Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребенок в семье: возможные проблемы
Свой взгляд на проблему однодетной семьи высказал известный грузинский педагог Ш. А. Амонашвили. По его мнению, один ребенок в семье отождествляется с понятием усиленной заботы родителей, которая переходит все грани педагогической целесообразности. Педагог доказывал: есть большая вероятность того, что один ребенок может занимать самое центральное место в семье, так как он один и все члены семьи будут предлагать свои услуги, каждый по-своему развращать. Для ребенка это состояние станет нормальным, но в детском саду или школе у такого ребенка обязательно будут возникать проблемы, когда нужно будет быть наравне со всеми и придется приспосабливаться к различным условиям, играть в команде и занимать далеко не самые почетные места .
Поэтому, вовсе не самое главное, чтобы ребенок не чувствовал потребности во всем и не был в центре внимания всех взрослых (мамы, папы, бабушки и дедушки, а иногда еще дядек и теток), поскольку любые преувеличения в воспитании опасны: «Чрезмерная забота к ребенку переходит не во взаимную чуткость, а в беззаботность; чрезмерное обилие материальных благ вырабатывает в нем неуважение к людям труда; не бережное отношение к материальным ценностям, а потребление, вымогательство; чрезмерная уступчивость развивает в нем не гуманность души, а безответственность, слабохарактерность; постоянное внушение ребенку, что только он является радостью и гордостью семьи, воспитывает не ответственность перед семьей, а зазнайство и самодовольство».
В семье, где есть двое, трое или больше детей, все выше упомянутое регулируется само собой, так как родительская любовь и забота делятся на всех поровну. Современную семью можно определить как общность, которая состоит на основе брака, рожденном им общей правовой и моральной ответственности родителей за здоровье детей, их социализацию и воспитание. С одной стороны, семья является достаточно автономным и замкнутым объединением людей, с другой стороны, семья - это ячейка, открытая для всех событий, происходящих в обществе. Семья характеризуется как социальный институт, если важно выяснить соответствие образа жизни семьи, ее функционирования современным общественным потребностям.
Сложности кризисного периода обусловили углубление демографического кризиса с начала 90-х годов. Рождаемость снизилась до уровня, за которым не может быть воспроизводства населения государства и сохранения стратификационных процессов. Среднее количество детей, которых рожает женщина в течение жизни, уменьшилась от 1,7 до 1,3 .
Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренными изменениями своих эмоционально-психологических функций. Отношение родителей и детей изменились, потому что для большинства людей дети являются одной из главных ценностей жизни. Но это не упрощает жизнь, а лишь усложняет ее.
Назовем некоторые причины этого: во-первых, большинство семей однодетных и состоят из двух поколений - родителей и детей, бабушек и дедушек, другие родственники живут отдельно. В результате родители не имеют возможности ежедневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Таким образом, исчезло разнообразие, которое вносили в межличностные отношения пожилые люди, братья, сестры, тети, дяди.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в большинстве семей (кроме сел и маленьких городов) сведен к минимуму.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, то резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать который большинство не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностях.
В-четвертых, более проблемными стали отношения детей и родителей. Дети довольно рано приобретают высокий статус в семье. Они имеют высокий уровень образования, имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, которые приняты в кругу сверстников, и не всегда беспокоятся об одобрении их досуга родителями .
Скажем честно: родителям гораздо легче иметь одного ребенка, чем двух и более. Конечно, многие родители, имеющие одного ребенка, жалуются, что им бывает трудно, потому что они должны развлекать ребенка, придумывать для него разнообразные занятия, но это не самый большой недостаток в такой ситуации.
На самом деле, если в семье только один ребенок, она больше поддается контролю родителей. Когда в семье двое или больше детей, они могут действовать сообща, и тогда родителям становится сложнее их контролировать. Наконец, в семье есть только один маленький человек, который кричит, плачет, впадает в истерики. Многие родители согласятся, что это прекрасно.
