Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема становления личности в подростковом возрасте имеет определяющую роль в плане личностного развития подростка. Проблемы подросткового возраста изучали Д. И. Фельдштейн, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, М. Кае, З. Фрейд и другие. Подростковый возраст является сложным критическим, и имеет важное значение в становлении личности: объем деятельности становится шире, закладывается сознательное поведение, происходит качественное изменение характера и формирование нравственных представлений.
Отличительными чертами подростка являются познания себя, осознание своего места среди окружающих его людей, в потребности интеграции с другими людьми, а также быть как все, но и в тоже время отличаться и быть особенным, ни на кого не похожим. С этими противоречивыми ощущениями связаны резкие колебания по отношению к себе.
Самоотношение как компонент я - концепции лежит в основе формирования самоотношения, рефлексии, уровня притязаний и определяется такими понятиями как самоуважение, аутосимпатия, преломляющиеся в положительное или отрицательное отношение к самому себе.
Человек, который имеет личностные сформированные ресурсы, такие как самоуважение, представление о себе - я концепцию, ответственность за свою жизнь, эмпатия, коммуникативная компетентность и т.д. этот человек оказывается наиболее защищенным перед жизненными трудностями и наименее уязвимы к девиациям.
Цель исследования: изучение специфики направленности личности подростков в зависимости от них самоотношения.
Объект исследования: самоотношение личности детей подросткового возраста.
Предмет исследования: специфика направленности личности подростков в зависимости от них самоотношения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самоотношение подростка взаимосвязана с направленностью его личности, а именно уровень самоотношения может соотноситься со сферой активности ребенка в направлении себя, взаимодействию с другими или на дело.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы становления личности подростка в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.
2. Провести эмпирическое исследование становления личности подростка.
3. Проанализировать эмпирические данные.
4. Выявить особенности направленности и самоотношения личности подростка.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы. В исследовании участвовали 11 подростков в качестве субъектов: 6 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 14 до 16 лет.
Глава 1. Теоретический анализ исследований по проблеме самоотношения подростков в психологической литературе
1.1 Категории самоотношения в психологической литературе
В психологической литературе, чтобы обозначать феномен самосознания используют разные формулировки «Я»: «Я - концепция», «образ - Я». Несмотря на то, что эта терминология по смыслу похожа, но они не являются идентичными. Отечественная психология подразумевает человеческое движение, направленное на самопознание, вследствие этого формируется представление о себе как о деятельном субъекте. Самоотношение является эмоциональным компонентом самосознания. Оно опирается на самосознание и в тоже время образовавшиеся предпосылки формируют для саморегуляции, саморазвития самоактуализации. Благодаря этому образовывается эмоционально ценностное оценивание себя.
И. И. Чеснокова утверждает, что самосознание - это сложный психический процесс, воспринимающий разные образы себя в разных видах взаимоотношений окружающих людей. Объединение их в целостное воззрение о себе, как о субъекте, отличающегося от других субъектов и далее моделируется в представлении собственного «Я». [28]
По мнению И. С. Кона самосознание - это совокупность процессов психики человека, благодаря которым индивид воспринимает себя субъектом деятельности.
Похожее определение прописывает В. С. Агапов, самосознание является свойством психики человека, осознаваемого себя как субъекта деятельности со всеми своими специфическими, психологическими и социально - нравственными чертами. [22]
В.В. Столин описывает самосознание - это процесс, чтобы познать себя и отношение к себе, которое характеризуется представлением о себе «Я концепцию». [29]
Авторы отечественной психологии рассматривают самосознание в двух аспектах: когнитивная часть и аффективная. Некоторые психологи добавляют еще и волевой аспект саморегуляции и функционально - поведенческий компонент.
Т. Шибутанин выделяет когнитивный компонент, как воззрение индивида о себе. Эмоциональный компонент, он определял, как сумма оценочных характеристик чувство, связанное с ними, эмоции, которые связанны с образом «Я» считаются сильными и устойчивыми. [26]
Поведенческий компонент состоит из действий, которые вызывают самоотношение и «Я - концепцией». В итоге этих взаимоотношениях начинают формироваться представление о себе и соответственное поведение.
К. К. Платонов описывает структуру самосознания компонентами сопереживания, самоотношением и самопознанием, здесь еще относят и степень притязаний, и самоотношения. [30]
Структура самосознания, который выделил В. С. Мерлин, состоит из четырех компонентов и которые одновременно являются фазами развития: сознание «Я», тождественное сознание, осознание своих психических свойств, социально - нравственное самоотношение. Все эти компоненты имеют связи с генетикой. [20] С точки зрения В. С. Мерлина, генетически первично происходит осознание тождественности. Первые моменты, в которых оно проявляется, это, когда ребенок начинает различать проприоцептивные ощущения, которые вызвали раздражители внешнего мира. Позднее появление сознания своего «Я», ребенок начинает использовать личные местоимения, появляется желание быть самостоятельным. Самоотношение и осознанность своих свойств проявляются в пубертатном возрасте. Большое количество авторов говорят об уровневом строении сознания себя.
И. С. Кон основным уровнем «Я - концепции» выделил уровень обобщения соответствующих измерений «Я». Неосознанные установки, которые могут перейти в переживания находятся на низком уровне «Я - образа». Осознание и самоотношение некоторых свойств и качеств происходит на следующей ступени. На высшем уровне «Я - образа» происходит подстройка к жизненным ориентирам человека, связанные с достижением жизненных целей и их способов. [34]
И. И. Чеснокова разделяет самосознание на два уровня. На первом сравнивается собственное «Я» и «Я» другого человека. На втором уровне сравниваются представления о себе в рамках «Я и Я» с помощью самоанализа и самоосмысления. Субъект опирается на готовые сформированные знания о себе. Благодаря второму уровню происходит высшее достижение самосознания при формировании жизненной философии социальной значимости. [28]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов, В. С. Становление Я - концепции в системе духовных потребностей подростков [Текст] / В. С. Агапов / Дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. (19.00.01,13.00.01) / Ин-т молодежи. - М., 2014. - 22 с.
