Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что при неправильном управлении товарными запасами розничные магазины теряют немалую часть покупателей. Чтобы этого не случилось, надо правильно управлять товарными запасами, тогда все позиции будут в наличии. С другой стороны, нужно избежать излишнего затоваривания склада, не тратясь на его обслуживание.
Целью исследования является диагностика систем управления товарными запасами (чистящих и моющих средств) в розничной торговле.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и необходимость управления товарными запасами,
- определить основные методы управления товарными запасами в рознице,
- проанализировать порядок определения потребности в товарных запасах,
- определить основные тенденции и методы оптимизации товарных запасов.
Предмет исследования – система управления товарными запасами.
Источники информации: труды российских специалистов, маркетологов и специалистов розничных торговых сетей, статистическая информация, финансово-экономическая информация, результаты исследования потребителей, сайты в интернете.
Методы исследования: общенаучные методы исследования в рамках системного подхода: метод системного анализа, анализ научной литературы, сравнительный, графические методы представления информации, аналитические методы исследования.
1. Управление товарными запасами и потоками
1.1. Сущность и специфика управления товарами в розничной торговле
Товарные потоки являются составной и неотъемлемой частью практически любой сферы человеческой деятельности. В коммерции они образуют среду товародвижения. В экономической, финансовой, производственной и других сферах, направленных на удовлетворение потребностей человека, эти потоки порождают интерес и объясняют смысл их существования [20, c.4].
Процесс продажи товаров предполагает постоянное на торговых предприятиях товарных запасов. Именно грамотное формирование оптимальных размеров запасов товаров дает возможность предприятию торговли обеспечивать устойчивость предлагаемого покупателям ассортимента товаров, придерживаться определенной ценовой политики, повышать и улучшать уровень удовлетворения покупательского спроса. Разумеется, что все это требует удержания на каждом торговом предприятии выверенного уровня и оптимальной широты позиций ассортимента имеющихся товарных запасов.
Товарный запас - это количество продукции, находящейся в собственности розничного магазина и предназначенной для реализации [4, c.8]. Сюда же входят и всевозможные расходные материалы, комплектующие, запасные части в предприятиях сферы услуг. Трубы и фитинги у сантехника, косметика в салоне красоты - все это же товарные запасы.
Товарные запасы делятся на [5, c.8]:
- сезонные. Мало касается розничных магазинов, здесь такими временными категориями почти не оперируют. Зимний запас угля в котельной, запас кормов для скота в сельскохозяйственных производствах - типичные примеры сезонных товарных запасов;
- текущие товарные запасы. Вот это как раз про розницу. Нужны для ежедневного обеспечения потребностей магазина в продукции;
- страховые товарные запасы. Ну тут все понятно, они нужны на случай, если что-то внезапно закончилось.
Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций и предприятий.
Соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов. Товарные запасы в опте и рознице должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.
Необходимость образования товарных запасов вызвана многими факторами [23, c.17]:
- сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
- несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров;
- особенности в территориальном размещении производства;
- условия транспортировки товаров;
- звенность товародвижения;
- возможности для хранения товара и т.п.
Вопрос количественного измерения величины товарных запасов и определение соответствия этой величины потребностям товарооборота весьма актуален.
На рисунке 1 отражены элементы системы управления товарными запасами.
Все элементы системы взаимосвязаны межу собой. Для принятия обоснованного управленческого решения нельзя пренебрегать ни одним из вышеперечисленных элементов.
Система управления товарными запасами основана на их минимизации, ускорении товарооборачиваемости и хорошо налаженном учете и контроле за их формированием и использованием [8, c.11].
Цель управления запасами — снизить затраты на продвижение товарных запасов через организацию, при обеспечении высокого уровня качества торговли и одновременно максимизировать возвраты на инвестиции в товарные запасы [19, c.42].
Создание системы управления товарными запасами позволяет решить следующие задачи: бесперебойности снабжения, минимального вложения денег, минимального риска, обеспечения простоты процедуры заказа на пополнение запасов, устойчивости товарного процесса.
На рисунке 2 отражена систему управления товарными запасами.
Эффективно работающая система управления товарными запасами позволяет принять экономически обоснованное решение о количестве товаров, которые необходимо иметь в каждой точке торгово-технологического процесса и какие товарные линии из составленного ранее плана необходимо запасать и чем пополнять запас.
Организация управления запасами в торговле осуществляется в следующей последовательности [16, c.23]:
- расчет потребности организации в товарных ресурсах;
- определение норм запаса;
- разработка политики пополнения запаса;
- организация контроля за уровнем запаса;
- оценка эффективности системы управления запасами.
Схематично этапы построения и реализации системы управления товарными запасами представлены на рисунке 3.
Эффективность сформированной системы управления товарными запасами зависит от тщательности исследования состояния проблемы формирования, размещения и использования товарных запасов обоснованности всех ее элементов и эффективности принятых управленческих решений по их перемещению во всех каналах движения товаров в организации.
1.2. Современные методы управления товарами
Когда управление запасами рассматривается через призму денежных потоков, финансовое воздействие, избыточного страхового запаса, нехватки товарных ресурсов, руководство предприятием обращает внимание на приоритеты. Так, слишком большой объем запаса означает, что капитал связан без необходимости. Нехватка запасов показывает, что процессы задерживаются, снижая производительность. Система управления товарными запасами, как научный контроль запасов, позволяет сократить их размер, с одной стороны, и существенно снизить критическую нехватку, с другой.
