Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Конституционно-правовое положение прокуратуры Российской Федерации. 5
1.1. История формирования нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры Российской Федерации 5
1.2. Основные функции прокуратуры Российской Федерации 13
2. Понятие прокурорского надзора и его отраслей 18
2.1. Система органов прокуратуры Российской Федерации 18
2.2. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры в государственном механизме 23
Заключение 30
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
2. Понятие прокурорского надзора и его отраслей
2.1. Система органов прокуратуры Российской Федерации
Система и структура органов прокуратуры РФ сформирована по централизованному принципу. Это значит, что все органы на территории государства являются целостной системой с единым подчинением Генпрокурору РФ.
Согласно действующему законодательству, назначение и освобождение Генерального прокурора по представлению президента России осуществляет Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Генпрокурор имеет в подчинении первого заместителя и заместителей, над которыми осуществляет непосредственное руководство. Система и структура органов прокуратуры формируется из Генеральной прокуратуры, территориальных, специализированных прокуратур, Академии Генпрокуратуры .
Структура Генпрокуратуры.
Генеральная прокуратура осуществляет руководство всей системой органов прокуратуры. В ее структуру входят следующие главные управления, управления и отделы (в составе главных управлений и управлений):
Главное управление по надзору за следствием;
Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
Главное управление по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами;
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
Управление по надзору за исполнением федерального законодательства;
Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
Управление по надзору за исполнением права межрайонных прокуратур;
Главное управление международного сотрудничества, некоторые иные подразделения.
Кроме того, к центральному аппарату относятся управления Генпрокуратуры РФ в федеральных округах.
В нижестоящих органах прокуратуры Российской Федерации также формируются структурные подразделения или назначаются отдельные работники, которые реализуют основные задания прокуратуры на местном уровне. При этом функция международного сотрудничества остается в исключительной компетенции центрального аппарата .
Территориальные органы прокуратуры. Система территориальных органов прокуратуры формируется согласно административно-территориальному устройству государства. Высшим звеном являются прокуратуры каждого из субъектов Российской Федерации. При этом, вне зависимости от того где создан данный орган (республика в составе страны или область) в названии прокуратуры не используется термин «генеральная». В городах Москва и Санкт-Петербург функционируют городские прокуратуры в качестве субъектов прокуратур РФ.
Второе звено территориальных органов образуют районные, межрайонные и городские прокуратуры. Районные прокуратуры функционируют в городах с районным разделением, а также в сельских и пригородных районах.
Название данных органов формируется следующим образом: в случае, если субъект разделен с учетом национальной специфики, обязательно указывается такое название, а также дополнительно то, что прокуратура является районной.
В определенных случаях создаются межрайонные прокуратуры на правах районных. Первый из них – малочисленные районы с отсутствием крупных предприятий. Это создает возможность объединить органы прокуратуры и распространить их полномочия на несколько таких административных единиц. Второй случай – межрайонные прокуратуры в больших городах, Примерами могут выступать, Петербург и Москва. Обязательное условие – компактное расположение районов, вследствие чего выделение отдельных зданий и создание другой инфраструктуры признается нецелесообразным.
Городские прокуратуры на правах районных образуются в населенных пунктах при следующих условиях:
город имеет среднее число жителей;
отсутствует территориальное разделение на районы;
город отделен от района, на территории которого расположен.
Такие прокуратуры также функционируют в городах областного (республиканского) подчинения.
Специализированные прокуратуры. Работа специализированных прокуратур направлена на осуществление надзора за теми видами деятельности, которые не входят в полномочия территориальных органов. Также такие прокуратуры функционируют на определенных территориях. К числу специализированных органов прокуратуры относятся:
Военные прокуратуры. Формируются данные органы в соответствии с системой вооруженных сил Федерации. Высшим органом является Главная военная прокуратура. Это подразделение Генеральной прокуратуры. При этом Главный военный прокурор занимает должность заместителя Генерального прокурора.
В составе Главной военной прокуратуры организована работа управлений и отделов в их составе, а также канцелярии и приемной. В органе создается коллегия в которую входят: Главный военный прокурор, его заместители и другие работники согласно назначению.
Следующим звеном являются прокуратуры Западного, Восточного, Юго-Восточного и Центрального военных округов. К ним приравниваются: военные прокуратуры Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота, Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура. Наиболее многочисленными являются военные прокуратуры военных гарнизонов. Они организуют работу при военных частях или других военных формированиях.
