Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Организация и методы исследования психологической готовности к школе
Исследование психологической готовности школьному обучению старших дошкольников проходило в 3 этапа:
Первый этап поисково-подготовительный, содержит анализ и результаты исследований формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников, выявление особенностей формирования психологической готовности, подбор методов и методики исследования, теоретическое обоснование формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников.
Второй этап опытно-экспериментальный, содержит диагностику формирования психологической готовности по методикам исследования уровня готовности детей к обучению в школе, результат и реализация программы формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников. Третий этап контрольно-обобщающий, направлен на анализ результатов исследования, повторная диагностика, математико-статистическая обработка после реализации программы формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников.
В ходе исследования применялись следующие методы и методики исследования средствами дополнительного образования:
тестирование, изучение литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), метод целеполагания «Дерево целей» (автор Долгова В.И.), моделирование, психологическое формирование, методы математической обработки данных – Т – критерий Вилкоксона;
методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равена), «Сформированность позиции школьника у детей» Нежнова Т.А. Данное тестирование проводится с целью выявления психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста .
В соответствии с поставленной целью, в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, насколько соответствует уровень развития ребенка тем нормам, которые характерны для детей этого возраста.
2. Узнать об индивидуальных особенностях развития психологических качествах ребенка. Ведь некоторые из них могут быть развиты хорошо, а некоторые хуже. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых качеств может стать причиной серьезных препятствий в процессе дальнейшего обучения в школе. С помощью подобранных методик и тестов можно предварительно выявить эти «слабые места» и внести соответствующие коррективы (подобрать игры и упражнения, направленные на развитие нужного качества).
3. Оценить эффективность тех средств и методов, используемых для развития ребенка. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие изменения произошли (и произошли они вообще).
4. Для ознакомления детей с различными тестами (используя для этого аналогичные задачи), чтобы дети, таким образом, готовились к тем «Проверочных экзаменов», которые встретятся им и при поступлении в школу и на разных этапах обучения в будущем.
Предварительное ознакомление с типичными тестовыми заданиями поможет детям избежать во время таких экзаменов чрезмерного эмоционального напряжения или растерянности, то есть так называемого «эффекта неожиданности», и чувствовать себя более уверенно и комфортно.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко (см. Приложение 1).
Цель: Исследование познавательного развития дошкольников, творческого воображения. В основе этой концепции лежит понимание воображения как специфической высшей психической функции, развитие которой происходит через овладение особых способов. Такими средствами могут выступать образы, модели, символы, а также речь.
Значительным научным вкладом Дьяченко О. М. является разработка проблемы индивидуальных особенностей воображения, ее зависимости от личностных качеств детей. В результате исследований она пришла к выделению и различия двух видов воображения - познавательной и эмоциональной.
Дьяченко О. М. - автор многочисленных трудов по психологии детей дошкольного возраста, программ, пособий по развитию детей, сборников и упражнений, в том числе «Воображение дошкольника», «Психическое развитие дошкольников», «Развитие воображения дошкольников», «Дидактические игры по развития умственных способностей дошкольников «и др. С целью диагностики уровня развития воображения Дьяченко О. М. предлагает использовать индивидуальные задания по модифицированному варианту методики Торренса Е. П. - дорисовать заданную фигуру так, чтобы получилась картинка (всего 16 фигур - по одной на отдельной карточке; предложенные фигуры выглядят контуров элементов наглядных изображений или простых геометрических фигур разной степени схожести с наглядными изображениями. Методика «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равена) (см. Приложение 1) .
Тест «Прогрессивные матрицы Равена» относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальтпсихологией: теорией перцепции форм и так называемой «теорией неогенеза» Ч. Спирмена. «Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии.
На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа, Выготского-Сахарова.
Цель: Определение уровня умственного развития у детей ментального возраста (1- 4 класс массовой школы). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития».
Методика диагностики личностно-мотивационной сферы Стандартная беседа «Сформированность позиции школьника у детей» Нежнова Т.А. (Приложение 1).
Нежновой Т.А. были выделены основные этапы становления внутренней позиции школьника:
1. Первый этап характеризуется наличием положительного отношения к школе без ориентации на содержательные моменты школьно-учебной деятельности.
2. На следующем этапе развития внутренней позиции школьника появляется ориентация на содержательные моменты в школьной жизни, но на этом этапе ребенок выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты.
3. Последний этап развития внутренней позиции школьника – ее полная сформированность – характеризуется сочетанием интереса к социальным и собственно учебным аспектам школьной жизни. В таком случае поведение ребенка в школе будет определяться познавательными мотивами, а не просто желанием чувствовать себя взрослым Поливанова и др.).
