Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музыкальное воспитание – это неотъемлемая часть всестороннего развития личности ребенка. Гуманизация образования предполагает уделить больше внимания к развитию творческих та-лантов ребенка, его лучших личностных качеств. Это в большей мере касается и музыкального развития и воспитания школьников. Начиная с младшего школьного возраста, становится важ-ным дать детям впечатляющие музыкальные впечатления, разбудить в нем способность сопе-реживать музыке. К музыкальному искусству дети приобщаются в ходе музыкальной деятельно-сти: исполнительства (музыкально-ритмических движений, пения, слушания -восприятия, во время игр на детских музыкальных инструментах), музыкальной и образовательной деятельно-сти (при получении общих сведений о музыке как виде искусства, а также специализированные знания о приемах и способах исполнительства).
Основным видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. И творчество, и ис-полнительство детей основывается на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все проявления детей в музыке. Осознавая проблемы развития музыкального вос-приятия в таком большом диапазоне, педагог на протяжении всего занятия мотивирует детей прислушиваться к музыке, которая звучит. Только тогда, когда на занятии музыка не будет звуко-вым фоном, когда постоянно меняющиеся настроение и характер, которые выражены в ней, де-ти будут осознавать и чувствовать, выражать в своей творческой и исполнительской деятельно-сти, приобретенные навыки и умения будут в пользу музыкальному развитию. Проблемами му-зыкального восприятия детей занимались такие выдающиеся педагоги – музыканты как Д.Б. Ка-балевский, Б.В. Асафьев, а в настоящее время - В.В. Медушевский, И.В. Кадобнова, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, В.О. Усачева, и другие. Все это позволяет говорить об актуальности выбранной те-мы курсовой работы.
Целью данной работы является изучение развития эмоциональной выразительности у детей 7 лет на начальном этапе обучения игре на скрипке.
Объект исследования: музыкальное восприятие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методы развития эмоциональной выразительности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- изучить современные аспекты музыкального восприятия;
- описать восприятие как деятельность;
- изучить основные виды музыкальной деятельности детей;
- описать основные методы, задачи и принципы музыкального воспитания детей;
- описать методологические основы развития музыкального восприятия детей младшего школь-ного возраста;
- привести психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- описать развитие эмоциональной выразительности у детей 7 лет на начальном этапе обучения игре на скрипке.
Теорико-методологической основой послужили труды отечественных психологов и педагогов (Березовчук Л., Брайнин В., Булучевский Ю.С., Фонин В.С., Вендрова Т., Критская Е., Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. и других)
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого – педагогической литературы, научно – методической, фи-зиологической, музыкальной литературы с целью опреде-ления развития эмоциональной выра-зительности у детей 7 лет на начальном этапе обучения игре на скрипке; - изучение и обобще-ние передового опыта в отечественной практике.
1. Современные аспекты музыкального восприятия
1.1 Восприятие как деятельность
Музыкальное искусство, которое сильно и непосредственно влияющее на человека уже в пер-вые годы его жизни, занимает в его общем культурном развитии большое место. Музыка явля-ется близкой эмоциональной природе ребенка. Под влиянием музыки получает развитие его художественное воспитание, становятся богаче переживания. [3, с. 15]
Музыка является величайшим источником духовного и эстетического наслаждения. Она сопро-вождает человека всю его жизнь, вызывает стремление к действию, отклик эмоционального ха-рактера, взволнованность.
Содержание и задачи музыкального воспитания может быть определено общими целями, ве-дущими к всестороннему развитию личности и, в частности, эстетического воспитания. Известно, что этими целями являются: воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведе-ния, приобщение детей к деятельности в сфере искусства, формирование музыкального вкуса и воспитание желания посильно реализовать себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.
Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой ниже-следующие задачи: [1]
1) развить музыкальность ребенка;
2) обучить детей музыкально-ритмическим и певческим навыкам и умениям; воспитать умение воспринимать, понимать и чувствовать музыку;
3) развитие художественных и творческих способностей.
Музыкальность – является ценным качеством, которое заключается в единстве двух сторон:
-развития музыкальных способностей и музыкального восприятия, которые обеспечивают детям возможности для наиболее тонкого дифференцированного слышания, отличие основных ком-понентов в звуковой материи произведения.
