Фрагмент для ознакомления
2
непосредственно на совокупный спрос, а налоги и трансферты влияют косвенно на него, меняя уровень расходов потребления и расходы инвестиций. При этом увеличение государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их уменьшение инициирует сокращение совокупного спроса, поскольку государственные закупки – это часть совокупных расходов. Увеличение трансфертов также увеличивает совокупный спрос.
Увеличение налогов работает противоположно. Рост налогов инициирует снижение потребительских и инвестиционных расходов и уменьшает совокупный спрос. Сокращение налогов растит совокупный спрос, что связывается с увеличением реального ВНП. Поэтому инструменты бюджетно-кредитной политики могут применяться для достижения равновесия в экономике на различных этапах цикла экономики .
Дифференцируют следующие виды бюджетно-кредитной политики:
1) Стимулирующая (применяется при спаде и характеризуется уменьшением рецессивного разрыва выпуска и снижением уровня безработицы и нацелена на увеличение совокупного спроса). Инструменты: увеличение государственных закупок; сокращение налогов; увеличение трансфертов.
2) Сдерживающая (применима при «перегреве» экономики и нацелена на уменьшение совокупного спроса). Инструменты: уменьшение государственных закупок, увеличение налогов, уменьшение трансфертов.
Кроме того, существуют следующие виды фискальной политики:
1) дискреционная (законодательное изменение правительством уровня государственных закупок, налогов и трансфертов для экономической стабилизации)
2) автоматическая (недискреционная) (встроенные стабилизаторы – инструменты, величина которых не меняется, но само присутствие которых автоматически стабилизирует экономику – подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности).
К налогово-бюджетной политике относятся только те манипуляции с государственным бюджетом, которые не связаны с трансформацией числа находящихся в обращении денег. Создание бюджета основывается на соблюдении определенных принципов, выработанных различными государствами еще в начале прошлого столетия:
1) Единство (концентрация в бюджете расходов и доходов государства). В государстве должна быть единая система бюджетов, общие финансовые документы и бюджетная классификация;
2) Полнота (по каждой бюджетной статье принимаются во внимание все поступления и затраты);
3) Реальность (правдивое отражение доходов и расходов государства).
4) Гласность (обязательное информирование граждан об основных расходах и источниках доходов).
Если бюджетные доходы являются недостаточными, чтобы произвести расходы, формируется экономический недостаток, который измеряется в виде процента с ВНП. В России нет перераспределения государственного долга вследствие его обслуживания. Отличие от США, например, состоит в том, что в РФ задолженность инициирует сокращение национального дохода.
Небольшой уровень доходов населения, структура распределения доходов мешают сохранению качества трудовых ресурсов и формированию человеческого капитала .
Различные экономисты, изучая государственный долг и его последствия для экономической жизни страны, приходили к выводу, что его присутствие пагубно воздействует на финансовую сферу страны. А. Смит, например, говорил о том, что увеличение государственного займа приводит к банкротству самого государства, поскольку потребление средств в таком смысле – не продуктивно, потому как государственный долг – это затраты для экономики страны.
Долг государства увеличивается по причине постоянного дефицита бюджета государства. Как правило, в экономике государства, так или иначе, присутствует долг. Это, скорее, правило. Развитые страны имеют внушительный государственный долг .
Наличие долга государства инициирует вытеснение частного капитала, поскольку уровень рыночной ставки увеличивается, увеличение налогов для оплаты долга делаешь меньше уровень активности экономики. Доход перераспределяется в пользу тех, кто обладает облигациями государства.
Бременем долга называется соотношение государственного долга к внутреннему валовому продукту. Бремя долга определяется уровнем реальной процентной ставки, темпами роста реального ВВП и уровнем первичного дефицита.
Государственный долг и бюджетный дефицит также коррелируют в выпуске займов для покрытия долга и последствиями увеличения последствий самого долга. Растет величина долга и увеличивается сумма его процентом. Постепенно текущие займы трансформируются в последующие налоги .
В странах, где есть огромные долги, часто практикуется погашение процентов по долгу. В случае, если старый долг покрыт, государство берет еще больший займ. Кризис может наступить в момент, когда уровень долга выше величины годового валового внутреннего продукта. Как следствие, уменьшается возможность потребительского роста в государстве, растут налоги для оплаты текущего долга и, соответственно, проценты по нему. Также ситуация может привести к перераспределению доходов населения и утечке национального капитала за рубеж .
Перечислим основные последствия увеличения долга государства:
1) Поиск способов погашения государственного долга связан с увеличением уровня налогов. Это не стимулирует развитие экономики. Снижается спрос и уровень сбережений населения.
2) Ограничение развития малого бизнеса и экономического роста.
3) Значительно ухудшается материальное состояние населения.
4) Доходы населения перераспределяются в пользу держателей государственных ценных бумаг.
5) Ухудшается состояние финансово-кредитной системы государства.
1.2 Основные понятия налоговой системы. Классификация налогов
Налог считается установленным тогда, когда конкретизированы налогоплательщики и элементы налогообложения:
1) Объект налогообложения;
2) Налоговая база;
3) Налоговый период;
4) Порядок исчисления налога;
5) Порядок и сроки уплаты налога.
В нужных случаях при установлении налога в законодательном акте о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. При установлении налоговых сборов происходит определение налогоплательщиков и элементов обложения применительно к определенным сборам.
При конкретизации специальных режимов налога элементы налогообложения, налоговые льготы определяются особым порядком, который предусматривается Налоговым Кодексом РФ
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Агузарова Л.А., Валгасов Г.А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 810.
2) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. -Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2018
3) Зарук Н.Ф. Налоги и налогообложение / Н.Ф. Зарук, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова, А. Носов. - М.: Инфра-М, 2018. - 432 c.
4) Иванова Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
5) Казова З.М. Налоговое администрирование и налоговый контроль // Научные известия. 2017. № 1. С. 81-85.
6) Князева В. Г., Черника Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: Закон и право, 2018.
7) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2015.
8) Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и Ко, 2018.
9) Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. – М.: УКЦ ЮрИноР, 2018.
10) Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики/ В. В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2017
11) Минфин утвердил отчёт об итогах работы ФНС России за 2019 – 2020 год [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://eksystems.ru/minfin-utverdil-otchyot-ob-itogahraboty-
12) fns-rossii-za-2019-2020-god/
13) Налоговая политика России на 2019-2020 годы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://2020-god.com/nalogovaya-politika-rossii-na-2019-2020-gody
14) Налогообложение природных ресурсов. Теория и мировые тренды. Монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: Юнити, 2018. - 384 c.
15) Норт Д. Понимание процесса экономических изменений – М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010
16) Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020год и на плановый период 2021и 2022 гг. https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения 30.03.2020)
17) Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового администрирования с учетом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики: научно-практический и теоретический журнал. – 2017. – № 2 (38). – С. 191–197.
18) Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 46. – С. 303-313.
19) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2019.
20) Токаева С.К., Туаева В.Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов // В сб.: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сб. трудов. - Владикавказ, 2016. С. 132–137.