Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Внимание - это отражение, оно не имеет своего предмета познания.
Это не самостоятельный психический процесс, а его необходимое состояние, форма индивидуальной, рефлексивной и продуктивной деятельности на разных уровнях сознания. Поэтому внимание - это форма организации психической деятельности человека, которая заключается в ориентации и концентрации сознания на объектах, обеспечивающих их экспрессивное отражение.
Внимание всегда тесно связано с деятельностью человека, обеспечивает его сознательный характер, а также стимулируются и регулируются им. Действовать - значит быть внимательным к объектам деятельности. Напряжение в деятельности всегда связано с соответствующим напряжением внимания. Внимание выступает как внутреннее условие психической деятельности, благодаря уму чувственное отражение объектов внешнего мира отражается в сознании субъекта, и каждый акт целенаправленной деятельности достигает сознания. Именно концентрация внимания определяет полноту и ясность нашего восприятия, представления и решения повседневных проблем.
Особенно интенсивно развитие внимания у детей происходит в младшем школьном возрасте, при этом преобладающим является непроизвольное внимание. В процессе учебы ребенку необходимо быть сконцентрированным и организованным, чтобы хорошо воспринимать, запоминать и понимать материал, выполнять задания учителя, а это требует затраты волевых усилий. Именно поэтому развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста становится важным условием дальнейших учебных успехов малыша.
Анализ последних исследований и публикаций.
Свои труды посвятили этим проблемам такие авторы: Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, И.Г. Захарова, П.И. Зинченко, Д.Л. Кречман, Л.М. Король, А.Л. Князева, М.И. Лисина, И.Ю. Матюгин, Р.В. Овчарова,
В.М. Онищенко, Н.Н.. Палагина, С.Л. Рубинштейн и другие.
Объект исследования: внимание младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития продуктивности внимания у младших школьников
Цель: изучить теоретические основы продуктивности внимания у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить понятия внимания, его виды и свойства
2. Проанализировать теоретические основы продуктивности внимания у младших школьников
3. Подобрать методики исследования продуктивности внимания у младших школьников
4. Сформулировать выводы
Методы исследования. Методология исследования, ставшая базой для формирования адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический, научно-содержательный и методический уровни.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 27 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 16 источников.
Глава 1. Теоретические основы продуктивности внимания у младших школьников в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Понятия внимания, его виды и свойства
Внимание - это сосредоточение деятельности субъекта в определенный момент времени на какой-нибудь реальный или идеальный объект, событие, образ, рассуждение и т. д .
Внимание - это не ментальный процесс, а форма организации сознания и условие успешных ментальных процессов и состояний. Внимание не имеет собственного содержания, оно проявляет свое действие в связи с ощущениями, восприятиями, памятью, мышлением и тому подобным. Эти явления актуализируются у людей не сами, а под влиянием направленности личности. Поэтому внимание - это избирательный фокус и концентрация сознания индивида на объектах, отвечающих его потребностям, интересам и целям деятельности или поведения. Как отмечает С.Л.Рубинштейн, в каждом психическом процессе есть момент, который выражает разное отношение индивида, в том числе и к миру людей, природы, сознания к объекту. Это отношение проявляется в сознании.
Например, когда ученик интересуется математикой, он будто в плен берет его сознание. Он глубоко и сосредоточено, с устойчивым вниманием, проявляя выносливость, работает над выполнением математических задач.
Функции внимания состоят в том, что человек среди множества раздражителей, которые действуют на него, выбирает нужные, важные, а другие тормозит, производит, таким образом, программы действий и сохраняет сосредоточенность, контроль над ходом их.
Некоторые зарубежные психологи рассматривают внимание в контексте бдительности. Они связывают его с концентрацией деятельности, которая обеспечивает механизм для конкурирующих видов деятельности. Исследователи отметили новизну и важность стимулов для возникновения и поддержания внимания. Интенсивность внимания, по их словам, растет прямо пропорционально важности стимула, который связан с основными потребностями молодого человека.
