Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. К обязанности государства относится следование законным интересам граждан России, вне зависимости от их национальности, религиозных предпочтений, политических и иных убеждений. Способность данную обязанность исполнять - ключевой критерий эффективности государства. Следует развивать гражданское общество в качестве общества свободных граждан, добровольных ассоциаций и организаций.
Политическое многообразие, развитие гражданского общества требуют развития политических институтов общества, позволяющих обществу действительно влиять на власть, превратить её в институт, реально обеспечивающий интересы и потребности своих граждан. Посредниками между государством и обществом, способными представлять интересы граждан в ходе осуществления государственной власти, защищать так или иначе их права и законные интересы являются политические партии. Партии – одни из самых значительных участников политических процессов в большинстве современных стран, они занимают важнейшее место в современной политической системе.
Степень изученности проблемы. Труды Гаман-Голутвиной являлись самыми авторитетными источниками. Она посвятила политическим партиям не одно свое исследование. В частности, она вводит в элитологию концепт способа развития, создав теорию развития российских политических элит.
Исследованием политических партий занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как А. В. Быковский [5], И. А. Василенко [6], Ю. Г. Волков [8], А. А. Коновалов [16] и др.
Объект курсовой работы – конституционно-правовой статус политических партий в РФ.
Предмет работы – политические партии в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – изучить политические партии в Российской Федерации. Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1) Рассмотреть становление и развитие политических партий в России;
2) Выявить понятие, сущность и структуру политической партии;
3) Изучить создание и регистрацию политической партии;
4) Определить права и обязанности политической партии;
5) Проанализировать социальный состав, структуру и каналы формирования членов политических партий в РФ.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, логический метод.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут послужить дальнейшей теоретической разработкой по данной тематике. Выводы по данному исследованию могут найти свое применение в преподавании учебных курсов «Конституционное право», «Политология», «Государственное и муниципальное управление».
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников.
1.Теоретические аспекты политических партий в Российской Федерации
1.1 Становление и развитие политических партий в России
Для политической жизни в РФ характерна нестабильность и своеобразие. Достаточно динамичной является ситуация и в партийной жизни: появляются новые партии, ликвидируются существующие, возникают различные блоки и коалиции.
Многопартийность в России, ее становление отличается самобытностью. Изначально сформировалась социал-демократия, после - непролетарские партии. К октябрьской революции 1917 года в России действовало 15 общенациональных и 35 региональных политических партий. Самыми многочисленными и влиятельными являлись: партия эсэров - более 500 тысяч членов; большевики - 350 тысяч членов; меньшевики -193 тысячи членов; кадеты - 70 тысяч и др. [17, с. 6].
Установление в советское время однопартийности возникло под влиянием различного рода обстоятельств, нежели от разработанного плана. Более чем на 70 лет приостановлен процесс формирования многопартийной демократической системы.
Как демонстрирует отечественный опыт, длительная монополизация властных функций одной партией негативно воздействует на общество: народ начинает отчуждаться от власти, а власть - от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни.
Формирование многопартийности без знакомства с опытом демократического развития может быть непростым. Выделим два этапа зарождения многопартийности:
Первый этап именуется «неформальной волной» (1986 - весна 1988 г.). По окончанию этапа произошло становление массовых политических движений. В данное время КПСС сохраняла полноту политической и государственной власти [19, с. 28].
Второй этап – с середины 1990 года многопартийный режим политической системы стал самостоятельным. Политическая культура приобрела элитарный характер. Элита - совокупность индивидов, обладающих наивысшей результативностью в любой области деятельности.
В руках правящего класса концентрируется руководство всей политической жизнью. Правящий класс представляет собой объединение индивидов, которые обладают «политическим сознанием» и оказывают воздействие на экономическую элиту. При переходе от одной исторической эпохи - к иной происходит изменение в составе правящего класса, его структуре, в требованиях к членам правящего класса, но данный класс всегда существует, определяет историю. Задача элитологии заключается в изучении условий правящего политического класса, удержания власти [16, с. 14].
Элита - самодостаточный сегмент общества. В перспективе имеется подъём и падение элит. Но в достаточно короткие промежутки времени представители элиты избирают собственных преемников из меньшинства. Элита является автономной. Такая группировка не подотчетна никому за решения, помимо себя, и все ключевые социальные вопросы должны разрешаться в рамках интересов элиты.
Как результат деятельности неформальных групп - фактическое признание существования их официальными властями. К концу 80-х гг. стали появляться разные публикации в газетах о перестройке. Политические пары во главе с правящей элитой стали расширять свое воздействие на общественную жизнь [16, с. 18].
В 1989 году стали появляться первые «партии». Они были «неформальными» группами малой численности, возникающими на основе провозглашения «клубами» и «группами» того, что они превращаются в партии.
В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз. Крестьянская партия РФ и др.
По приблизительным экспертным оценкам, число политических организаций, принявших наименование «партия», составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой - весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций [16, с. 22].
Принятие в октябре 1990 года Закона СССР «06 общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года и фактически продолжается по сей день.
Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе.
В современной же России зарегистрировано 49 политических партий, каждая из которых привносит в страну свою идеологию, представление об устройстве мира.
Таким образом, становление политических партий в России имеет достаточно длительный период времени, сопровождался своими сложностями и противоречиями.
