Фрагмент для ознакомления
2
шок, скетч-шоу» . То есть в рамках одной передачи происходит смешение форм, «синтез неоднородных по жанровым характеристикам элементов» .
Почему так происходит? Потому, что современный человек имеет множество альтернативных источников получения информации, отсюда СМИ вынуждены бороться за свою аудитории, что выражается в тенденции слияния форм, взаимопроникновении жанров, появлении новых идей предоставления контента. Осмысляя суть явления, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Е.Л. Вартанова пишет: «сегодня радио есть в Интернете, видеофильм транслируется по каналу кабельного телевидения, электронное сообщение цитируется на страницах газеты» . Все это, считает она, радикально меняет содержание деятельности журналистов, которые способствуют рождению новых интегрированных жанров. Характерным продуктом современного времени стал инфотейнмент, который представляет собой «развлекательную форму подачи информации, иногда с элементами театрализации и игрового начала. Инфотейнмент характерен для телевидения, прессы, радио и Интернета» . Чем именно можно развлечь современного потребителя информации, задается вопросом автор монографии, посвященной теории языка СМИ, Т.А. Винникова? Буквально всем. И радиостанции, и телевизионные каналы, и газеты, и Интернет с удовольствием сообщают горячие факты: это может быть «новая, возможно, неподтвержденная информация, разнообразные слухи и сплетни» . Ориентируясь на свою целевую аудиторию, журналисты выбирают наиболее приемлемые жанры, удобные для восприятия слушателями, читателями, телезрителями.
Автор монографии о современной массовой культуре В.А. Буряковсая подчеркивает, что особенность развлекательного контента состоит в следующем: «ни один из сюжетов не преподносится от начала до конца», в результате потребитель переключает внимание с одного скандального материала на другой, а журналисты «избавляют индивида от мыслей о сложном мироустройстве, нивелируя тем самым социальную проблематику» . По сути, уточняется в другом источнике, написанном Н.А. Захарченко, жанр является подсказкой, ключом к содержанию контента, что существенно экономит время потребителя, не желающего разбираться в хитросплетениях сюжета. Проще говоря, «жанр выступает в качестве проводника между создателем контента и аудиторией» . Правда, то, что легко угадывалось еще вчера, сегодня непонятно, а потому привлекает внимание. Получаются «жанровые гибриды» , которые в силу сложности «не укладываются в привычные рамки типологии жанров» , что становится очевидным при анализе форм.
Образно говоря, если жанр является оболочкой, то форма – быстро возводимой конструкцией с массой соединительных частей. По наблюдениям Н.А. Захарченко, современная «жанровая палитра отличается существенным многообразием и причудливым сочетанием форм» . И когда потребитель контента ожидает, что нужная ему информация будет «завернута» в знакомую оболочку, то он сильно ошибается, потому что «содержание привычных для нас интервью, репортажей, очерков, комментариев кардинально меняется» . Свое видение современных жанров представил исследователь В.С. Варакин, посвятивший статью описанию способов информационного моделирования социальной действительности. По его мнению, жанр есть не что иное, как внешняя форма выражения медийного контента. Жанр управляет формой, которая, в свою очередь управляет внутренней структурой материала на уровне сюжета, композиции, набора языковых средств. Стало быть, «жанр есть форма и медиум текста, являющегося формой и медиумом знания журналиста о социальной действительности» .
Акцентируя внимание на формах авторского контента, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета В.В. Тулупов объясняет функции жанра и формы. Первый, опираясь на литературную норму, служит средством создания текстов определенного характера, тогда как вторая необходима для организации собранной информации: «Форма более динамичная, чем жанр» . Анализируя материалы журналистов, работающих в газетах и журналах, ученый пришел к выводу, что они находятся в активном поиске формы. В рамках одного жанра используются цитаты из блогов, публикации откликов на резонансные темы, представляются рейтинги событий или известных лиц. Всё чаще материал сопровождается инфографикой. Обилие информации свидетельствует о том, что «это новая форма представления журналистского содержания» . Дополнением к сказанному могут послужить выводы, сделанные в статье С.И. Симаковой, которая размышляет о влиянии новых технологий на представление визуального контента журналистских материалов. Прежде всего, это «различные формы мультимедийного контента (видеоролики, инсталляции, флеш-анимация, слайд-шоу)» ; инфографика, фотографии, иллюстрации, в число которых входят «карикатуры и элементы графического дизайна» . Всё это призвано привлечь внимание к контенту.
Таким образом, средства массовой информации изначально выполняли одну из важных функций – развлечение. У современного человека существенно возросла потребность в отдыхе, на что оперативно откликаются масс-медиа, предлагая потребителю разнообразный контент, представленный в богатом разнообразии жанров (чаще всего гибридных) и сопровождающих их форм.
1.2 Тенденции развития региональных СМИ России
Жизнь человека проходит в некоем локальном пространстве, очерченном географическими рамками: даже если он будет переезжать с места на место, то все равно следует вести речь о «привязке» к территории: «По мнению большинства исследователей, территория является основой человеческого существования, так как определяет особенности его личности, его профессиональной деятельности, уровня жизни в целом» . Использованию в русском языке слова мы обязаны латинскому, в котором regio переводится как «страна, область». И если изначально имелось в виду исключительно определенное географическое пространство, то «со временем понятие усложнялось и становилось более значимым, учитывая в своем содержании не только различие в географическом положении, но и особенности инфраструктуры» . В России под регионами понимают субъекты Федерации: «Любой регион представляет собой сложное экономическое, культурное и социально-политическое образование» , каждое из которых имеет свою неповторимость за счет того, что «на определенной территории сосуществуют различные этносы, сохраняющие специфические черты культуры, быта, мировоззрения и в то же время транслирующие региональную идентичность» .
