Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования. Проблема развития творческих способностей детей давно интересует специалистов различных областей знаний, среди них психологи, философы, и, конечно педагоги. В последнее время к этой теме значительно возрос интерес, так как общество заинтересовано в людях активных и креативных, способных мыслить нестандартно, ставить перед собой проблемы и быстро, качественно их решать. Еще в прошлом веке советский философ Александр Лук, специалист по теории творчества, писал: «талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».
На данный момент проблема развития творческих способностей одно из основополагающих направлений в обновлении содержания образования. Принципы, составляющие основу данных обновлений, предполагают не только развитие творческих, креативных способностей, но и индивидуализацию образования с учетом интересов и склонностей учащихся к творческой деятельности. Неудивительно, что тема развития творческих способностей давно интересует исследователей. Все дело в том, что творчество – всегда разное, оно многогранно и изучить этот термин до конца невозможно. В 2013 году известный современности автор Остин Клеон, в своей книги «Кради как художник» писал: «Нужно проявлять любопытство к миру, в котором вы живете. Ищите значения слов в словарях. Переходите по ссылкам. Углубляйтесь дальше, чем остальные, – только так вы окажетесь впереди».
Это и объясняет, на наш взгляд, суть творчества – видеть то, что не видят другие. Наша система образования также развивается, и сейчас, основная стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Согласно ФГОС основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Цель творческой деятельности в начальной школе – развить способности ребенка, сформировать общую способность к поиску и нахождению новых решений, нестандартных способов достижения требуемого результата. Данная цель перекликается с целями, поставленными перед внеурочной деятельностью.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Предмет исследования – средство развития творческих способностей младших школьников.
Целью исследования - исследовать развитие творческих способностей у младших школьников.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить творчество и творческие способности;
охарактеризовать возрастные особенности младшего школьного возраста;
определить развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте;
рассмотреть описание методов и результатов исследования;
изучить систему работы по развитию творческих способностей младших школьников;
охарактеризовать выявление творческих способностей младших школьников.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования, метод количественного и качественного анализа.
База исследования: МБОУ СОШ, 4 класс 25 человек. Из них 14 мальчиков и 11 девочек.
Методологической основой исследования являются труды Н.П. Гайдайя, В. Даля, Н.Н. Двуличанской, И.И. Дереча, Л.А. Жалниной и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретический аспекты развития творческих способностей у младших школьников
1.1 Творчество и творческие способности
Существует множество различных определений понятия творчества. К примеру, по воззрению южноамериканского научного работника П. Хилла, «творчество – это удачный полет думы за пределы неведомого. Оно дополняет познания, содействуя созданию вещей, которые не были популярны ранее». Польский изыскатель А. Матейко считает, собственно что суть креативного процесса заключается в реорганизации имеющегося навыка и формировании на его базе свежих композиций. Большущий энциклопедический лексика выделяет это обобщающее определение творчества: «Творчество – это работа, порождающая что-то отменно свежее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфически для человека, например как всякий раз подразумевает создателя – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности» .
Возможно, бесспорно, заявить, собственно что творчество – это заключение креативных задач. При данном творческую задачку мы распознаем так. Это обстановка, образующаяся в всяком облике работы или же в будничной жизни, которая осознается человеком как неувязка, требующая для собственного заключения розыска свежих (объективно или же лично, т. е. неведомых для сего человека) способов и способов, сотворения некого свежего принципа воздействия, технологии. Творческая задачка всякий раз считается итогом некого противоречия, несоответствия реального и требуемого, желанного.
Для становления креативных возможностей нужно аристократия не лишь только структуру данных возможностей к творчеству, но и самого малыша. Под творческой работой мы осознаем эту работа человека, в итоге которой формируется что-то свежее – будь это вещь наружного мира или же возведение мышления, приводящее к свежим познаниям о мире, или же ощущение, отражающее свежее отношение к реальности.
