Фрагмент для ознакомления
2
2.2 Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции
Что касается системы судебно-экспертных учреждений Минюста, она состоит из 52 учреждений, в числе которых Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте (РФЦСЭ) – головное учреждение по научно-методическому обеспечению этой деятельности, девять региональных центров и 42 лаборатории судебной экспертизы в регионах. При этом система экспертных учреждений Минюста – это независимая государственная экспертная структура, не подчиненная ни органам дознания, ни органам следствия, ни судам и свободная от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, имеющей в качестве основной задачи исключительно организацию и производство судебной экспертизы.
В целях обеспечения единого научно-методического подхода к производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2012 № 237 утверждены Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.
Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы по вопросам судебной экспертизы.
РФЦСЭ осуществляет также:
- оценочную деятельность;
- выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, дает консультации;
- занимается обучением и повышением квалификации специалистов, не являющихся работниками СЭУ Минюста России;
- рецензирует заключения, выполняемые в других экспертных учреждениях;
- проводит экспертные исследования по поручениям судебных приставов-исполнителей, а также обращениям граждан и юридических лиц;
- выполняет по договорам с юридическими и физическими лицами платные несудебные экспертизы;
- осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью региональных СЭУ по апробации и внедрению новых научно-исследовательских разработок, автоматизированных систем и программных комплексов для решения экспертных задач, изучает результативность их использования в экспертной практике.
Важным направлением работы РФЦСЭ является подготовка и повышение квалификации экспертных кадров, организация стажировок специалистов СЭУ, рецензирование их заключений, проведение аттестации экспертных кадров. РФЦСЭ организует конференции, научно-практические семинары и школы по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы.
Необходимо отметить несколько проблем, которые сейчас возникают в деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста.
Вопрос материально-технического оснащения судебно-экспертных учреждений Минюста решается в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013– 2020 годы» , в которой в том числе предусмотрено и оснащение учреждений современной приборной базой, и приобретение зданий для размещения судебно-экспертных учреждений Минюста. Однако фактическая потребность в приобретении таких зданий превышает число объектов, включенных сейчас в ФЦП. И, безусловно, требуется решение о продлении срока реализации указанной федеральной целевой программы и ее дополнении теми потребностями, которые очевидны.
Серьезным является вопрос, который требует, возможно, законодательного решения – это вопрос оплаты экспертиз, выполненных судебно-экспертными учреждениями Минюста в рамках гражданского судопроизводства. Дело в том, что действующая редакция норм ГПК РФ, регулирующих вопрос оплаты экспертиз, проводимых по поручению судов общей юрисдикции, не содержит обязательного требования оплаты производства экспертиз, вследствие чего не обеспечено гарантированное возмещение экспертному учреждению понесенных расходов, связанных с их производством. Представляется нелогичным то, что, с одной стороны, судебно-экспертные учреждения «обязательно должны» по поручению суда провести экспертизу, но суды не пользуются своим правом предложить перечислить соответствующие необходимые денежные средства в депозит суда, хотя это право у них имеется. Более того, многие суды, особенно в рамках системы арбитражных судов, этим правом пользуются. И там, где этот механизм действует, проблемы с задолженностями по оплате экспертиз не возникают.
2.3 Судебно-экспертные учреждения Министерства здравоохранения
Самой многочисленной сферой в системе экспертной деятельности является медицинская и судебно-психиатрическая, в которых в год проводится 3,5 миллиона экспертных исследований силами непосредственных участников производства экспертиз – это около 20 тысяч сотрудников. Структура судебно-медицинской экспертной деятельности представлена учреждением-флагманом – это Российский центр судебно-медицинской экспертизы. Соответственно, в судебно-психиатрической экспертной деятельности также есть флагман – это Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени Сербского. Остальные учреждения представляют собой обширную сеть в субъектах Российской Федерации.
Государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы независимы от органов следствия, прокуратуры и суда, что обеспечивает широкие процессуальные гарантии обвиняемым. Потребность в такой экспертизе при расследовании правонарушений и в судебном разбирательстве возникает особенно часто при рассмотрении дел по поводу преступлений против личности. Постоянная заинтересованность органов следствия и суда в производстве судебно-медицинской экспертизы привела к необходимости создания и организации в нашей стране учреждений, которые бы специально занимались судебно-медицинской экспертизой, но точного значения термина судебно-медицинской экспертизы так и не предусмотрено.
Эти специальные учреждения находятся в системе Министерства здравоохранения РФ и называются бюро судебно-медицинской экспертизы. В некоторых странах экспертно-криминалистическая служба и судебно- медицинская экспертиза является частью Министерства юстиции (например, в Португалии и Нидерландах) или Министерства обороны, входя в состав вооруженных полицейских формирований (например, во Франции).
В некоторых странах судебно-экспертные лаборатории подчинены Министерству юстиции в дополнение к судебно-экспертным лабораториям, подчиненным Министерству внутренних дел (например, в Испании и Польше). В Испании два отдельных ведомства имеют судебно-экспертные лаборатории и вовлечены в судебно-экспертную деятельность - Министерство внутренних дел и Министерство юстиции .
В Финляндии судебная медицина находится в ведении Министерства внутренних дел. Главному эксперту подчинены губернские судебно-медицинские эксперты (один эксперт на губернию). Чаще всего исследование трупов проводится наружным исследованием. В Китае высшими экспертными инстанциями по судебной медицине является Институт судебных наук Министерства национальной безопасности (Пекин) и Главный институт судебной медицины Министерства юстиции (Шанхай) .
Таким образом, в большинстве европейских стран судебно-экспертная служба является разновидностью государственной службы и организационно подчинена государственным правоохранительным ведомствам (МВД, Минюсту, Минобороны) и такие термины, как судебно-медицинская экспертиза, судебно-криминалистическая экспертиза, врач судебно-медицинский эксперт, законодательно закреплены, четко сформулированы и дифференцированы.