Все это становится предметом ежедневного осмысления журналистов, чьи «медиатексты наполняют региональную картину мира ключевыми смыслами, значимыми для общества» . Территориальный ландшафт субъекта Федерации приковывает внимание в силу объективных причин – СМИ предлагают такой «контент, который, как правило, непосредственно связан с жизнью и проблемами региона» . Другие причины востребованности регионального контента раскрываются в исследованиях, авторы которых осмысляют искомый вопрос на примере деятельности местных вещателей. Так, К.Ю. Кабисова, в чьей статье обозначены проблемы современного информационного вещания в Северной Осетии, пишет о том, что несомненный плюс региональной журналистики – освещение тем, которые по тем или иным обстоятельствам не могут быть интересны жителям иных территорий, но актуальны в каком-то локальном пространстве: «они ближе и понятней той аудитории, для которой работают» . Вторая причина – возможность решить собственные проблемы. Говоря иначе, людям «хочется знать в первую очередь о самих себе. Им важно видеть свои улицы, мучить вопросами местных начальников, обсуждать проблемы экологии, тепла, дорог того города или поселка, где живут» .
Третья причина – отсутствие объективного интереса журналистов, представляющих федеральный центр, к тому, чем живут разные территории страны: «Информационные программы федеральных телевизионных каналов в недостаточной степени освещают жизнь в регионах. Следовательно, провинциальный зритель на федеральном уровне не получает информацию, соответствующую его потребностям» . Правда, уточняет Т.Ю. Кабисова, здесь есть исключение, обусловленное форс-мажорными обстоятельствами: «В информационных программах на федеральных каналах к событиям в регионах обращаются только в том случае, если эти события связаны с чрезвычайными происшествиями: терактами, катастрофами, боевыми действиями или событиями, связанными с деятельностью представителей федеральной власти в данном регионе» . То есть внимание обусловлено негативными фактрами.
Третья причина – сохранение национальной идентичности: «Именно программы региональных телекомпаний стремятся сохранить родной язык, культуру своего края» . Свой вклад в осмысление вопроса внесла С.В. Гуськова, в статье которой охарактеризована типология современных региональных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Асташова, Ю.С. Специфика современного информационного вещания на региональном телевидении: на примере «Canal Sur» (Андалусия, Испания) и «ОТВ» (Екатеринбург, Россия) / Ю.С. Асташова, Д.Л. Стровский // Известия Уральского федерального университета. – 2016. №1. – С. 6-18.
2) Беленькая, Ю.П. Телевизионные новости как средство формирования региональной информационной повестки дня в электоральный период: дисс. … канд филол. наук: 10.01.10 / Беленькая Юлия Петровна. – Ставрополь, 2015. – 314 с.
3) Буряковская, В.А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков): монография / В.А. Буряковская. – Волгоград: Перемена, 2014. – 228 с.
4) Варакин, В.С. Журналистский жанр как способ информационного моделирования социальной действительности / В.С. Варакин // Информационное поле современной России: матер.науч.-практ. конф. – Казань, 2013. – С. 186-193.
5) Вартанова, Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/ BPA/b59df6463a315de4c32568fd0038da32. [дата обращения: 21.03.2020].
6) Винникова, Т.А. Теория языка СМИ: создание образа человека и его восприятие: монография / Т.А. Винникова, М.А. Федорова. – Омс: Изд-во ОмГТУ, 2015. – 172 с.
7) Витульева, Т.А. Понятие региона как социально-экономического образования / Т.А. Витульева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. –№4. – С. 41-46.
8) Гуськова, С.В. Типология современных региональных средств массовой информации (на примере Тамбовских масс-медиа) / С.В. Гуськова // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т.9. – №4. – С. 181-197.
9) Драгун, Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: автореф. дисс. … канд. культурологии: 24.00.01 / Драгун Евгения Михайловна. – М., 2015. – 22 с.
10) Егорова, Л.Г. Специфика современного регионального дискурса СМИ / Л.Г. Егорова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. T.7. № 4. – С. 615-628.
11) Захарченко, Н.А. Современная телевизионная программа: учеб. пособ. / Н.А. Захарченко. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2019. – 88 с.
12) Ивашкина, О. Что такое региональное телевидение / О. Ивашкина, В. Бузин // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. – 2017. – №7. – С. 43-45.
13) Кабисова, К.Ю. Проблемы современного регионального информационного вещания (на примере ГТРК «Алания») // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2016. – №2. – С. 203-208.
14) Казаченко, Л.Д. Обзор научных подходов к определению категории «регион» / Л.Д. Казаченко // Забайкальский государственный университет. – 2016. – №4. – С. 1-30.
15) Каратаев, Р.Ю. Коммуникативные стратегии развития регионального телевидения в условиях перехода России на цифровое вещание (2009-2018 гг.): дисс. … канд. филол. наук: 10.01.10. / Каратаев Руслан Юрьевич. – М., 2018. – 178 с.
16) Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С.И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №5. – С. 163-169.
17) Сумская, А.С. Моделирование теленовостей в контексте информационной политики телеканала / А.С. Сумская, П.Ф. Сумской // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – T.7. – № 4. – С. 581-598.
18) Тулупов, В.В. Формы подачи и жанры изобразительной пресс-журналистики / В.В. Тулупов // Вестник Воронежского государственного университета. – 2015. №1. – с. 137-142.