Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конституции Италии от 1948 года принцип разделения властей зафиксирован на уровне законодательства и включает в себя законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В Италии принцип разделения властей отражен при помощи четкого разграничения полномочий при относительной самостоятельности ветвей власти. Анализируя принцип сдержек и противовесов, следует сказать и о том, что разделение властей не отменяет важность органов государства, их отличия от организаций в общества и других общественных объединений. Именно нормы конституционного права закрепляют систему органов государства, основные принципы их организации и функционирования, взаимоотношения между ними, их компетенции, формы и методы работы, название и правовую основу юридического акта, который принимается конкретным органом .
Целью данной работы является рассмотрение итальянского права.
Задачи:
1) Рассмотрение структуры законодательной, исполнительной и судебной властей Италии;
2) Характеристика конституционного, гражданского, трудового, уголовного права Италии.
Объектом исследования является итальянское право. Предметом исследования являются особенностей современного законодательства в Италии. Актуальность темы заключается в изучении системы сдержек и противовесов при взаимодействии ветвей власти в Италии.
При написании работы были использованы труды отечественных учёных в области международного права: Т.А. Васильевой, И.И. Грибенюк, О.Е. Финогентовой и В.М. Никитиной, изучены международные акты и Конституция Республики Италия.
Глава I Система законодательной, исполнительной и судебной власти Италии
1.1 Общая характеристика законодательной власти Италии. Полномочия президента и правительства Итальянской Республики
Важно, прежде всего, отметить наличие двухпалатного парламента, который включает в себя Палату депутатов и Сенат. Конституция страны говорит об абсолютном равенстве палат в реализации полномочий – как в области законодательства, так и при реализации контроля парламента правительства. Важность роли парламента указана в Конституции, в которой глава 1 ч. 2 «Устройство республики» посвящена важному источнику законодательной инициативы
Парламент Италии обладает следующими полномочиями: принятие законов, бюджета государства, контроль за исполнением и реализацией политического контроля над функционированием правительства, принятие участия в создании ряда органов государства, решение вопросов относительно займов и кредитов, ратификация международных договоров и выполнение некоторых других функций.
Палата депутатов включает в себя 630 членов, Сенат – 315 человек. Полномочия депутатов длятся 5 лет, продлением могут являться только военные действия. 315 сенаторов представляют регионы, при этом шесть из них реализуют свои функции пожизненно
Приоритет в работе парламента принадлежит внесению законопроектов, их обсуждению и принятию, но следует обратить внимание на то, что право предоставления законопроекта принадлежит правительству как органу, который способен оценить необходимость конкретных изменений в законодательстве. Правом законодательной инициативы обладают и члены обоих палат парламента.
Президент Италии, который избирается на 7 лет в процессе совместного заседания палат парламента и представителей от каждой области .
Основной закон Италии гласит, что президент находится вне законодательной, судебной и исполнительной власти. Президенту принадлежит особое положение.
Полномочия президента широки, но большая часть решений проходит согласование с соответствующим министром в правительстве. Последнее представлено Советом министров, в состав входит председатель и профильные министры, которые назначаются президентом. Формирование реализуется парламентом.
Председатель правительства направляет и осуществляет координацию Совета министров, обеспечивает единство реализуемой политики, при необходимости исполняет обязанности президента. В обязанности Совета министров входит реализация исполнительной власти, частично – законодательной инициативы, что прописано в Конституции Италии .
Итак, законодательная власть в Италии реализуется парламентом, а исполнительная власть сконцентрирована в руках правительства в лице Совета министров, который подчиняется Президенту.
1.2 Особенности судебной власти Италии
Судебная власть в законодательстве Италии представлена высоким авторитетом, включает в себя суды общей юрисдикции, административные суда и военные трибуналы. Суд Италии – это самостоятельный орган, исполняющий свои полномочия в пленарном порядке по созыву председателя, которым назначается докладчик по делу, устанавливается дата слушания.
Решения принимаются большинством голосов, а если их равное число, то перевес делает голос председателя. Судьи берут за основу Европейскую хартию о статусе судей и нормативные актами Республики Италия.
