Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового проекта обусловлено тем, что обеспечение систематизации и надлежащего хранение кадровых документов — одна из важнейших задач для руководства. О важности кадровой документации говорит то, что каждый кадровый документ имеет юридическую, коммерческую ценность. Ведение в организации правильного кадрового делопроизводства дает работодателю возможность документального оформления трудовых отношений и кадровых процедур, решать многие задачи по защите себя от негативных последствий. Кадровая документация выступает в качестве письменного доказательства при разрешении трудовых споров в суде, а её отсутствие может привести к неблагоприятному для работодателя исходу.
Одной из важнейших функций служб документационного обеспечения управления персоналом является организация документооборота, то есть движения документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, обеспечивающая эффективность работы с кадровыми документами, их сохранность и контроль исполнения.[29]
Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы.[20]
В число основных делопроизводственных функций системы управления персоналом входит:
- документирование по кадровым вопросам;
- своевременная обработка поступающей и передаваемой документации;
- доведение документации до исполнителей – работников системы управления персоналом;
- регистрация, учет и хранение документов поличному составу;
- формирование дел в соответствии с номенклатурой, утвержденной для данной организации;
- копирование и размножение документов по кадровым вопросам;
- контроль исполнения документов по личному составу;
- передача документов по вертикальным и горизонтальным связям.[28]
- хранение дел [31].
Организация кадрового делопроизводства требуется предприятиям любой сферы деятельности и формы собственности, так как позволяет грамотно документировать важнейшие процессы в сфере работы с персоналом организации. Документирование – это запись информации на различных носителях по установленным правилам. Результатом документирования является документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её индентифицировать.[29]
Основной целью совершенствования документационного обеспечения является установление в организации общих принципов работы с документами на всех уровнях управления, организация документооборота, повышение качества и сокращение количества документов. При определении важности совершенствования документационного обеспечения управления, организации делают ошибки, пытаясь провести его автоматизацию. Самое распространенное решение состоит в автоматизации рабочих мест сотрудников (секретаря-референта, менеджера, специалиста, бухгалтера). Явным недостатком этого решения является отсутствие функциональной связи автоматизации прикладных процедур с автоматизацией делопроизводственных процедур.
Важность кадровых документов требует четкости в продуманной системы хранения, чему способствует правильная систематизация кадровых документов. Систематизировать кадровые документы необходимо для удобства в работе, контроля ведения регистров и получения актуальных данных о движении персонала.
Проблему можно обозначить в том, что в большинстве организаций все документы разрозненны, каждый документ используется на своем уровне, не образуя единой системы. Часто сотрудники одного подразделения не знают, какие документы находятся в другом. Более того, структурные подразделения могут создавать самостоятельно формы документов, и каждое подразделение управляет или не управляет ими. Из-за этого возникает необходимость в создании алгоритма, используя который можно системно подойти к оценке и совершенствованию документационного обеспечения. Основополагающим требованием, предъявляемым, к управлению документами является, систематичность: Документы должны быть созданы, храниться и быть управляемыми на систематической основе.
Целью работы является разработка рекомендации по повышению эффективности систематизации и хранения кадровой документации на примере ООО «Сервис-Безопасность» г.Воронеж.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1) Изучить документационное обеспечение системы управления персоналом;
2) Охарактеризовать правовые основы систематизации кадровой документации.
3) Проанализировать особенности систематизации и хранения кадровых документов.
4) Разработка мероприятий по совершенствование эффективности кадрового документооборота по систематизации и хранению кадровой документации в ООО «Сервис-безопасность» и оценка их экономической эффективности.
Объектом работы является управление персоналом ООО «Сервис-Безопасность» г.Воронеж.
Предмет исследования – система деятельности кадровой службы по систематизации и хранению кадровой документации.