Методы управления запасами дают возможность определить оптимальный уровень запасов, а также то, сколько и когда следует заказывать.
Чтобы стала известна величина товарного запаса и неснижаемого остатка, которые нужно поддерживать на складах, делая своевременные заявки поставщику необходимо управлять запасами следящими методами [10, c.22]:
1.Ручное управление. Суть в следующем: сотрудник ежедневно проверяет товарные запасы на предмет неснижаемого остатка и, в случае чего, заказывает товар у поставщика. Несмотря на свою примитивность, подход с успехом можно применять в магазинах и торговых точках с небольшой товарной номенклатурой - не более десятка позиций.
2.Товароучет в Excel
Это уже начальная ступень автоматизации товароучета. Здесь данные заносятся не в тетрадь или журнал, а в экселевский документ. Удобно тем, что программа самостоятельно рассчитывает показатели при изменении исходных данных. По крайней мере от математики вы будете избавлены. Изменили количество нескольких позиций в соответствующей ячейке таблицы - система автоматически рассчитала стоимость товарного запаса в денежном эквиваленте.
Для того, чтобы вести товароучет в Excel, понадобится скачать один из специальных шаблонов, предметно заточенных под эти цели. Есть платные и бесплатные инструменты с различным функционалом. При всех плюсах, учет в таблицах эксель не решает главной задачи - автоматизации управления товарными запасами. Контролировать процесс придется вручную, а значит, неизбежны ошибки и неточности. Поэтому есть самый совершенный на данный момент инструмент управления - товароучетные программы (рис.4).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баканов, М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2018. - 352 c.
2. Баженов Ю, К. Розничная торговля в России / Ю К. Баженов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 240 c.
3. Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Дашков и Ко, М.: 2018. –С. 484
4. Гранаткина, Н. В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами / Н.В. Гранаткина. - М.: Academia, 2013. - 256 c.
5. Гурская, С. П. Правила торговли и защита прав потребителей / С.П. Гурская. - М.: Вышэйшая школа, 2015. - 192 c.
6. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях / Д. Гордеев // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2015. – № 2. – Ч. 1. – С. 59-63.
7. Голова А. Г. Управление продажами / А.Г. Голова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 280 c.
8. Дмитриченко М.И. Управление ассортиментом товаров на предприятиях современного формата / М.И. Дмитриченко, О.С. Зыбин, А.Л. Киятов // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2013. – № 4(26). – С.75-80 .
9. Иванова С.П., Тихонов Н.А. Логистика товародвижения в магазинах складах формата "кеш энд керри" и их технологические решения // Вестник российского государственного торгово-экономического университета (РГЭТУ). - 2014. - № 11(90). - С. 105-113.
10. Ильина, М. Г. Товароведение непродовольственных товаров. Практикум / М.Г. Ильина. - М.: Академия, 2017. - 192 c.
11. Карпова, С. В. Управление ценами. Учебник / С.В. Карпова, В.Н. Русин, И.В. Рожков. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2016. - 236 c.
12. Качурина, Т. А. Товароведение пищевых продуктов. Рабочая тетрадь / Т.А. Качурина, Т.А. Лаушкина. - М.: Academia, 2013. - 160 c.
13. Коневский К.П., Какадий И.И. Материально-техническое обеспечение как элемент работоспособности сотрудников // Вектор экономики. - 2019. - № 3 - [Электронный ресурс]. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/3/laboureconomics/K onevskiy_Kakadiy.pdf (дата обращения: 07.12.2019).
14. Лифиц, И.М. Товарорведение продовольственных и непродовольственных товаров. Учебник для СПО / И.М. Лифиц, Ф.А. Жукова, М.А. Николаева. - М.: Юрайт, 2016. - 123 c.
15. Моргунова Э.В. Анализ проблем продвижения товаров и пути их решения с помощью маркетинговых коммуникаций // Приоритетные направления развития образования и науки : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 июля 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 182-183.
16. Николаева А.А., Гольдман С.М. Альтернативный метод формирования экономической модели России // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 3 (31). С. 70-75.
17. Просветов, Г. И. Управление продажами. Задачи и решения / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-пресс, 2015. - 280 c.
18. Cупрунова Е.А. Трансформация новых видов учета в условиях глобализации и цифровизации экономики / Е.А. Супрунова // Международный бухгалтерский учет. - 2018. – Т.21. – №8 (446). – С. 870-886.
19. Тарасова А.С. Понятие «материально-производственные запасы» // Научные исследования и современное образование : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 март 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 350-353.
20. Тюхтина А. А. Модели управления запасами: учебнометодическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 84 с.
21. Хамлова О. АВС-анализ: методика проведения / О. Хамлова // Управление компанией. – 2016. – № 10. – С. 53-57.
22. Шостак О.С. Современные методы управления товарными запасами: их значение и преимущества / О.С. Шостак, И.В. Золотухина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 нояб. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 335-337.
23. Яковенко, Н. В. Товароведение непродовольственных товаров. Рабочая тетрадь / Н.В. Яковенко. - М.: Academia, 2014. - 112 c.