Фрагмент для ознакомления
2
Рис. 3. Объем миграции населения в России
Гендерный состав внутренней миграции, согласно данным Росстата, характеризуется некоторым превышением удельного веса женщин, причём это соотношение оставалось практически неизменным в течение 2008–2016 годов.
Внешняя же миграция обеспечила суммарный миграционный прирост населения России, в котором доля мужчин составила 51,3%, а женщин – 48,7%, и тем самым способствовала сокращению гендерного дисбаланса населения, что важно с позиции перспектив улучшения демографической ситуации в Российской Федерации (рис. 4) .
Рис. 4. Динамика гендерного состава иммиграции, эмиграции и миграционного прироста в России
На интенсивность внутренней миграции в субъектах Российской Федерации в 2005–2017 годах оказали влияние такие показатели социально–экономического развития регионов, как: уровень экономического развития регионов; параметры уровня жизни населения; уровни развития и доступность объектов социальной инфраструктуры в регионах; уровень преступности. Наблюдаемое после 2011 года сокращение миграционного прироста (сальдо) внешней миграции в России связано, в том числе, с падением покупательной способности среднемесячной номинальной заработной платы работников в экономике России в долларовом эквиваленте, вызванным ослаблением курса рубля относительно доллара. Позитивное влияние на результаты внешней миграции оказала государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом .
Оптимизация направлений внутренней миграции населения возможна путём преодоления региональных различий в уровнях доходов и бедности населения, выравнивания развития социальной инфраструктуры, доступности объектов и предоставляемых ими социальных услуг.
Целесообразно использовать позитивный опыт стимулирования добровольных переселений, накопленный в международной практике.
По мнению экспертов Аналитического центра, мероприятия, направленные на решение проблем внутренней миграции, необходимо включать в стратегии и программы развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Более 4–х миллионов россиян ежегодно меняют прописку. Покидая депрессивные регионы, люди едут в столицы за заработком и на юг – за теплом. Страдают не только регионы, из которых уезжают экономически активные граждане, но и те, в которые они переселяются. По мнению экспертов, сегодняшние внутренние миграционные процессы губительны для всей страны .
За 10 лет темпы внутренней миграции в России удвоились: если в 2006 году сменили место жительства 1,9 миллиона человек, то в 2011–м – 3 миллиона, а в 2016–ом – уже 4,2 миллиона, как следует из данных Росстата .
По статистике, половина переселенцев перемещаются внутри своего региона, преимущественно из сельских поселений в городские. Вторая половина меняет жизнь более кардинально, перебираясь в другие регионы.
Массовый отток населения из относительно слаборазвитых регионов ведет к дальнейшему обострению в них социально–экономических проблем и расширению депрессивных территорий.
В результате примерно половина населения России оказалась в регионах, столкнувшихся с проблемами хронического упадка экономики и деградации социально–экономической инфраструктуры, и острыми угрозами для будущего развития .
Миграционного потока идет в Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа.
Больше всего переселенцев едут в Москву (миграционный прирост в 2016 году составил 83,3 тыс человек), Санкт–Петербург (43,8 тысячи) и Краснодарский край (42 тысяч).
Привлекательны также Московская область (22,2 тыс), Ленинградская область (17,5 тыс), Севастополь (7,7 тысячи), Калининградская область (3,7 тысячи), Воронежская область (3 тысячи), Новосибирская область (2,6 тысячи).
В Москву и Санкт–Петербург едут за образованием, карьерой, достойной оплатой труда. Мигранты, выбирающие Краснодарский край, считают важным теплый климат и близость курортов.
Население Москвы за 7 лет выросло на 1 миллион человек: в 2010 году, по данным Росстата, в столице проживало 11 миллионов 382 тысяч человек, а в 2017–ом – 12 миллионов 380 тысяч .
Только за 2016 год доля мигрантов, прибывших в столицу из других регионов России, составила 212 тысяч человек (из других стран — всего 25 тысяч) .
Таким образом, можно сделать вывод, что внутренняя миграция в России развивается и расширяется. Процесс переселения населения из периферийных регионов в центральные регионы, города Санкт-Петербург и Москва, а также южные приморские регионы принял буквально стихийный характер.
Однако сегодня можно выделить важное отличие. Дело в том, что процесс миграции становится обоюдным. Другими словами, сегодня из периферийных регионов в центральную Россию и южные регионы России приезжают специалисты, молодые люди закончившие ВУЗы или СУЗы. Они не хотят развиваться профессионально в своем регионе, поскольку не видят для этого возможностей.
Однако сегодня в той же Сибири и Приморье продолжается развитие промышленности, а также крупнейшие нефтегазовые монополисты продолжают развивать данное направление. Поэтому в города Дальнего Востока и Уральского федерального региона переезжают специалисты-инженеры, металлурги готовые работать в сфере нефтегазовой промышленности, металлургии и т.д.
В целом следует сказать, что регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока – это огромная площадка, которой требуются не только специалисты-практики, но и педагоги, научные сотрудники и т.д. По большому счету весь регион от Урала до Приморья – это огромный научно-промышленный кластер, который требует своего развития, а, следовательно, перемещения туда большого количества ученых, инженеров, учителей, врачей, металлургов, газовщиков и т.д.
То же самое можно сказать про район Поволжья. Вокруг Волги сосредоточено множество научно-исследовательских институтов, промышленные объекты и многое другое. Этот регион так же ждет притока