Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Основания и виды юридической ответственности в системе государственной службы
Если государственный служащий дал согласие, то удержания из его заработка производятся по распоряжению руководителя органа, предприятий, учреждения, организации. При отсутствии согласия возмещение ущерба производится по иску органа, предприятия, учреждения или организации – судом .
Уголовная ответственность (УО). Государственные служащие несут УО за совершение должностных преступлений в соответствии с уголовным законодательством РФ. УО предусмотрена действующим законодательством за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст.285-293 УК РФ) .
В зависимости от характера этих деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в т.ч. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Уголовное преступление государственного служащего – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгоды и иных преимуществ, или с целью оказания давления. УО государственного служащего наступает в том случае, если они при исполнении своих обязанностей противоправно и виновно совершили деяние, квалифицируемое как преступление .
Что касается муниципальных служащих, то на них распространяются те же виды юридической ответственности. Дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (увольнение) .
В некоторых случаях в зависимости от вида государственной службы закреплены особые санкции. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для сотрудников органов госнаркоконтроля – «снятие с должности».
Для тех и других существуют взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень.
За каждое нарушение назначается только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.
Временем обнаружения следует считать день, когда о проступке стало известно прямому начальнику. В случае передачи материалов о правонарушении в органы дознания или предварительного следствия, дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.
Месячный срок давности является относительным, так как исчисляется не с даты совершения проступка, а с даты обнаружения деяния или прекращения дела. Порядок привлечения к ответственности называется дисциплинарным производством, он неполно урегулирован правовыми актами.
Укажем основания и виды юридической ответственности в системе государственной службы .
Мотивами правонарушения могут выступать корысть, стяжательство, зависть, месть и т.п. низменные побуждения лица, осуждаемые общественной моралью и не согласующиеся с общечеловеческим представлением о добре, справедливости, гуманности и т.п. ценностях. Разумеется, по внешней стороне деяния установить мотивы поведения крайне затруднительно, и о них нередко судят, по словам потерпевшего, показаниям свидетелей, характеристикам окружающих, т.е. преимущественно по субъективным оценкам лиц, причастных к правонарушению или знающих личность правонарушителя.
Целями, которые стремится достичь правонарушитель, могут быть: незаконное обогащение, завладение юридическим правом, которым лицо объективно обладать не должно (например, в силу отсутствия соответствующего профессионального образования), воспрепятствование исполнению «неудобного» конкретному чиновнику решения, возложение обязанностей на тех субъектов, которые ее исполнять не должны и т.п. .
Представляется, что в процессе разработки специального нормативного правового акта об ответственности в системе государственной службы Российской Федерации следует детально урегулировать весь механизм такой ответственности, включая такой его важнейший элемент, как основания юридической ответственности лиц, исполняющих властно-распорядительные полномочия органов публичной власти.
Таким образом, раскрывая сущность юридической ответственности, реализуемой в системе государственной службы, следует исходить из диалектики правоотношений между субъектом, применяющим конкретный вид государственного принуждения, и виновным лицом (лицами), обязанным (и) нести соответствующую ответственность.
Итак, под юридической ответственностью государственного служащего предлагается понимать возникающее на основе противоправного деяния (юридического факта) охранительное правоотношение, сторонами которого являются специально уполномоченные субъекты. Такими являются государственные органы, должностные лица, судьи, наделенные государственно-властными полномочиями, и государственный служащий, совершивший правонарушение, за которое действующим законодательством предусмотрено наказание, выражающееся в неблагоприятных правовых последствиях для виновного лица .
В данном определении в качестве системообразующего признака юридической ответственности рассматривается правоотношение управомоченного и обязанного субъектов, возникающее из факта совершения правонарушения. Николаева Л.А. считает, что именно с этого момента появляется юридическая связь между государством и правонарушителем .
Намеченные и частично реализованные мероприятия по реформированию государственной службы, к сожалению, не повлекли адекватных преобразований института юридической ответственности.
Укажем основания и виды юридической ответственности в системе государственной службы РФ.
КоАП РФ, предполагает несвоевременное или неточное внесение сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости должностными лицами соответствующего органа.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих заключается в применении к ним дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарных проступков, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных должностных (служебных) обязанностей .
На гражданской службе применяются следующие виды взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы.