Законом определено, что полномочия таких прокуратур распространяются не только на Вооруженные силы, но и на все органы в которых предусмотрена военная служба. Должностные лица выступают государственными обвинителями в военных судах, контролируют исполнение законов, а также выполняют другие функции, определенные законодательством. Органы военной прокуратуры, по распоряжению Генпрокурора, могут выполнять полномочия прокуратуры за пределами России, в местах нахождения войск, а также в местностях, где по исключительным обстоятельствам не действуют другие прокуратуры .
Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах. Они создаются для осуществления надзора за выполнением требований законов на режимных объектах, а также для выполнения
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №52 (ч. I). – Ст. 4921.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // «Российская газета», N 138 - 139, 23.07.1994 3.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // ВСНД и ВС РФ. – 1992. – № 8. – Ст. 366.
6. Федеральный закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ (с изм. от 05.06.2007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – №47. – Ст. 4472.
7. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О федеральной службе безопасности»// Собрание законодательства РФ. – 1995.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»«// Собрание законодательства РФ. – 1995.
9. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 19.04.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»
10. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 (ред. от 13.03.2018) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность. – 2010. – № 4
11. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 (ред. от 26.12.2018) «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Законность. – 2016. – №8.
Научная литература
12. Авакьян С.А. Конституционное право России: Конституционное право: итоги развития, проблемы и перспективы. Сборник материалов международной научной конференции. – М.: РГ-Пресс, 2017. – 244 с.
13. Амирбеков К.И. Объект и предмет прокурорской деятельности: теоретический подход // Российский следователь. – 2017. – № 3. – С. 46 - 51.
14. Бессарабов В.Г. Место прокуратуры в государственном механизме современной России. // Законность. – 2014. – № 10. – С.21-27.
15. Велиев И.В. Прокуратура в системе органов публичной власти: Опыт сравнительного исследования по материалам Азербайджанской Республики, Российской Федерации и Республики Казахстан: Автореферат дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – 28 с.
16. Вельш В. Ю. Роль прокуратуры в муниципальном правотворчестве // В сборнике: Эволюция российского права Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2019. – С. 7–9.
17. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти. // Законность. – 2012. – № 4. – С.47-55.
18. Восканян А.А. Конституционные вопросы положения прокуратуры в государственном механизме стран - членов Таможенного союза // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 12. – С. 42 - 44.
19. В фокусе: Проблемы посткоммунистической прокуратуры // Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение. – 2016. – № 3. – С.52-53.
20. Гуценко К.Ф. Правоохранительные и судебные органы: Учебник. – М.: КноРус, 2018. – 368 с.
21. Джиоев С. Х. Некоторые направления совершенствования законодательной регламентации правотворческой деятельности прокуроров // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 8 (60). – С. 40–46.
22. Зайков С.Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры в РФ: современное состояние и перспективы. – М.: Статут, 2012. – 321 с.
23. Желдыбина Т.А. Судебная власть и механизм обеспечения процесса законотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – № 7. – С. 38 - 43.
24. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – М.: Проспект, 2018. – 400 с.
25. Кайнов В.И., Садыгова М.М. Роль прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей: теоретико-правовой аспект // История государства и права. – 2017. – №9. – С.67-72.
26. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – №5. – С.44-45.
27. Клочков В.В. Прокуратура в системе разделения и взаимодействия властей // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. – М.: Теис, 1992. – 321 с.
28. Королев Г.Н. Сохранится ли прокуратура России как единая система? // Законность. – 2014. – № 10. – С. 16 - 19.
29. Лукоянов Д. Место прокуратуры в государственном механизме // Законность. – 2016. – № 11. – С.34-38.
30. Олейник О.М. Теоретические проблемы общего надзора прокуратуры // Закон. – 2017. – № 3. – С. 28 - 38.
31. Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. А.А. Чувилева. – М.: Юрист, 2016. – 453 с.
32. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 4. – С. 185 - 194.
33. Смирнов А.Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 1. – С. 215 - 221.
34. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. – 1994. – № 5. – С.32.
35. Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры // Российская юстиция. – 2018. – № 3. – С. 5-7.
36. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. – 2003. – № 2. – С.49-52.
37. Чурбанова Е. Е. Участие прокуратуры в нормотворчестве // Молодой ученый. – 2019. – №47. – С. 418-420.
38. Шалумов М.С. Проблемы функционирования Российской прокуратуры в условиях формирования демократического правового государства: Дис. ... докт. юрид. наук. – Екатеринбург, 2002. – 289 с.
Материалы судебной практики
39. Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 27.01.1999 «О толковании структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 6. – Ст. 866.
Интернет ресурсы
40. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.