Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня редкая коммерческая грузоперевозка обходится без привлечения к ее организации экспедитора, что, в принципе, вполне объяснимо. Доставить груз даже не выезжая за пределы Российской Федерации и исключительно в прямом автомобильном сообщении — это все равно больше, чем просто перевезти его из пункта А в пункт Б: это и выбрать оптимальный маршрут, и найти удовлетворяющего всем требованиям перевозчика, и оформить перевозочные и товаросопроводительные документы, и подготовить груз к отправке, и отследить его перемещение… Все это требует временных и трудовых затрат, избавить от которых как раз таки и способен экспедитор: будучи профессиональным участником рынка грузоперевозок, он прекрасно осведомлен о сложившейся на нем ситуации (ставки, тарифы и пр.) и способен предусмотреть все нюансы и сложности, которыми может сопровождаться доставка груза.
Однако включение в процесс грузоперевозки экспедитора несколько изменяет схему «грузоотправитель – перевозчик – грузополучатель»: предполагает возникновение особого вида правовых отношений (организация перевозки), которые регулируются отдельными законодательными актами и подкрепляются составлением специального договора (договор транспортной экспедиции) и специальных (экспедиторских) документов. Этот договор, эти документы, да и вообще оформление всей цепочки участников грузоперевозки вызывает немало вопросов и противоречий, что связано в первую очередь с несовершенством законодательства в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания.
Цель исследования заключается в анализе особенностей транспортно-экспедиционной деятельности в порту.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, цели и задачи транспортно-экспедиционной деятельности,
- дать классификацию видов транспортно-экспедиционной деятельности,
- раскрыть функции экспедитора в порту,
- проанализировать документы, оформляемые экспедитором.
Предмет исследования - транспортно-экспедиционная деятельность в порту.
При написании курсовой работы использованы труды российских специалистов, научная и методическая литература, нормативные акты, опубликованные статьи в периодических изданиях, статистические данные таможенных органов, а также ресурсы интернета по теме исследования.
Методы исследования: обобщение, методы экономического анализа, статистические методы, методы изучения, диагностика нормативных актов.
1. Общие понятия о ТЭД
1.1. Сущность, цели и задачи транспортно-экспедиционной деятельности
Единство транспортной системы позволяет организовать перемещение грузов от пункта отправления до пунктов конечного потребления с участием различных видов транспорта.
Транспортно-экспедиционная деятельность (ТЭД) – деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю. В международной практике под ТЭД понимается особый вид специализированной деятельности по организации доставки грузов и выполнению сопутствующих этому услуг, осуществляемой экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему экспедиторское вознаграждение (комиссию). Одна из основных задач ТЭД в современных условиях – это поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки груза на одном или нескольких видах транспорта [15, с.44].
Технических представителей, которые действуют по доверенности грузовладельца (грузоотправителя или грузополучателя), или поверенных, которые действуют от имени грузовладельца и за его счет по договору поручения, называют экспедиторами, а операции, которые они выполняют по договору транспортной экспедиции, считаются транспортно-экспедиционными [20, с.23].
Представителей, действующих по доверенности перевозчиков, или поверенных, действующих от имени и за счет перевозчиков по договору поручения (комиссии), называют агентами или брокерами, а выполняемые ими операции по договору транспортного агентирования называют агентскими или брокерскими соответственно [11, с.15].
Таким образом, объект работы экспедитора – груз, а объект работы агента – транспортное средство.
Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) – это деятельность специализированных организаций, направленных на обеспечение доставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготовкой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя и включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.
Структура ТЭО представлена на рис. 1.1.
Рисунок 1.1. Структура ТЭО
Транспортное обслуживание – деятельность, связанная с перемещением груза в пространстве и во времени, которая направлена на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем протяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя.
ПРР являются обязательными элементами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов в распределительных центрах и третьими лицами. Такие отношения можно условно разделить на внутренние и внешние.
Рассматривая рынок транспортно-экспедиционных услуг, необходимо выделить его основные субъекты.
Классификация субъектов ТЭД представлена на рис. 1.2.
Рисунок 1.2. Классификация субъектов транспортно-экспедиционного обслуживания
Транспортно-экспедиционные операции при отправке груза играют главную роль в обеспечении высокой эффективности и соответствующего качества доставки груза, поскольку связаны с планированием процесса доставки и подготовкой груза к перевозке.
Далее необходимо рассмотреть классификацию видов ТЭД.
1.2. Классификация видов транспортно-экспедиционной деятельности
ТЭД базируется на системе услуг, которые необходимы для доставки груза. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью транспортной организации транспортно-экспедиционную услуги делят на перевозочные и не перевозочные, по виду потребителя – на внешние и внутренние. К внешним относятся транспортно-экспедиционные услуги, предоставляемые нетранспортным организациям, к внутренним – предоставляемые транспортным организациям. По характеру деятельности ТЭУ делят на технологические, информационно-справочные, коммерческие, сервисные и организационные. Классификация услуг ТЭО представлена на рис. 1.3.
