Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни. В качестве тревожных симптомов осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди подростков, серьезное увеличение численности детей, проживающих в трудных жизненных ситуациях. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно [3]
Поддержка семей в трудной жизненной ситуации осуществляется по трем направлениям: психологическое, педагогическое и социальное. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы вывести человека из кризисного, стрессового состояния и подвести к тому, чтобы он стремился к разрешению возникшей трудности, а не избегал ее. При этом, во – первых, необходимо диагностировать проблему, во – вторых, составить коррекционную программу по работе с семьей (консультирование, обучающие занятия, семейная терапия, включать в тренинговые группы со схожими трудностями), в – третьих, психпрофилактика. Теория педагогической поддержки была раскрыта О.С.Газманом, вместе с тем, анализ литературы подтверждает, что эта проблема еще недостаточно изучена. Педагогическая поддержка заключается в организации и проведении консультаций для родителей, посредническая деятельность, участие в профилактических мероприятиях, семейное тьюторство [1].
Предмет: социально психологическая поддержка.
Объект: социально психологическая поддержка родителей в трудной жизненной ситуации.
Цель: провести анализ особенностей социально психологической поддержке родителей в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
1. Провести анализ понятия семья в трудной жизненной ситуации
2. Выделить особенности семьи в трудной жизненной ситуации
3. Провести психологическую работу с семьями в рамках проекта «Социально психологическая поддержка родителей в трудной жизненной ситуации».
Гипотеза: уровень благополучия и самореализации родителей в ТЖС поднимется при условии сформированной программы социально психологической поддержки.
Глава 1. Теоретические аспекты социально психологической поддержки родителей в трудной жизненной ситуации
1.1 Анализ понятия семья в трудной жизненной ситуации
В жизни каждого человека, как личности или гражданина, могут возникнуть определённые проблемы, которые можно назвать трудной жизненной ситуацией (ТЖС). Как понять, что ситуация действительно трудная, и что делать для её преодоления? Прежде всего, стоит разобраться, что представляет собой ТЖС.
ТЖС может характеризоваться как нуждаемость в сфере социального существования. Если гражданин имеет нужду в материальном, жилищном или социально-психологическом плане и выбраться из неё без поддержки государства не может, то считается, что он попал в трудное жизненное положение (ситуацию).
Понятие трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация (И.Н. Евграфова, И.Ф. Дементьева); неизбежное событие в жизни, порождающее эмоциональное напряжение и стресс; ситуация, препятствующая реализации важных жизненных целей. Классифицировать трудную жизненную ситуацию семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет выявить проблему семьи и способствует осуществлению своевременной адресной поддержки [1].
Государство в Федеральном законе № 195 РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», опираясь на п.4 статьи 3, даёт определение, что трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых жизнедеятельность человека, как гражданина, нарушена вследствие объективных причин. При этом одним из критериев законодательство считает неспособность самостоятельно разрешить сложившуюся критическую ситуацию.
Поводом для этого могут считаться следующие факторы: болезнь или инвалидность; старческая недееспособность или одиночество; жестокое обращение с детьми со стороны родителей, а также их отсутствие (одного или обоих); неимение собственного жилья или определённого места для жительства. Сюда правомерно причисляется безработица или малообеспеченность семьи (отдельного гражданина).
Безработица, как одно из условий сложившейся ТЖС, является на сегодня причиной, которая вызывает неспособность выплачивать ипотеку. В результате просрочки банковских платежей кредитор изымает в счёт уплаты долга квартиру, тем самым осложняя трудную ситуацию отсутствием жилья и денег для жизни.
Ещё один вариант обозначения сложной ситуации в жизни граждан можно прочитать в ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 23.11.2018г.). Там ТЖС определяют, как одно или несколько обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, и последствия, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Понятие ТЖС Факторы и структура в социальной работе
В результате анализа ситуации социальными службами определяются масштаб и направление помощи со стороны государства. Доказано! Проблемная ситуация может возникнуть как из-за собственных действий гражданина, так и из-за воздействия внешних факторов. В любом случае человек не может жить и действовать нормально, и ему нужна помощь. Судить о возникновении ТЖС можно по следующим признакам: несоответствие социального поведения индивида общепринятым нормам; частичное или полное нарушение социальных функций индивида; появление новых требований, предъявляемых окружением к нуждающемуся человеку; неопределённость или отсутствие перспектив в изменении положения. Сюда же можно отнести появление стрессового состояния у субъекта, возникающее в процессе усугубления ТЖС.
Структура ТЖС вмещает в себя: участников, причастных к рассматриваемым событиям; действия, которые происходят в ТЖС; пространственные и временные координаты, в рамках которых рассматривается ситуация; индивидуальные переживания и то, как индивид видит и понимает проблемную ситуацию.
Работая с клиентом, специалист оценивает его субъективную и объективную невозможность справиться с ситуацией и вырабатывает ряд наиболее оптимальных путей для её преодоления. Объективные и субъективные трудности семьи
Как причин возникновения, так и видов ТЖС достаточно много. Доктор психологии, специалист в вопросах конфликтологии, А.Я. Анцупов, предлагает разделение проблемных жизненных моментов по следующим направлениям: связанные с деятельностью человека: профессиональной или бытовой, аварийной или экстремальной ситуациями; базирующиеся на межличностных отношениях: проблемах взаимоотношений, предконфликтных моментах, конфликтных инцидентах; возникшие в результате внутриличностных проблем: конфликтов, затруднений, кризисов; вызванные обиходными (бытовыми) ситуациями: опасности, неизвестности, потери.
Жизненная позиция — что значит Специалисты акцентируют внимание на том, что ТЖС можно охарактеризовать присутствием сложной обстановки, дисбалансом между возможностями и требованиями к деятельности, а также активностью личностных мотивов. Существует менее сложное деление ТЖС на два типа: первый и второй.
Первый тип – социальные ТСЖ Сюда относят неприятности, возникающие в процессе жизни, связанные с обыденными моментами. К первому типу относятся затруднения временного характера и имеющие перспективу восстановления привычного уклада жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб., 2007.
2. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты. Психология горевания. – М., 2007. С.24-27, 106-117.
3. Вологодина Н.В. Сказкотерапия или как стать победителем. – Ростов – на – Дону, 2006.
4. Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Консультирование семьи. – М., 2008. 5. Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Книга 2. – СПб., 2005.
6. Жестокое обращение с детьми / под ред. Т. Я. Сафроновой, Е. И. Цымбала. — М., 2001.
7. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб., 2005.
8. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб., 1999.
9. Кудзилов Д.Б. Практика психокоррекции методом сказкотерапии. – СПб., 2003.
10. Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях. – Ростов – на – Дону, 2001.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
12. Оценка психологического состояния и отклонений поведения у детей, пострадавших при межнациональных конфликтах. – М., 1997. С.5-21.
13. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации. – Волгоград, 2008.
14. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. – Ярославль, 2006.
15. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб., 2004.
16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль, 2004г.
17. Тарасов В.К. Технология жизни: книга для героев. – М., 2001.
18. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М., 2004. 123
19. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М., 1999. 20. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. – М., 2006.
21. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М., 2004.
22. Фопель К. Как научит детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М., 2003.
23. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М., 1997. С.10-15.