К военнослужащему, проходящему службу по контракту, за дисциплинарный проступок могут применяться такие виды дисциплинарных взысканий, как :
• выговор;
• строгий выговор;
• предупреждение о неполном служебном соответствии;
• снижение в воинской должности;
• снижение в воинском звании на одну ступень;
• досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
• дисциплинарный арест.
Административное законодательство в отдельных случаях допускает возмещение вреда в случае совершения должностным лицом административного правонарушения, повлекшего за собой причинение ущерба, в том числе и полное. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае идет речь о материальной ответственности на общих основаниях, ответственности как гражданина, а не как государственного служащего.
Все сказанное свидетельствует о том, что институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы .
Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушения прав и
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) – Электронный ресурс. – Электронная правовая библиотека Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (Точка доступа 19.03.2020)
2. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «гарант-сервис-университет». URL: http://base.garant.ru/11900786/ (Дата обращения: 17.03.2020).
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311 – ФЗ (последняя редакция) – Электронный ресурс. – Электронная правовая библиотека Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/ (Точка доступа 19.03.2020).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (последняя редакция) – Электронный ресурс. – Электронная правовая библиотека Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (Точка доступа 19.03.2020).
5. Указ Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. 23 ноября. № 47.
6. Белов В.А. Большой юридический словарь. – 2. изд., М., 2003 - 703 с.
7. Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы / Буравлев Юрий Михайлович. – М.: Юрист, 2008. – 152 с.
8. Буравлев Ю.М. К вопросу о совершенствовании ответственности в системе государственной службы / «Социальное и пенсионное право», 2007, N 2 – Электронный ресурс – http://center-bereg.ru/n2721.html – (Точка доступа 17.03.2020).
9. Жабаева Э.Ж., Филиппова Е.О.: Коррупция в таможенных органах причины и возможные методы предупреждения // Концепт (научно-методический электронный журнал) [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2017/970671.htm (дата обращения: 18.03.2020).
10. Заячникова М.С., Хвастовцев В.В. Особенности государственной службы в таможенных органах // Новый юридический вестник. – 2019. – №1. – С. 5-7. – URL https://moluch.ru/th/9/archive/113/3847/ (дата обращения: 19.03.2020).
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) в редакции от 30.10.2017 // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256.
12. Лукьянова А.: Москва готова создать с Минском общую таможню // АЛЬТА.СОФТ [Электронный ресурс]. 17.12.2018. URL: https://www.alta.ru/ts_news/64845/ (Дата обращения: 17.03.2020).
13. Мартиросян Е.В. Понятия и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-i-vidy-yuridicheskoy-otvetstvennosti-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih (дата обращения: 17.03.2020).
14. Муниципальное право: учеб. пособие / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин, А.В. Сидорова. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.
16. Петелин Г., Евстифеев Д.: Таможня сдает добро // Газета.ru [Электронный ресурс]. 26.07.2016, 16:37. URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/07/26/9712901.shtml?updated (дата обращения: 18.03.2020).
17. Письмо ФТС РФ от 01.06.2010 № 01-11/26875 «О порядке применения дисциплинарных взысканий» // СПС КонсультантПлюс.
18. Приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1557 «Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации» // «Российская газета». 2012. 24 октября. № 245.
19. Распоряжение ФТС РФ от 23.01.2006 №21-Р «Об утверждении Методических рекомендаций начальникам таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы» // СПС КонсультантПлюс.
20. Сайт Федеральной таможенной службы: [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php (Дата обращения: 19.03.2020).
21. Слепова В. Административная и дисциплинарная ответственность государственных служащих в таможенных органах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-i-distsiplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-tamozhennyh-organah (дата обращения: 19.03.2020).
22. Таможенный контроль: учеб. пособие для студентов вузов / Ревина С.Н., Паулов П.А., Борякин Д.В. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.
23. ФТС намерена ликвидировать почти четверть своих таможен // Konkurent.ru [Электронный ресурс]. 25.01.2018. URL: http://konkurent.ru/article/17515 (Дата обращения: 17.03.2020).
24. Шестакова Т.А., Абрамов А.М. Особенности дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов // Студенческий: электрон. научн. журн. – 2018. – №4 (24). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/joumal/student/24/98645 (дата обращения: 17.03.2020).