Фрагмент для ознакомления
2
Карибскому кризису, где в краткой форме описаны все дипломатические действия советского посольства, а также работа иных советско-американских каналов в Вашингтоне в данный период . Автор также отмечает малую осведомленность сотрудников дипломатических ведомств.
Безусловный интерес вызывает книга С. Н. Хрущева «Рождение сверхдержавы» . Сын генсека рассказывает о том, как воспринимались события на Кубе в коридорах Кремля. Отмечая, что «даже наиболее информированные люди» плохо понимали, что из себя представляет Куба, и революция какого уклона там произошла. Автор уверяет, что изначально Никита Сергеевич относился как к Кубе, так и к личности Фиделя Кастро весьма скептически, хотя и не уделяли этим событиям практически никакого внимания. Со временем лично отношение Хрущева стало меняться и окончательно изменилось тогда, когда лидерам двух государств удалось познакомиться.
Еще одной работой, из достаточно обширного количества воспоминаний советских военнослужащих на острове, можно выделить «Карибский кризис сорок лет спустя» Д. Т. Язова , который в звании полковника был отправлен на Кубу в составе мотострелкового полка, который в случае начала боевых действий должен был противостоять американскому вторжению и защищать ракетные силы. Работа высокопоставленного автора строится на материалах конференции на Кубе, которые приурочены к сорокалетию Карибского кризиса. Все содержание делится непосредственно по структуре конференции.
Однако, Дмитрий Тимофеевич делится своими впечатлениями, знаниями о том, в чем принимал непосредственное участие. В отличие от ряда работ других военнослужащих, Язов находился на Кубе в высоком звании, что позволяло ему знать гораздо больше, чем рядовые солдаты, о воспоминаниях которых речь пойдет далее.
Другим высокопоставленным участником кризиса, в будущем, также ставшим автором большого труда с воспоминаниями о Карибском кризисе является А. И. Грибков и его работа «У края ядерной бездны» . Он, в звании генерал-майора прибыл на Кубу в должности Представителя Министерства обороны во главе оперативной группы генералов и адмиралов на Кубе. Эта должность позволила автору обладать наибольшей информацией среди всех прочих военнослужащих, заставших период кризиса на острове. Большая работа детально повествует о том, как перевозилось вооружение на Кубу, какие задачи ставились военнослужащим и как они выполнялись.
Другой очевидец событий, правда, из Москвы, написал воспоминания с говорящим самим за себя названием: «Я был зятем Хрущева» . Так, автором выступил Алексей Иванович Аджубей, будучи редактором газеты «Известия», к сожалению, почти не уделяет Карибскому кризису внимания. Однако некоторая информация от этого близкого к руководителю СССР человека в книге присутствует. Например, можно встретить достаточно интересную, с точки зрения темы, фотографию, на которой изображено, как люди собрались вокруг экрана, по которому передаются последние новости с острова Куба.
Одними из наиболее интересных и информативных воспоминаний от участников событий октября 1962 г. выступает книга «Признание разведчика» Александра Фетисова, того самого, что в период Карибского кризиса работал под псевдонимом Александра Фомина и возглавлял главную резидентуру КГБ в Вашингтоне.
Автор сыграл огромную роль в урегулировании ядерного кризиса, так как, находясь в столице США, он регулярно связывался с корреспондентом «ABC News» Джоном Скали, через которого был наведен информационный мост между Москвой и Вашингтоном. Несколько встреч с журналистом помогли передать в Белый дом условия преодоления кризиса со стороны Москвы и наоборот. Именно об этих встречах и идет речь в одной из глав воспоминаний Александра Феклисова , что ставит данную книгу в один ряд по степени информативности с воспоминаниями Хрущева, Громыко, Добрынина, Алексеева, несмотря на то, что работа посвящена всей профессиональной жизни разведчика, в которой, к сожалению, Карибскому кризису уделено не так много.
Несмотря на обширный список литературы, Карибский кризис в его деталях, остается все еще достаточно малоизученной темой. Особенно это касается тех аспектов, где исследователям требуются архивные данные военных и других секретных ведомств.