-эмоциональной отзывчивости - способности переживать музыкальное произведение согласно с его образным смыслом;
Музыкальный руководитель не должен навязывать своего толкования, своих образов слушате-лям, не должен ни отвлекать, ни направлять в определенную сторону их внимание, оставив их наедине с самой музыкой: поэтому нет необходимости в каких-то вступительных пояснениях, также название произведения будет правильным сообщать после прослушивания и беседы. Очень осторожно нужно использовать и наводящие вопросы, по причине того, что они до из-вестной степени могут помешать самостоятельности ответов детей. Педагог должен призывать к общению аудиторию не словами, а музыкой. [8, с. 75]
Идея о том, что с детьми нужно разговаривать при помощи музыки, не подавлять при этом их стремление самим разбираться в художественном произведении, подтверждает свое развитие в современной практике. Постепенно главное место на музыкальных занятиях стало занимать хо-ровое пение, которое связано в первую очередь, с формированием вокальных и хоровых навы-ков. Прослушивание музыки, которое направлено на развитие восприятия, стала одной из частей программы, освоение которой занимало самую малую часть времени занятия.
Вместе с тем, становится очевидным, что проблема развития музыкального восприятия является значительно большей. Ее решение возможно только в гармоничном соединении всех форм му-зыкальной деятельности на занятиях, которые, в свою очередь, не будут полноценными и не могут состояться вне восприятия-мышления, восприятия-переживания.
Тождество понятий «восприятие» и «прослушивание» музыки ведет к формализации занятий. Разделение музыкального искусства в программах обучения на пение и музыку связано со ста-рой традицией. А.Б. Гольденвейзер называл такое противопоставление классическим, «весьма значимым и далеко не случайным».
Возникала несогласованность между целями певческого воспитания и музыкально-эстетического образования, поскольку второе из них было не способно охватить всего того раз-нообразия художественных проявлений, которое свойственно музыкальному искусству в об-щем. Это отрицательно сказалось на самом хоровом пении. [2, с. 45]
В 1965 году была разработана программа «Музыка» - проект, которым руководила О.А. Апрак-сина. В нем была осуществлена попытка обоснования целостного подхода к урокам музыки. О.А. Апраксина писала, что правильно организованный процесс музыкального воспитания - это процесс, в состав которого входит воспитание эстетического отношения к музыке путем воспи-тания умения ее эстетического восприятия. Она определила три причины, ведущие к неудовле-творительному состоянию музыкального воспитания. Это - неразработанность методов, несо-вершенство программ, а также отсутствие достаточного уровня подготовки педагога-музыканта.
О.А. Апраксина подчеркнула, что ни освоение знаний в музыкальной области, ни обучение му-зыкальным умениям, не должны быть самоцелью: «только тогда, когда все поиски, достижения и усилия будут соединяться в единое русло - в единую систему, можно ждать улучшения работы, как в детском образовательном учреждении, так и в других учреждениях».
Появившаяся в 1973 году педагогическо-музыкальная концепция Д.Б. Кабалевского фактически стала ответом на поставленные временем вопросы. Вслед за ведущими педагогами-музыкантами музыкального воспитания младших школьников, он выдвинул принципиально но-вую установку на то, что музыкальные занятия должны решить, в первую очередь, вопросы эсте-тического
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березовчук Л. Музыка и мы. - СПб.: Бояныч-Бланка, 1995. - 288 с.
2. Брайнин В. Зачем развивать музыкальное мышление. // Искусство в школе. - 2012. - №3.-с. 26-31.
3. Булучевский Ю.С., Фонин В.С. Краткий музыкальный словарь. - СПб.: Музыка, 2010. - 243 с.
4. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. - 1994. - №3. - с. 5-21.
5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
6. Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.
7. Зильберквит М.А. Мир музыки. - М.: Детская литература, 1998. - 335 с.
8. Зимина А.Н. Основы воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: Владос, 2013. - 304 с.
9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
10. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Учебно-методический комплект «Искусство слы-шать». - М.: Радуница, 1994. -208 с
11. Крыловская Н. Праздник в детском саду // Искусство в школе. - 2014. - №3. - С. 36-37.
12. Лукина Е. Имитация - интерпретация - импровизация // Искусство в школе. - 2013. - №2. - С. 17-19
13. Холопова В. Н. "Музыка как вид искусства" Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств, музыкальных училищ и колледжей искусств, Издательство: Планета музыки, 2017 г.
14. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения : Пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. - М. : Фирма "Интерпракс", 2018. - 373 с
15. Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. -М. : Просвещение, 2017. – 198 с.