.В. Жулина, Е.Д. Минеева //Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 4 (4). – С. 28-31.
17. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. и с перед. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского, пер. с чешск. Е. О. Соколовой;– М.: Медгиз, 2002. – 300 с.
18. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб: Питер, 2012. – 235 c.
19. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников /Р.И. Лалаева, Серебрякова Н.В.- СПб.: КАРО, 2014. – 160 с.
20. Лапухина, И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи/И.С.Лапухина. – М.: Аквариум, 2015. – 115 c.
21. Левина, Р. Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа (школы для глухих и слепых детей, вспомогательные школы и логопедические учреждения) / под ред. А. И. Дьячкова. – 2006. – Вып. 4 (120). – С. 118–124.
22. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 144 с.
23. Миссуловин, Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие / Л.Я. Миссуловин – СПб.: Союз, 2002. – 318 с.
24. Михайлова, Е.А. О роли и специфике невербальных средств в процессе коммуникации заикающихся / Е.А. Михайлова // Логопед в детском саду. – 2005. - № 2. – С. 23-26.
25. Назарова, А.О. Особенности личности детей с заиканием / А.О. Назарова А.О. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 30. – С. 82-83.
26. Поварнин, К. И. О логоневрозах и их лечении в свете последних достижений патофизиологии и медицины // Вопросы патологии речи / К. И. Поварнин – Харьков, 2009. – С. 179–182.
27. Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 7-е, доп. и перераб./О.В. Правдина. — М.: «Просвещение». 2013. – 205 c.
28. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. / Н.А. Рычкова - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2017. – 36 с.
29. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / В.И. Селиверстов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011 – 223 с.
30. Сикорский, И.А. Библиотека логопеда. Заикание / И. А. Сикорский – М.: Астрель, 2015. – 192 с.
31. Скобликова, С.Б. Заикание: лицом к лицу/С.Б. Скобликова. – М.: ООО «РусНеруд», 2018. – 306 с.
32. Смирнова, Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 64 с.
33. Тяпугин, Н. П. Заикание / Н. П. Тяпугин – М.: Медицина, 1996. – 156 с.
34. Фрешельс, Э. Заикание. Ассоциативная афазия. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений; под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селивестрова /
Э. Фрешельс – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 310 с.
35. Чевелева, И.А. Преодоление заикания у детей / И.А. Чевелева. – М.: Гном, 2011. – 128 с.
36. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина – М.: Аркти, 2012. – 340 с.
37. Шостак, Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании /
Б.И. Шостак // Очерки по патологии речи и голоса; под ред. С.С. Ляпидевского. - Вып. 3. – М.: Просвещение, 2008. – С. 148-169.
38. Шуберт, М.Е. Психогигиенические и неврологические исследования // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. / М.Е. Шуберт – М.: Владос, 2006. – 560 с.
39. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/ М.Н. Щетинин – М: Академия, 2008. – 110 с.
40. Ястребова, А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста /А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 2010. – 96 с.