1.2. Предпосылки возникновения и развитие Карибского кризиса
Никогда прежде люди не готовили к бою столь мощные ресурсы. Никогда противники еще не были готовы уничтожить друг друга полностью - даже если пострадал бы весь мир, и на пораженных территориях стало бы невозможно жить. Никогда еще события не отличались такой «плотностью»: с точки зрения мобильности армии и оперативности дипломатических решений каждый день шел за год. И никогда мобилизация таких огромных резервов не приводила к таким малым жертвам . Рассмотрим предысторию «Карибского кризиса».
Постоянное балансирование на грани напряженных отношений было типично для всей Холодной войны. Но самое драматичное время, когда ставки были особенно высоки, - это всего тринадцать дней 1962 года.
В послевоенное время два главных политических полюса - США и СССР - вели политику на расширение своего присутствия на планете, но без захвата чужих территорий и последующей колонизации: все были сыты ужасами Второй мировой. И СССР, и США просто оказывали поддержку «ничейным» территориям или же устраивали революции под подходящими лозунгами - соответственно, под «социалистическими» или «демократическими» . Но были и страны, которые трудно было приписать к политическому лагерю.
В 1959 году, когда к власти на Кубе пришел Фидель Кастро, остров сохранял определенную независимость. Новая кубинская администрация стремилась национализировать промышленность и сферу услуг, постепенно избавляясь от присутствия всякого американского бизнеса. Штаты в ответ ограничили все отношения с Кубой, пребывавшей после революционных перестроек в весьма бедственном состоянии. Кубинцам и с Союзом установить близкие отношения было сложно: Кремль пребывал в уверенности, что США имеет определенное влияние на Кубу, - и поначалу о присоединении Острова свободы к социалистическому миру вряд ли можно было говорить.
Но такая ситуация продержалась недолго. Отреагировав на антиамериканские настроения Кастро, США отказались поставлять на остров нефть и закупать кубинский сахар - а значит, экономике страны грозили тяжелейшие времена. К тому времени у Кубы уже были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом, и кубинские власти обратились за помощью к нему.
Ответ был положительный - СССР направил на Кубу танкеры с нефтью, согласившись заодно покупать сахар. Так дальнейший вектор внешней политики (а после и собственного пути развития) был предопределен и выбран путь на взаимодействие с соцстранами .
Начало конфликта, однако, связано не с Кубой. В 1961 году США приступили к размещению баллистического оружия на турецкой ракетной базе. Речь шла о сравнительно небольшом арсенале - 15 ракет средней дальности. Но территория, которую можно было ими атаковать, оказалась достаточно большой, и в нее входила европейская часть СССР, в том числе и Москва. Подлетное время не превышало десяти минут - времени, за которое сделать какие-то ответные шаги практически невозможно. Сложившаяся ситуация порядком обеспокоила советское правительство.
Американская сторона войны не планировала; ракеты устанавливались из стратегических соображений - показать боевую мощь, обезопасить себя. Впрочем, серьезных прецедентов, делавших такой шаг необходимым, на тот момент не было. В любом случае напрашивался симметричный ответ - из политических соображений .
Однако политикой дело не обошлось: Никита Хрущев - в ту пору Первый секретарь ЦК КПСС - воспринял эти ракеты как личное оскорбление. Да и Куба уже некоторое время просила СССР увеличить свое военное присутствие на ее территории. В результате пришли к выводу, что удовлетворить это желание можно в самой что ни на есть полной мере - дислоцировать на Кубе ядерное оружие. Геополитически идея была небессмысленной: размещение там ядерных ракет обеспечивало определенный ядерный паритет - советское оружие угрожало США так же, как и американское угрожало СССР. Помимо прочего, это была прекрасная возможность, как сказал Хрущев, «подкинуть Америке «ежа»: разместить на Кубе наши ракеты, чтобы Америка не могла проглотить Остров свободы» .