Судебная система представлена 23-мя судебными округами, каждый из которых представлен апелляционным судом, 5-6 трибуналами и профессиональными мировыми судьями (преторами).
Высший Кассационный суд возглавляет общую судебную систему Республики Италия, который состоит из палат по гражданским и уголовным делам
Также важен и Конституционный суд. Он включает в себя 15 членов, отбираемых из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с солидным стажем работы. Судья назначаются президентом и парламентом – по 5 судей каждый.
Кассационный суд – 3 судьи, Государственный совет и Счетная палата – по одному судье. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.
Срок полномочий судей Конституционного суда составляет девять лет с возможностью повторного переизбрания.
Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и нормативных актов права, споры о компетенции законодательной и исполнительной власти, государства и области, разных областей, дела по обвинениям, которые выдвинуты против президента и министров.
Итак, судебной власти Италии присущи следующие характеристики:
1) Интеграция прокуратуры и судебной власти.
2) Отдельная от других органов государства категория магистратов, которая сформирована судьями и прокурорами.
3) Магистраты в своей работе подчинены Высшему Совету магистратуры, во главе с президентом Италии.
4) Структура судебной системы не совпадает с административно-территориальным делением страны.
5) Судьи низового уровня могут назначаться из числа лиц без юридического образования.
В правовом статусе судей закреплена совокупность прав и обязанностей судей, даются гарантии независимости при реализации правосудия.
Базовые принципы правового статуса судей в Италии:
1) назначаемость и несменяемость,
2) независимость судей
3) судейская несовместимость.
При реализации своей профессиональной деятельности судьи всех уровней обладают иммунитетом, наподобие парламентской неприкосновенности. Судьи не могут занимать другие должности.
В целом, описывая систему власти государства и ее ветвей в Италии, можно сделать вывод о том, что законодательная инициатива принадлежит правительству и парламенту, а судебная власть реализует отправление правосудия и толкований норм закона, их не противоречие Конституции. Исполнительная же власть регулирует функционирование профильных министерств и ведомств, а Президент находится над этими ветвями власти.
В заключение следует отметить, что благодаря системе разделения властей, осуществляется полноценное функционирование всей государственной системы Республики Италия.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Правовые акты
1) Гражданский кодекс Италии http://www.jus.unitn.it/cardozo/obiter_dictum/codciv/Codciv.htm
2) Европейская хартия о статуте для судей от 10.07.1998//http://docs.cntd.ru/document/901927869
3) Конституция Итальянской Республики от 22.12.1947// http://italia-ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki
II Специальная литература
4) Васильева Т.А. Законодательные полномочия парламентов в зарубежных странах: современные тенденции – «Труды института государства и права РАН» – № 3, 2016. С.138-156.
5) Грибенюк И.И. Судебная система Италии – «Российский юридический журнал» – № 3, 2012, стр.14-19.
6) Иванов, А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 343 c.
7) Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1 / Н.А. Крашенинникова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 720 c.
8) Матиенко, Т.Л. История государства и права зарубежных стран/ Т.Л. Матиенко. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 193 c.
9) Президент Итальянской Республики: http://www.quirinale.it/
10) Правительство Итальянской Республики: http://www.governo.it/
11) Сажина, В.В. История государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время / В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов, Д.В. Мазарчук.. - Мн.: Тетралит, 2018. - 224 c.
12) Саломатин, А.Ю. История государства и права зарубежных стран: / А.Ю. Саломатин. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 344 c.
13) Финогентова О.Е., Никитина В.М. Эволюция статутной автономии местного самоуправления в Италии//«Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал» – № 5, 2016. С. 27-29
14) Kenneth G.C. Reid, Maarius J de Waal, Reinhard Zimmermann. Comparative Succession Law. Testamentary Formalities. Oxford University Press, 2011.
15) Legge 6 maggio 2015, n. 55 Disposizioni in materia di scioglimento o di cessazione degli effetti civili del matrimonio nonche di comunione tra i coniugi.,GAZETTA UFFICIALE [G. U.] No. 107 del 11-5-2015