1.2 Понятие, сущность и структура политической партии
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», при этом статья 13 провозглашает, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» [1].
Понятие «политическая партия», ее структура закреплены Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» [4]. Так, согласно данному закону, политическая партия является общественным объединением, которое сформировано с целью принятия участия граждан РФ в общественной политической жизни через формирование и выражение их политической воли, участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах [4].
Основными регуляторами деятельности политических партий являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О политических партиях», Гражданский кодекс РФ.
В РФ признаются политическое плюрализм и многопартийность. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом вне зависимости от идеологии, целей и задач.
В России осуществляют свою деятельность следующие политические партии: политическая партия «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Яблоко, Справедливая Россия, Партия роста, ПАРНАС, Демократическая партия России, партия Прогресса, Россия будущего, Коммунистическая партия социальной справедливости, Российская экологическая партия «Зеленые», Российский общенародный союз, Партия «За справедливость!», «Гражданская сила», Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Гражданская Платформа», Трудовая партия России, Партия против всех, Российская социалистическая партия, Пария ветеранов России, Российский объединенный трудовой фронт, Партия дела, Родина, Союз труда, Женский диалог, Защитники отечества, Казачья партия Российской Федерации, Развитие России, «Демократическая правовая Россия», Партия Великое Отечество, Российская партия садоводов, Гражданская инициатива, партия Возрождения России, Национальный курс, Народ против коррупции, Родная партия, Интернациональная партия России, Партия социальных реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу, Объединенная партия людей ограниченной трудоспособности России, «Добрых дел, защиты детей, женщин, своды, природы и пенсионеров, против насилия над животными», «Возрождение аграрной России», «Альтернатива для России» Партия родителей будущего, Партия малого бизнеса России, Народно-политическая партия России – Власть народу [13, с. 48].
Государство обеспечивает соблюдение прав и интересов всех политических партий.
Граждане обладают правом на объединение в политические партии, в частности, могут создавать на добровольной основе политические партии, право вступать в политические партии, принимать участие в деятельности политических партий, согласно уставами, выходить из политических партий.
Политическая партия может организовывать свою деятельность на всей территории страны, иметь эмблему, другие символы, которые отражаются в уставе такой политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой РФ и ее субъектов.
Выделим требования, которые должна соблюдать политическая партия [4]:
- иметь региональные отделения не менее чем в 50 % субъектов РФ, при этом в регионе страны может создаваться только одно региональное отделение такой политической партии;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014)// Собрание законодательства. – 2014. - № 12. – Ст. 3384.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ//Консультант плюс
3. Федеральный закон 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Консультант плюс
4. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»// Консультант плюс
5. Быковский, А. В. Конституционное право России. – Уфа, 2016. – 244 с.
6. Василенко, И. А. Политология: учебник / И. А. Василенко. – Москва: Юрайт, 2018. – 423 с.
7. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.
8. Волков, Ю.Г. Основы конституционного права: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 c.
9. Гаман-Голутвина, О. В. Метафизика элитных трансформаций в России // Полис. -2015. — № 4.- С. 15-22.
10. Гаман-Голутвина, О. В. Парламентский корпус современной России // Политический класс в современном обществе / Под ред. Гаман-Голутвиной О.В. М.: РОССПЭН, 2017.- № 6. – С. 25-29.
11. Гаман-Голутвина, О. В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе (I) // Полис. Политические исследования. - 2016. - № 2. – C. 21-26.
12. Горбова, Г. А. Конституционное право: Учебное пособие / Г. А. Горбова, С. И. Самыгин. - М.: МарТ, 2016. - 336 c.
13. Добреньков, В. И. Политические партии в современной России / В. И. Добреньков, С. О. Елишев. - М.: Акад. Проект, Альма Матер, 2019. - 311 c.
14. Здравомыслов, А.Г. Ответственность политической элиты: мнения россиян // Общественные науки и современность. – 2015. — № 1.
15. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев.. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 272 c.
16. Коновалов, А. А. Где взять элиту с идеологией? // Политический класс.- 2016. - № 4. – С. 69-72.
17. Конституционное право. Практикум: учебно–методическое пособие / И. А. Черкасов, Н. П. Черкасова. – Минск: БГУФК, 2018. – 260 с.
18. Кочетков, В. В. Российская элита и модернизация политической системы. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 316 с.
19. Политология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под ред. В. Л. Лчкасова, В. Л. Гуторова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 404 с.
20. Пушкарева, Г. В. Конституционное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Пушкарева. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 295 с.
21. Радаев, В. В., Шкаратан О. И., Социальная стратификация, М., 2017. – 218 с.
22. Риденер, Л. Р. Теория элит и их циркуляция / Л. Р. Риденер // Социс. - 2018. - № 11. - С. 92-99.
23. Состав депутатов седьмого созыва. Режим доступа: http://duma.gov.ru/duma/deputies/ (дата обращения: 10.03.2020)
24. Тев, Д. Б. Депутаты Государственной Думы РФ VII созыва: социально-профессиональные источники рекрутирования /Д. Б. Тев // Экономическая социология. - 2018. - № 5. – С. 93-96.
25. Чувашова, А. М. Политические партии в России: структура и особенности функционирования / А. М. Чувашова //История и право России. – 2017. - № 6. – С. 15-21.