Е. Чубарова, В. Цой и И. Сиднев указывают на необходимость законодательного закрепления термина «судебно-медицинская экспертиза»
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Модельный закон «Об экспертизе и экспертной деятельности» (Принят в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018) [Электронный ресурс]: Постановление № 47-7 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // КонсультантПлюс (дата обращения 01.04.2020).
2. Модельный закон об экологической экспертизе (новая редакция) (Принят в г. Санкт-Петербурге 20.05.2016) [Электронный ресурс]: Постановление 44-10 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // КонсультантПлюс (дата обращения 01.04.2020).
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 01.04.2020).
4. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. № 106. 05.06.2001.
5. Об экологической экспертизе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 01.04.2020).
6. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 01.04.2020).
7. О федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 23.05.2020).
8. О некоммерческих организациях [Текст]: федеральный закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
9. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 25.12.2019) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.04.2020).
10. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 23.05.2020).
11. Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ МВД России от 29.06.2005 № 511 (ред. от 27.06.2019) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.04.2020).
12. Об организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности [Электронный ресурс]: приказ ФСБ России от 23.06.2011 № 277 (ред. от 04.12.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 23.05.2020).
13. Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России [Электронный ресурс]: приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 (ред. от 13.09.2018) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 24.05.2020).
Судебная практика
14. О судебной экспертизе по уголовным делам [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 дек. 2010 г. № 28 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.04.2020).
15. Приговор по делу об организации приготовления к убийству оставлен без изменения, так как осужденный своими действиями умышленно создавал условия для совершения убийства, осознавая, что осуществляет организацию приготовления к совершению особо тяжкого преступления [Электронный ресурс]: Определение Верховного суда РФ от 17.08.2010 № 75-О10-9СП // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 03.04.2020).
16. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедева Руслана Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 60 статьи 5 и частью третьей статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февр. 2009 г. № 88-О-О // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 02.04.2020).
Научная литература
17. Арбузов, П.В. Вопросы интеграции информационных ресурсов вузов МВД России в ИСОД [Текст] / П.В. Арбузов, С.В. Гуде, А.Г. Карпика // Юристъ-правоведъ. 2014. № 2 (63). С. 17-20.
18. Дьяконова, О.Г. К вопросу о признаках комплексной экспертизы [Текст] / О.Г. Дьяконова // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2015. № 2 (8). С. 21-24.
19. Елфимов, П.В. Особенности проведения и назначения комплексных судебных экспертиз [Текст] / П.В. Елфимов, О.П. Виноградов // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. №2. С. 44-47.
20. Жидков, Д.Н. Личный кабинет эксперта Экспертно-криминалистического центра МВД Российской Федерации [Текст] / Д.Н. Жидков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3 (38). С. 130-135.
21. Леднев, К.Ю. ИСОД МВД России и основной элемент инфраструктуры - ЕИС ЦОД [Текст] / К.Ю. Леднев // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России - 2012: сб. материалов. С. 25-27.
22. Макаренко, И.А. К вопросу о легализации руководящей роли следствия в организации и проведении судебных экспертиз [Текст] / И.А. Макаренко, А.А. Эксархопуло // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т.5, № 4. С. 152-157.
23. Муженская, Н.Е. Производство судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений [Текст] / Н.Е. Муженская // Законность. 2011. № 12. С. 40-44.
24. Никитина, И.Э. Международное сотрудничество по уголовным делам в сфере судебно-экспертной деятельности: Монография. 2013 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://lib.sale/ mejdunarodnoe-pravo-besplatno/zarubejnyiy-opyit-organizatsii-sudebno-106642.html// (Дата обращения: 20.05.2020).
25. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов: науч.-практич.пособие [Текст] / под ред. Т.В. Аверьяновой, В.Ф. Статкуса. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 163 с.
26. Семенов, Е.Ю. Интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система как основа функционирования ИСОД / Процессы информационного обмена в деятельности правоохранительных органов: современное состояние и перспективы совершенствования [Текст] / Е.Ю. Семенов // Сб. науч. ст. / под ред. Л. Д. Матросовой [и др.]. Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2015. С. 5-9.
27. Скребов, Р.В. Путь – длиною в четверть века [Текст] / Р.В. Скребов // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2019. № 4. С. 74-81.
28. Смирнова, В.Ю. Комплексная экспертиза: понятие, проблемы проведения, пробелы в нормативном закреплении [Текст] / В.Ю. Смирнова // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 2. С. 351-353.
29. Федченко, Т.М. Судебная медицина в российской Федерации, США, в странах Европы и АТР [Электронный ресурс] / Т. М. Федченко // Режим доступа: URL: http://www.law.edu.ru/doc/document. asp?docID=1150133// (Дата обращения: 21.05.2020).
30. Чижова, Л. «Бред сивой кобылы». Лингвистическая экспертиза от математика из ФСБ [электронный ресурс] / Л. Чижова // Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/30309021.html (дата обращения 24.05.2020).
31. Чубарова, Е. Правовая оценка судебно-медицинской экспертизы [Текст] / Е. Чубарова, В. Цой, И. Сиднев // Вести научных достижений. 2019. № 4. С. 36-39.
32. Шульгина, Н.Н. Особенности работы среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» [Текст] / Н.Н. Шульгина, Ф.А. Сингатуллина // Судебная медицина. 2019. Т. 5, № 15. С. 29-30.
Интернет-источники
33. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 24.05.2020).
34. Статистика внешней торговли Российской Федерации // Информационный портал Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=26274:2018-02-1211-28 37&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращения: 24.05.2020).