Степень изученности темы работы Вопросы управления документацией и документирования деятельности структурных подразделений современной организации рассматриваются в работах Л.М. Вяловой, Л.С. Коробейниковой, А.С. Красавина, Т.В. Кузнецовой, М.Ю. Рогожина, М.В. Стенюкова и др.
Изучению и обобщению существующей практики работы с документацией в соответствии с действующими в Российской Федерации законодательными актами и нормативно-методическими документами по документационному обеспечению управленческой деятельности организаций, а также особенности подготовки и оформления различных видов документов посвящены работы М.И. Басакова, М.В. Кирсановой, И.Н. Кузнецова, В.С., Соколова, О.Н. Соколовой и др.
Методологическая основа исследования базируется на общенаучных методах исследования - методах исторического и логического анализа. Помимо общенаучных, применялись и частные методы: системный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический и т.д.
Структура курсового проекта состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и использованной литературы.
Первая глава курсового проекта отражает общетеоретические аспекты Документационное обеспечение системы управления персоналом. Вторая глава посвящена изучению особенности систематизации и хранения кадровых документов. В третьей главе рассматриваются способы оценки правильности хранения и систематизации документов кадровой службы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1. ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Документационное обеспечение управления является значимой составной частью всех процессов управления и принятия управленческих решений, влияющей на своевременность и качество управления. Процедура принятия управленческого решения состоит из: получения информации, ее переработка, анализ, принятие решения и подготовка. Эти этапы очень тесно связаны с документационным обеспечением управления.
По мнению Т.В. Кузнецовой [17] документационное обеспечение управления предполагает и создание документов, и организацию работы с ними, включающую в себя организацию документооборота, хранение и использование в текущей деятельности организации документов. А документооборот организации – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки [27].
Определение документационного обеспечения управления позволяет вычленить два самостоятельных, но и тесно связанных между собой и дополняющих друг друга направления:
1) документирование;
2) организация работы с документацией.
По мнению М.Ю. Рогожина, документирование управленческой деятельности предприятия – это совокупность выполняемых согласно определенным правилам действий по записи и оформлению соответствующей информации на материальных носителях в виде бумажных или электронных документов [25].
Документационное обеспечение кадровой службы организации представляет собой обеспечение этих служб всеми документами, которые составляются в соответствии с требованиями стандартов и инструкций, а также создание и направление документации структурным подразделениям в организации и за ее пределами.
Схематически понятие документационного обеспечения управления и его самые важные составляющие представлены на рисунке 1.
Документационное обеспечение управления включает в себя вопросы и проблемы документирования, работу с документацией в процессе управления организацией и архивное хранение документов.
Документирование – это составление, оформление, согласование и изготовление документов. Организация работы с документами – это движение (документооборот), поиск, хранение и дальнейшее использование документов.
Систематизация хранения документов в архиве – это определение правил хранения для создаваемой в организации документации, её поиска и использования при принятии управленческих и других решений.
От правильной организации работы с документацией и от качества создаваемых в организации документов зависит оперативность, эффективность управленческих решений, а также общие показатели результатов деятельности организаций.
Оформление документально всех кадровых процедур является обязанностью любого работодателя независимо от размеров его деятельности и организационно-правовой формы. Сегодня, к сожалению, многие работодатели не уделяют необходимого внимания и значимости кадровому делопроизводству как к процессу документирования трудовых отношений.
В документообороте современного предприятия можно определить несколько этапов:
обработка поступающих документов (экспедиционная);
рассмотрение, регистрация документов службой документационного обеспечения управления;
движение документов, то есть доведение их до исполнителей, осуществление контроля за исполнением, согласование и подписание проектов документов);
организация обработки исполненных документов и подготовка к их отправлению.
Система документационного обеспечения представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на разработку необходимых локальных нормативных актов. А также для разработки документации по управлению персоналом, охране труда, первичных форм по учету кадров, рабочего времени и расчетов с персоналом, учетной, регистрационной документации для возможности регулирования трудовых правоотношений, учета кадров, обеспечению мер по охране труда, выступая важнейшим элементом не только самой системы управления персоналом, но и всей организации [26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О пожарной безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3649. СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"// "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3588. СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43, ст. 4169.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных» // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
7. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2011, N 15, ст. 2036.
8. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7344.
9. Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // "Собрание законодательства РФ", 13.02.2017, N 7, ст. 1032
10. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // "Бюллетень Минтруда РФ", N 5, 2004
11. Приказ Министерства культуры РФ от 31 марта 2015 г. N 526 "Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" // Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 сентября 2015 г. Регистрационный N 38830
12. "Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения" (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 25.05.1988 N 33) (вместе с "Правилами заполнения основных реквизитов регистрационно-контрольных форм (РКФ)", "Примерным положением о службе документационного обеспечения управления")
13. ГОСТ 6.10.5 – 87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца. – М.: Изд-во стандартов, 1998.
14. ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации" (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299) (ред. от 17.07.2019) // М., ИПК Издательство стандартов, 1995.
15. Андреева В.И. Делопроизводство: организация и ведение : учебное пособие / В.И. Андреева. — Москва : КноРус, 2016. — 294 с
16. Басаков М.И. Делопроизводство: учебное пособие / М.И. Басаков. — 2-е изд., стер. — м. : Кнорус, 2016. — 216 с.
17. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). 4-е изд. испр. и допол. - М.: ООО Жур- нал «Управление персоналом», 2009. - С. 24
18. Кадровое делопроизводство (правовые основы) : практическое пособие / Ю. П. Орловский [и др.] ; отв. ред. Ю. П. Орловский ; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - Москва : ИНФРА-М : Контракт, 2008. - 232 с.
19. Кузнецова Т.В. Документационное обеспечение управления. М.: ИМПЭ, 2013. С. 47
20. Кузнецова, Н.В. Аудит кадровой документации / Н. В. Кузнецова; М-во образования и науки Российской Федерации, Байкальский гос. ун-т экономики и права. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. - 288 с.
21. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.Ю. Головина, А.В. Гребенщиков, Т.В. Иванкина и др.; под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. 3-е изд., пересмотр. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2015. 848 с.
22. Лобанова О.Л. Как сохранить документы? // Издательский Дом "Советник бухгалтера". № 6 (102) . 2013 С. 29-41
23. Лаптев Г.Г. Электронные архивы: введение в тему //Делопроизводство. – 2004. – № 3. – С. 79-82
24. Пузаков С.Я., Справочник кадровика: в 2-х томах - Т. I. / Пузаков С.Я. - М. : Прометей, 2018. - 622 с.
25. Рогожин М.Ю. Справочник по делопроизводству. - М.: «Юстицинформ», 2009. - С. 58.
26. Савенкова, Т.М. Документационное обеспечение управления персоналом: учеб. пособие / Т.М. Савенко- ва, РАНХиГС, Сиб. инс-т. упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. – 228 с.
27. Татарников, М.А. Делопроизводство в медицинских организациях [Текст] / М. А. Татарников. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Гэотар-Медиа, 2019. - 234 с.
28. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. /Под общ.ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 505
29. Управление персоналом: теория и практика. Делопроизводство в кадровой службе : учебно-практическое пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. – Москва: Проспект, 2013. – С.4.
30. Фионова Л.Р., Надеева Н.Н., Царькова Е.Ю. Организация автоматизированного рабочего места работника архивного отдела //Делопроизводство. – 2003. – № 4. – С.94-100
31. Черненко, В.А. Документационное обеспечение менеджмента [Текст] : учебник для бакалавров всех форм обучения по направлениям: "Экономика", "Менеджмент" / В. А. Черненко, Т. В. Румянцева ; Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т". - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. - 204 с.
32. ООО «Сервис-Безопасность» / Официальный сайт: http://сервис-безопасность.рф/
33. ПАО «СИБУР Холдинг» / Официальный сайт: https://www.sibur.ru/