В мае 1962 года это решение не без некоторых споров было принято в Кремле, его поддержал и Кастро. Дело - за транспортировкой.
Наивно было бы полагать, что можно незаметно перебросить на Кубу десятки ракет. Но советское правительство разработало ряд мер, которые помогли «размыть» картину происходящего и ввести в заблуждение разведку потенциального противника. Для этого в июне была подготовлена программа
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аджубей А. И. Я был зятем Хрущёва. М.: Алгоритм, 2014. 333 с.
2. Адская игра: Секретная история Карибского кризиса 1958-1964 гг. - М.: Пресс, 2014. – С. 480.
3. Алексеев А. И. Карибский кризис. Как это было // Эхо Планеты. 2018. № 33. С. 26-27.
4. Бубнов В.А., Гаврилов М. В. Белые пятна Карибского Кризиса, 1961—1964. СПб.: Галея Принт, 2016. 482 с.
5. Висков С. И. Американские историки и публицисты о «холодной войне» // Новая и новейшая история. 2012. № 6. – С. 34-46.
6. Грибков А. И. Редкая книга. У края ядерной бездны. М.: Грэгори-пэйдж, 2018. 398 с.
7. Громыко А.А. Памятное: в 2 кн. М.: Политиздат, 2008. 480 с.
8. Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно: посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М.: Международные отношения, 2015. 709 с.
9. Зубок В. М., Печатнов В. О. Историография «холодной войны» в России: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история. - 2017. – 4. – С. 12-24
10. Историческая наука в ХХ веке: Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М.: РОСПЭН, 2012. – 272 с.
11. История дипломатии / Под ред. А. А. Громыко. Т. IV. М.: Международные отношения, 2015. – 376 с.
12. Калиев М.В. Краткая история Кубы. – М.: Просвет, 2015. – С. 280.
13. Корниенко Г. М. Холодная война: Свидетельство ее участника. М.: ОЛМА-пресс, 2001. 413 с.
14. Кременюк В. А. Россия - США: к новой конфронтации? // США - экономика, политика, идеология. - 2013. - № 10. - С. 18-29.
15. Леонов Н. С., Бородаев В. А. Фидель Кастро. Политическая биография. М., 2009. С. 102.
16. Лота В. И. Армагеддон отменяется: Карибский кризис: люди, события, документы. М.: Кучково поле, 2014. 398 с.
17. Микоян С. А. Анатомия Карибского кризиса. - М.: Академия, 2009. – 480 с.
18. Ольшаный А. И. Карибский кризис. 50 лет спустя. М.: Национальный институт бизнеса, 2014. 484 с.
19. Путилин Б. Г. Карибский кризис 1962 г. // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985 гг.). М.: АСТ, 2011. С. 283-302.
20. Судоплатов П. А. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М.: Проф, 2016. – 289 с.
21. Трояновский О. А. Через годы и расстояния: История одной семьи: [Воспоминания дипломата]. М.: Вагриус, 2017. 380 с.
22. Феклисов А. Признание разведчика. М.: ОЛМА-ПРЕСС ЛГ Информэйшн Груп, 2009. 477 с.
23. Филитов А. М. «Холодная война»: Историографические дискуссии на Западе. М.: Время, 2011. – 268 с.
24. Фурсенко А.А., Нафтали Т. Безумный риск. Секретная история Кубинского ракетного кризиса 1962 г. М.: РОССПЭН, 2016. 542 с.
25. Холодная война». Новые подходы, новые документы. - М.: Время плюс, 2012.- С. 384.
26. Хрущев Н. С. Время. Люди. Власть. Кн. 2. 2009. М.: ИИК «Моск. Новости», 847 c.
27. Хрущев С. Н. Никита Хрущев. Рождение сверхдержавы. М.: Время, 2010. 574 с.
28. Чубарьян А. О. Новая история «холодной войны» // Новая и новейшая история. - 2009.- № 6. - С. 230;
29. Язов Д. Т. Карибский кризис: сорок лет спустя. М.: МЕГАПИР, 2016. 455 с.