Л.С. Выготский, анализируя состояние изучения внимания, он отметил, что хотя литературы по данной проблеме достаточно, данные исследования достаточно неоднозначны. Они, по его мнению, возникают в результате взаимодействия свойств внимания с различными факторами . Эти выводы относительно результатов исследования проблемы внимания на постсоветском пространстве и, в частности, в России полностью совпадают.
Таким образом, ученые многих стран провели важные исследования развития внимания в разных возрастных группах молодежи. Они позволили выявить общие тенденции развития внимания в целом и, в частности, некоторые его свойства. Детальный анализ результатов исследования показал, что, хотя общие тенденции развития внимания у исследователей практически одинаковы, существуют и различия в характеристиках микро-возрастных групп учеников.
Причины этих различий остаются неясными. На наш взгляд, они обусловлены не только недостатками метода сбора исследовательского материала, но и крайней чувствительностью свойств внимания к изменениям как внешних, так и внутренних факторов.
Психологи и педагоги отмечают, что произошли некоторые изменения в успеваемости учащихся при переходе из начальной в среднюю школу и сделали ряд предположений о факторах этого явления. В частности, считается, что некоторые учащиеся имеют высокий уровень самооценки во время начального образования, главным образом из-за того, что эти дети пришли в школу с относительно высоким уровнем психического развития по сравнению со сверстниками, но в пятом классе они испытывали трудности в освоении более сложного учебного материала.
Это привело к снижению их статуса в классе, а неспособность преодолеть трудности породила пропущенные уроки, что в конечном итоге привело к отставанию в обучении.
Психологические факторы успешного обучения изучал П.И. Зинченко на материале математики и изучения иностранного языка. Он доказал, что ведущими факторами успешного усвоения знаний учениками являются общая способность к обучению, развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности и тому подобное .
Теоретические подходы к изучению внимания в процессе деятельности разработаны М. Ф. Добрыниным. Обоснована позиция, связывающая роль внимания в формировании целевой и частично оперативно-контрольной и оценочной составляющих деятельности. Полноценная образовательная деятельность включает, помимо перечисленных компонентов, такие как: содержательно-информационная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная и эффективная. Согласно гипотезе А.В.Скрипченка, внимание играет особую роль в этих компонентах деятельности .
Внимание играет важную роль в жизни человека. Благодаря вниманию осуществляется регулирование деятельности и поведения человека. Без внимания невозможна целенаправленная практическая деятельность, невозможна ни физическая, ни умственная деятельность, ведь человек должен обращать внимание на объект и план своей деятельности, внимательно следить за ходом этой деятельности и ее последствиями. Внимание необходимое условие для четкого, осознанного отображения учебного материала и его длительного усвоения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2011. – 123 с.
2. Дубровина, И.В. Психология: учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2013. – 464 с.
3. Ермолаев, О. Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. – М.: Высь, 2015. – 230 с.
4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / И.Г.Захарова. – М.: Академия, 2015. – 192 с
5. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И.Зинченко. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2010. –717 с.
6. Использование игр на уроках в начальной школе / Под ред. М.И. Тарасовой. – СПб.: Питер 2016. – 107 с.
7. Кречман, Д.Л. Мультимедиа своими руками /Д.Л.Кречман. – СПб.: Санкт-Петербург, 2010. – 528 с.
8. Король, Л. М. Самостоятельная работа студентов по психологии: учебно-методическое пособие / Л. М. Король, А. Л. Музыка. – М.: Гардарики, 2014. – 38 с.
9. Князева, А. Л. Особенности познавательной активности у школьников / А. Л. Князева // Новые исследования в психологии. – 2015. - №1 (34). – С. 23-26.
10. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общение с взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. –2015. - №4. – С.35.
11. Матюгин, И. Ю. Как развивать внимание и память школьника / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 241 с.
12. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов. 4-е изд. / Р.В.Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
13. Онищенко, В.М. Психологические предпосылки развития внимания школьников различных возрастных периодов / В.М. Онищенко // Психолог. – 2017. - №11. – С.29-31.
14. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб.пособ. для вузов / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психологический институт, 2015. – 234 с.
15. Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации. Материалы Всероссийской научной–практической конференции. – М: Издательский дом Паганель, 2012. – 188 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 712 с.