В случае если заботливо разглядим поведение человека, его работа в всякий области, то увидим 2 ведущих облика действий. Одни воздействия человека возможно именовать воспроизводящими или же репродуктивными. Подобный картина работы плотно связан с нашей памятью и его суть заключается в том, собственно что человек воспроизводит или же повторяет уже раньше разработанные и произведенные способы поведения и воздействия. Не считая репродуктивной работы в поведении человека наличествует творческая работа, продуктом которой считается не проигрывание прежних в его эксперименте воспоминаний или же поступков, а создание свежих образов или же поступков. В базе сего облика лежат креативные возможности. Этим образом, креативные возможности – это личные свойства и возможности человека, которые появляются в умении использовать познания, умения и способности в критериях необычной истории. Тест трудности становления креативных возможностей во многом станет определять что содержанием, которое мы станем инвестировать в это понятие. Довольно нередко в обыденном сознании креативные возможности отождествляются со возможностями к разным обликам художественной работы, с умением прекрасно изображать, авторствовать стихи, строчить музыку и т. п.
Есть большое количество определений возможностей. Так, Б. М. Теплов считал, собственно что возможности – это персонально – психические особенности, отличающие 1-го человека от иного и имеющие отношение к удачливости выполнения какой – или работы или же множества деятельностей. К. С. Платонов думал, собственно что возможности невозможно рассматривать за пределами личности. Под возможностями он отдавал себе отчет эту «часть структуры личности, которая, актуализируясь в определенном облике работы, определяет качество последней». По воззрению Л. Г. Ковалева, под возможностями идет по стопам воспринимать комплекс качеств людской личности, обеспечивающей условную легкость, высочайшее качество овладения конкретной работой и ее воплощения. По определению Н. С. Лейтеса, возможности – это качества личности, от коих находится в зависимости вероятность воплощения и уровень удачливости работы. Возможности – это психические свойства, которые важны для выполнения работы и в ней появляются. (Л. А. Венгер) .
Возможности человека имеют все шансы развиваться внезапно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, натуральном, осознанно не контролируемом и неуправляемом процессе становления возможностей. Само же становление в данном случае случается по мере скопления человеком актуального навыка. Не все, данный процесс невозможно именовать всецело неконтролируемым, например, как зрелые люд в что или же другой мере осознанно держат под контролем этот процесс у малыша. Санкционированный процесс становления возможностей связан с ответственными деяниями, направленными как раз на становление надлежащих возможностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2013. – 10 января.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. – 2015. – № 1. – С. 4–25.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2015. – 381 c.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
5. Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 736 c.
6. Воробьева, К.А. Коррекция агрессивного и девиантного поведения младших школьников в образовательных учреждениях / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. – 2018. – № 4. – С. 45-49.
7. Гайдай, Н.П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС / Н.П. Гайдай. – 2015. – С. 7.
8. Гогицаева, О.У. Творчество и креативность как условие инновационного образования / О.У. Ггицаева // Инновационные технологии в системе высшего образования. - 2017. – № 4. – С. 47-49.
9. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка / В. Даль. – М.:Рипол Классик, 2016. – 2750 с.
10. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно–техническое издание. – 2015. – № 4.
11. Дереча, И.И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников / И.И. Дереча // Концепт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http:// ekoncept.ru/2013 /13108.htm.
12. Дереча, И.И. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС / И.И. Дереча, Н.Н. Линник // XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. – 2015. – С. 189-191.
13. Кадурина, С.М. К вопросу о методах формирования контрольных умений младших школьников / С.М. Кадурина // Современная педагогика. 2016. – № 9.
14. Караванова, Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 264 с.
15. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию: учебник и практикум / В.Н. Карандашев. – М.: Юрайт, 2016. – 430 с.
16. Кириллова, В. И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллова, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – М.: Проспект, 2016. – 184 c.
17. Кулиева, Е.А. Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе / Е.А. Кулиева // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 567-569.
18. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
19. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
20. Никулин, С.К. Содержание научно–технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход) / С.К. Никулин, Г.А. Полтавец. – М.: МАИ, 2014. – 680 c.
21. Понятие о методах обучения и их классификация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html
22. Продуктивный метод обучения в професс. обучении. – [Электронный ресурс].– Режим доступа. – http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–obucheniya–v–professobu.
23. Рогова, Е.А. Понятие и сущность продуктивных методов обучения / Е.А. Рогова, И.С. Шаблинская // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf.
24. Сатимбаева, Ю. Классификация методов обучения / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – № 43. – С. 113-115.
25. Трунцева, Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка / Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2015. – 176 с.
26. Филиппова, Г. Н. Особенности интерактивного обучения в начальной школе / Г.Н. Филиппова, В.А. Горюнова // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 399-404.
27. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2018. – 575 с.