Рисунок 1.3. Классификация услуг транспортно-экспедиционного обслуживания
В свою очередь, технологические услуги включают в себя следующие виды услуг (рис.1.4).
Рисунок 1.4. Состав услуг транспортно-экспедиционного обслуживания
К транспортной экспедиции относится все, связанное с перевозкой груза, кроме непосредственно самой транспортировки. Сама транспортировка, собственно, охватывается уже договором перевозки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ковалев Р.Н., А.В. Яценко. Транспортно-экспедиционная деятельность: учеб. пособие. Ч. I. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. – 87 с.
2. Потапов, Иван Валентинович. Введение в транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие / И.В. Потапов. – Электрон. текст. дан. (1,0 Мб). – Самара: Издательство Самарского университета, 2018. – 1 опт. компакт-диск (CD-ROM). – Загл. с титул. экрана.
3. Афонин, А.М. Транспортная логистика: организация перевозки грузов: Учебное пособие / А.М. Афонин, Ю.Н. Царегородцев, А.М. Петрова. - М.: Форум, 2017. - 336 c.
4. Амиров, Магомед Единая транспортная система / Магомед Амиров. - М.: КноРус медиа, 2017. - 671 c.
5. Афанасенко, И. Д. Коммерческая логистика / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - М.: Питер, 2018. - 352 c.
6. Бабурин, В. А. Управление грузовыми перевозками на водном транспорте / В.А. Бабурин, Н.В. Бабурин. - М.: Мiръ, 2016. - 304 c.
7. Винников, В.В. Логистика на водном транспорте: Учебное пособие / В.В. Винников, Е.Д. Быкова, С.В. Виников. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 222 c.
8. Герами, В. Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. Учебник и практикум / В.Д. Герами, А.В. Колик. - М.: Юрайт, 2016. - 440 c.
9. Горев, А. Э. Грузовые перевозки. Учебник / А.Э. Горев. - М.: Academia, 2013. - 304 c.
10. Курганов, В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров.: Учебно-практическое пособие / В.М. Курганов. - М.: Книжный мир, 2019. - 512 c.
11. Левиков, Г.А. Логистика, транспорт и экспедирование / Г.А. Левиков. - М.: ТрансЛит, 2018. - 224 c.
12. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок / В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, Н.Г. Плетнева. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
13. Маликов, О. Складская и транспортная логистика в цепях поставок: Учебное пособие / О. Маликов. - СПб.: Питер, 2018. - 159 c.
14. Миротин, Л.Б. Транспортная логистика: Учебник для вузов / Л.Б. Миротин, А.С. Балалаев, В.А. Гудков и др. - М.: РиС, 2014. - 302 c.
15. Миротин, Л.Б. Логистика в автомобильном транспорте: Практикум / Л.Б. Миротин. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 352 c.
16. Миротин, Л.Б. Логистика в автомобильном транспорте: практикум / Л.Б. Миротин. - РнД: Феникс, 2015. - 237 c.
17. Неруш, Ю. М. Логистика. Учебник / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш. - М.: Юрайт, 2014. - 560 c.
18. Неруш, Ю.М. Транспортная логистика: Учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Неруш, С.В. Саркисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
19. Организация перевозок грузов. - М.: Academia, 2015. - 304 c.
20. Плужников, К. И. Транспортное экспедирование, агентирование и брокераж (+ CD-ROM) / К.И. Плужников, Ю.А. Чунтомова. - Москва: Огни, 2014. - 576 c.
21. Сергеев, В. И. Логистика снабжения / В.И. Сергеев, И.П. Эльяшевич. - М.: Рид Групп, 2017. - 416 c.
22. Саркисов, С.В Логистика и транспортное обеспечение ВЭД: Учебник / С.В Саркисов. - М.: ВАВТ, 2015. - 216 c.
23. Семейкин, А.Н. Логистика "Основные правила упаковывания, маркировки, транспортирования и хранения промышленных груз / А.Н. Семейкин. - М.: ТД Металлов, 2017. - 102 c.
24. Троицкая, Н. А. Организация перевозок специфических видов грузов. Учебное пособие / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. - М.: КноРус, 2016. - 240 c.
25. Тяпухин, А. П. Логистика / А.П. Тяпухин. - М.: Юрайт, 2015. - 576 c.
26. Федоров, Л.С. Транспортная логистика (логистический менеджмент на транспорте) / Л.С. Федоров, С.Б. Лёвин, В.В. Багинова и др. - М.: Русайнс, 2017. - 256 c.
27. B., E. Kitayevich Cargo Work / Морские грузовые операции. B. E. Kitayevich, A. I. Krolenko, M. Ya. Kalinovskaya. - М.: Высшая школа, 2015. - 160 c.