Быть единственным ребенком в семье означает находиться в центре внимания и единолично чувствовать любовь родителей. Таким детям не нужно делиться игрушками с братьями или сестрами или договариваться с ними, какое блюдо мама приготовит на ужин. Но иногда в том, чтобы быть единственным ребенком в семье, есть определенные недостатки.
Все, что ребенок захочет, преподносится ему на «блюдечке».
Единственный ребенок в семье часто бывает избалованным. Это мешает ему стать самостоятельным и ответственным. Например, родители покупают ребенку новую компьютерную игру только потому, что однокласснику родители купили такую же. Вред от потворства желаниям ребенка проявляется через годы, и все это время ребенок ожидает, что родители будут обеспечивать все его малейшие потребности.
Если у ребенка нет братьев и сестер, он медленнее социализируется.
Ребенок играется своими игрушками в полном одиночестве, и со стороны это выглядит прекрасно. Но, в конце концов, дети, которые могут играть с другими детьми, более счастливы. Если у ребенка есть брат или сестра (неважно, старшие или младшие), это означает, что у него есть с кем поделиться своими мыслями и чувствами. Поэтому иногда единственный ребенок в семье чувствует себя одиноким.
Единственный ребенок в семье постоянно находится под присмотром родителей.
Если в семье есть только один ребенок, он нередко испытывает давление со стороны родителей, ожидающих от него высокой успеваемости, активной социальной жизни и тому подобное. Такое давление не всегда проявляется прямо, но ребенок может чувствовать его в форме скрытых сообщений перед экзаменами или массовыми мероприятиями. Родители склонны чрезмерно заниматься своим единственным ребенком, проявляя к нему чрезмерное внимание.
Ребенок выступает в роли судьи в конфликтах родителей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 448 с.
2. Бабаназарова Г. М. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Г. М. Бабаназарова // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Том. Часть 2 . – Уфа: ООО «Омега сайнс», 2017 . – С. 141-144.
3. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство «Питер», 2016. – 304 с.
4. Дементьева И. Ф. Методологические принципы семейного воспитания в современном мире / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. – 2015. - № 3 . – С. 12-16.
5. Дружинин В. Психология семьи / В.Дружинин. – М.: Высь, 2016. – 159 с.
6. Калинина Г. Трудные вопросы воспитания / Г. Калинина. – М.: Лепта-Книга, 2011. – 96 с.
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 232 с.
8. Королев Ю. А. Супруги, родители, дети / Ю. А. Королев. – М.: Юридическая литература, 2015. – 176 с.
9. Медведева И. Родители и дети, конфликт или союз / И. Медведева, Т. Шишова. – М.: Софийская набережная, 2014. – 176 с.
10. Минияров В. М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж: 2017. – 560 с.
11. Некрасова З. Что делать, если...вас достали конфликты, капризы и детские вредности / З. Некрасова, Н. Некрасова Н. – М.: София, 2017. – 256 с.
12. Петрановская Л. Если с ребенком трудно / Л.Петрановская. – М.: Гардарики, 2019. – 144 с.
13. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – М.: Знание, 2017. – 375 с
14. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. – М.: Москва, 2012. – 608 с.
15. Пеньковская Н.А. Семья формирует самооценку ребенка / Н.А. Пеньковская // Дошкольное воспитание. – 2015. - №6. – С.16-19.
16. Пугач Л. Все начинается с семьи / Л.Пугач // Психолог. – 2018. -№6. – С.25-30.
17. Райгородский Д. Я. Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике / Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2013. – 784 с
18. Спиваковская А. С. Как быть родителями: о психологии родительской любви / А. С. Спиваковская. – М.: Просвещение, 2015. – 455 с.
19. Суркова Л. Семья. Как здорово быть вместе / Л.Суркова. – М.: АСТ, 2016. – 158 с.
20. Сухарь К. Ошибки семейного воспитания: Советы родителям / К.Сухарь // Воспитание школьников. – 2015. - № 3. – С. 46-48.
21. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2015. – 160 с.
22. Целуйко В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / под ред. В.М. Целуйко. – Екатеринбург: Хранитель, 2018. – 430 с.
23. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд.цетр ВЛАДОС, 2011. – 368 с.
24. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 2010. – 768 с.