2. Алексеев, Н. А. Понятие личностно-ориентированного обучения [Текст] / Н. А. Алексеев // Завуч. - 2019. - №3. - с. 126.
3. Алексеев, Н. А. Педагогические основы проектирования личностно - ориентированного обучения [Текст] / Н.А. Алексеев / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед наук: (13.00.01) / Тюмен. гос. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 42 с.
4. Архиева, Т. В. Самосознание и Я - концепция ребенка [Текст] / Т.В. Архиева. - СПб., 2017. - 150 с.
5. Ахмедова, Х. Б. Возрастные особенности продуктивного воображения у подростков [Текст] / Х.Б. Ахмедова / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07) / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М., - 16 с.
6. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие старших школьников [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - 31-34 с.
7. Бороздина, Л. В. Что такое самоотношение [Текст] / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. - 2012. - №4. - 99-100 с.
8. Беломестных, Л. А. Введение в личностно - ориентированное обучение [Текст] / Л. А. Беломестных, В. Н. Беломестных. - Томск: Том. политех, ун-т, - 138 с.
9. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности Психология формирования и развития личности [Текст] / Л. И. Божович. - М., 2011. - 368 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / И. В. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 2017. - 352 с.
11. Вачков, И. В. Приключения во внутреннем мире [Текст] / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2012. - 144 с.
12. Волина, В. В. Игра дело серьезное [Текст] / В. В. Волина. - СПб.: Дидактика плюс Зенит, 2019. - 332 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика- Пресс, 2016. - 536 с.
14. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2010. - 108 с.
15. Выготский, Л. С. Сознание как проблема психологии поведения [Текст] / Л. С. Выготский. - Т. 1. - М., 2012.
16. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: АПН СССР, 2018. - 128 с.
17. Гинзбург, М. Р. Развитие самоопределения подростков: методические разработки [Текст] / М. Р. Гинзбург / НИИ общей и педагогической психологии. - М.: АПН СССР, 2018. - 128 с.
18. Голохова, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха. - Киев, 2014. - 165 с.
19. Горячева, М. В. Во что играют подростки [Текст] / М. В. Горячева // Журнал практического психолога. - 2019. - №5. - 24-32 с.
20. Додонов, Б. И. О системе «личность» [Текст] / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. - 2015. - №5. - 24-32 с.
21. Долгова, В. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие [Текст] / В. И. Долгова. - Челябинск: Искра, 2014. - 229 с.
22. Дубровина, И. В. Формирование личности в переходный период подросткового к юношескому возрасту [Текст] / И. В. Дубровина. - М., 2017. - 284 с.
23. Ильин, Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения [Текст] / Г. Л. Ильин // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - 27-32 с.
24. Кайгородов, Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте [Текст] / Б. В. Кайгородов / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук: (19.00.13) / Астрах. гос. пед. ун- т. - М., 2019. - 42 с.
25. Колосова, М. А. Неравновесные психологические состояния и новообразования подросткового возраста [Текст] / М. А. Колосова // Психология психологических состояний. - Казань, 2012. - Вып. 4. - 172- 185 с.
26. Кон, И. С. Открытие «Я» [Текст] / И. С. Кон. - М.: Полит. Издат., 2017. - 246 с.
27. Кондрашенко, В. Т. По лабиринту души подростка [Текст] / В. Т. Кондрашенко, А. Г. Чернявская. - Минск., 2011. - 335 с.
28. Кравцов, Г. Г. Формирование личности в процессе обучения [Текст] / Г. Г. Кравцов / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. - М.: ПИ РАО, 2015. - 37 с.
29. Кэмпбелл, Р. Как любить своего подростка [Текст] / Р. Кэмпбелл. - СПб.: Мирт, 2014. - 156 с.
30. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 2017. - 384 с.
31. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2014. - 896 с.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] В. С. Мухина. - М.: Академия, 2017. - 640 с.
33. Никиреев, Е. М. К вопросу изучения структуры направленности личности [Текст] / Е. М. Никиреев / Психологические вопросы формирования личности / Под ред. П. А. Просецкого. - М., 2016. - 25- 32 с.
34. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М.: Психологическое общество России, 2011. - 442 с.
35. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения/С.Р. Пантилеев - М.: Смысл, 1993. - 32с. - ISBN 5-67896-8675-0.
36. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2013. - 479 с.
37. Сулейманова, Л. А. Ценностные ориентации личности как регуляция межличностных отношений [Текст] / Л.А. Сулейманова / Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2012. - 18 с.
38. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
39. Чеснокова, М. М. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / М. М. Чеснокова. - М., 2017. - 144 с.
40. Шилина, З. М. Формирование Общественной направленности личности школьника [Текст] / З. М. Шилина. - М., 2017. - 224 с.
41. Шкуленда, Н. М. Психологические особенности общения подростков с разной направленностью [Текст] / Н. М. Шкуленда / Автореф. дис. канд. психол. наук. - Киев, 2015. - 25 с.
42. Фельдштейн, Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Д. И. Фельдштейн / РАО, Московский психолого- социальный институт; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013.