Стандартная беседа «Сформированность позиции школьника у детей» Нежнова Т.А.
Цель: Выявить уровень сформированности внутренней позиции школьника у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: вопросы беседы (см. Приложение 1).
Таким образом, исследование психологической готовности к школьному обучению проводилось в три этапа:
Первый этап поисково-подготовительный, содержит анализ и результаты исследований формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников, выявление особенностей формирования психологической готовности, подбор методов и методики исследования, теоретическое обоснование формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников.
Второй этап опытно-экспериментальный, содержит диагностику формирования психологической готовности по методикам исследования уровня готовности детей к обучению в школе, результат и реализация программы формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников.
Третий этап контрольно-обобщающий, направлен на анализ результатов исследования, повторная диагностика, математико-статистическая обработка после реализации программы формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников.
Исследование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста проводилось на основании следующих методик:
1. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
2. Методика «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равена).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахметова, З.А. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников как фактор формирования психологической готовности к школьному обучению / З.А. Ахметова, Н.А. Веселова // Вестн. Кыргызско-рос. славянского ун-та. – 2014. – Т.14, № 10. – С. 7-11.
2. Бабаева, Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: «Адверта», 2015. - С.218 - 234.
3. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – №3. – С.327-338.
4. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е.А. Васильева // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1717-1719.
5. Вьюнова, Н.И. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.И. Вьюнова // Психолог в детском саду. – 2015. - № 2. - С. 16-21.
6. Галеева, А.Р. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Галеева, Л.В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №12-2. – С.187-188.
7. Головко, Е. А. Изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обучению в школе. / Е.А. Головко// Наука, техника и образование. - 2015. - № 12 (18). – С. 175-178.
8. Долгова, В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации / В.И. Долгова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
9. Кисова, В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников / В.В. Кисова // Фундаментальные исследования. – 2013. – №8-4.
10. Кобазева, Ю.А. Психологическая готовность к школе : учеб.пособие для студентов учреждений высш. образования / Ю. А. Кобазева. - М. : Академия, 2014. - 171 с.
11. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., изд-во «Наука», 2012. – 96 с.
12. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
13. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: МГУ, 2015. – 84 с.
14. Личностная готовность ребенка к школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mysmartbuy.ru/lichnostnaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-v-chem-zadacha-roditeley/
15. МБДОУ «Центр Развития Ребенка – Детский сад № 99» г. Курск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mbdou-99.ru/
16. Параничева, Т. М. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет / Т.М. Параничева // Новые исследования. – 2012. – №1 (30). – С.135-144.
17. Паутова, В.В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / В.В. Паутова// Концепт. – 2015. – №10. – С.96-100.
18. Рыскулова, М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе / М.М. Рыскулова // Вестник БГУ. – 2014. – №5. – С.65-68.
19. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // ЗПУ. – 2014. – №3. –С.185-188.
20. Сергеева, Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий / Л.В. Сергеева // Эксперимент и инновации в школе. – 2015. – №1. – С.28-30.
21. Сердюкова, О.В. Психофизиологические особенности готовности детей к обучению в школе / О.В. Сердюкова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций : материалы VIII Междунар. науч.- практ. конф., 21 нояб. 2013 г. / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р.Державина» ; ред. Е. А. Уваров. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2013. - С. 146-149.
22. Скляр, Н.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : учеб.пособие / Н.А. Скляр, Е.С. Лукьянова, Е.Н. Коскина ; ФГБОУ ВПО «Великолук. гос. акад. физ. культуры и спорта». - Великие Луки :Великолук. тип., 2014. - 292 с.
23. Стригунова, А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы / А.Г. Стригунова // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1296-1299. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/30046/
24. Слесарева, М.В. Сущность и критерии готовности детей к школе / И.В. Слесарева // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 3(47). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/47/130129
25. Тарасова, О.В. Развитие произвольного внимания у дошкольников / О.В. Тарасова, Р.А. Яббарова // Инструменты и механизмы современного инновационного развития : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. / отв. ред.: А.А. Сукиасян. – Томск, 2016. – С. 246-248.
26. Таушканова, Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации / Е.С. Таушканова // Концепт. – 2015. – № 1. – С.146-150.
27. Терентьева, Е.В. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Е.В. Терентьева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3. – С.524.
28. Терещенко, М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М.Н. Терещенко // Человек. Спорт. Медицина. – 2015. – №9 (64) – С.58-61.
29. Яфаева, В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников / В.Г. Яфаева // МНКО. – 2014. – №1 – С.46-55.