Фрагмент для ознакомления
2
представляют собственные проекты, сборки.
3. Игровые – это театральные представления, игровая имитация социальных и деловых ситуаций, обыгрывание различных сюжетных версий. Например, деловая игра «Вы в эфире» приспособлена к теме «Имя числительное», то есть урок-радиопередача, когда дети выполняют работу репортеров, редакторов, оказывают интересную информацию в пресс-центр дикторы должны выпустить в эфир сообщение, правильно употребляя форму числительных, склоняя их, редактируя ошибки.
4. Информационные – поиск информации о разных взглядах ученых на изучение языка и других предметов, знакомство с биографиями ученых-языковедов.
5. Прикладные – составление программы, словарей и тому подобное.
Метод проектов учит выбирать оптимальные и одновременно конкурентоспособные варианты решения поставленной проблемы. Итак, проектная деятельность – это собственное исследование, где должен быть предложен свой вариант решения проблемы, и аргументирована оценка фактов.
Проектная технология предусматривает использование педагогом совокупности исследовательских, поисковых, творческих методов, приемов, средств.
Участие в проекте предоставляет детям возможности осуществить свой выбор идей, норм, моделей поведения, ученики несут ответственность за этот выбор, работают в атмосфере сотрудничества и взаимовыгодного партнерства, потому что успех каждого - это успех всех.
Организация живого взаимодействия между учителем и учеником возможна через различные формы и методы, где новый, особенно объёмный материал усваивается благодаря деятельности учащихся. Именно этому и способствует проектная технология, которая учитывает выбор методических приемов, способных выявить и развить способности, азарт каждого ученика, учесть его характер, способности, склонность к тем научных знаний, которые ему наиболее интересны.
Участие в проекте обеспечивает высокий уровень познавательной активности, к умственной деятельности привлекаются эмоции, новые знания приобретаются в спорах, формируя вариативное мышление. Итак, процесс познания становится радостным, интересным, то есть эффективным [9].
Таким образом, в любом инновационном процессе лучше действовать постепенно, от простого к сложному, от ученического проекта на части урока к телекоммуникационным интегрированных проектов.
Обучение – это лучшая в мире игра и развлечение. Все дети рождаются с таким убеждением и живут с ним, пока они не убедятся, что это тяжелая и неприятная работа. Только некоторые дети все еще остаются на своих позициях, имея твёрдое убеждение, что обучение приносит радость и это одна игра, в которую стоит играть. Мы знаем, как называть этих детей. Это гении. Каждый учитель должен увидеть в своих учениках будущего гения.
Современный процесс обучения и воспитания детей ставит перед педагогами новые задачи, ведь не так уж и легко, как показывает практика, заинтересовать ученика XXI века. Нужны новые подходы к учебному процессу, новые методы преподавания общеобразовательных предметов.
Решение этой проблемы требует обработки большого количества разнообразной литературы, где предлагается множество различных форм и методов обучения, цель которых лучше усвоения учащимися учебного материала по учебных предметах и повышения качества знаний, умений и навыков.
Среди всего многообразия инноваций очень интересным и важным, на наш взгляд, является развитие критического мышления. Развитие критического мышления на уроках русского языка, к примеру, обусловливает мощную интеллектуальную работу, способствует лучшему усвоению знаний [14].
Ученики должны быть способными воспринимать новую информацию и тщательно и критически исследовать ее. Они должны уметь самостоятельно анализировать информацию, должны быть способны исследовать новые идеи, рассматривая их из многочисленных перспектив и, порождая собственные суждения относительно их достоверности, а также оценивать и определять общую ценность этих идей на основе собственных нужд и целей.
Система инновационных методов дает возможность учителям развивать у детей восприятия явлений, предметов или событий с разных точек зрения, позволяет успешно управлять учебной деятельностью учащихся, умело управлять учебной деятельностью учащихся, умело учитывать разноуровневые возможности школьников, формировать черты личности.
Использование компьютерных технологий имеет большие потенциальные возможности для оптимизации обучения, воспитания и общего развития учащихся.
Адаптируя инновационные технологии к урокам определённому предмету, следует помнить, что на одном занятии рационально использовать одну-две интерактивные упражнения, а не целый калейдоскоп, поэтому нужно органично сочетать такие упражнения с классическими моделями обучения [18].
1.3. Структура и методика интерактивного урока
Особенностью интерактивного обучения является подготовка молодого человека к жизни и общественной активности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве на занятиях по любому предмету школьной программы. Это требует активизации учебных возможностей ученика вместо перевода абстрактной, «готовой» информации, оторванной от их жизни и общественного опыта. Уроки должны также предоставить ученикам познавательные и гражданские умения, а также навыки и образцы поведения.
Уроки должны захватывать учеников, пробуждать в них интерес и мотивацию, обучать самостоятельному мышлению и действиям. Эффективность и сила воздействия на эмоции и сознание учеников в большой степени зависят от умений и стиля работы конкретного учителя.
Применение интерактивных технологий предъявляет определённые требования к структуре уроков. Как правило, структура таких занятий состоит из пяти элементов:
а) мотивация;
б) объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов;
в) предоставление необходимой информации;
г) Интерактивное упражнение - центральная часть занятия;
д) подведение итогов, оценка результатов урока.
Рассмотрим каждый из этих элементов основательно, анализируя методику его воспроизведения в рамках общеобразовательных предметов при изучении различных тем [2].
Новое содержание обучения многих школьных предметов, в частности русского языка, имеет ярко выраженный интегративный характер: содержание состоит из нескольких содержательных линий (лингвистической, коммуникативной, деятельностной, этнокультуроведческой) и др.
Кроме того, обучение языку и речи составляет единый процесс, подчиненный конечной цели школьного курса родного языка – формирование национально сознательной языковой личности, обладающей умением использовать языковые средства в соответствии с целями и условий общения.
По нашему мнению, реализация деятельностного компонента содержания обучения – развитие логического мышления – должно происходить на уроках гуманитарного и естественного циклов, поскольку формирование умений сопоставлять, сравнивать, обобщать разрозненные факты пронизывает большинство школьных предметов. Много общего можно выделить, сравнивая программы по русскому языку, литературе, изобразительному искусству, истории, биологии, географии, трудовому обучению и др.
Теория и практика интегрированных уроков имеет солидную историю. Еще Ян Амос Коменский уделял много внимания интеграции знаний, умений и навыков школьников. Дидактические основы проведения уроков языка составляют труда дидакты, лингводидактив, методистов (О.М.Горошко, Г.В.Грибан, Т.К.Донченко, И.А.Зязюн, С.В.Иванов, Г.И.Лещенко, В .И.Пометун, Л.В.Пироженко, О.В.Тесленко).
Важным условием интеграции является близость тем, понятий, явлений, их взаимосвязь, подчинённость двух целей единой [7].
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру привлекательную для учащихся новизну, снимают суровые границы предметного преподавания, а главное - интеграция содержания и организационных форм помогает детям воспринимать важные понятия, явления целостно и всесторонне.
Проведение интегрированных уроков (русский язык – народоведение, литература, изобразительное искусство, музыка) – это один из путей формирования компетенции школьников, усвоения знаний и формирования умений использовать собственную русскую лексику в речи.
Анализ программ и учебников по языку, генетически и тематически родственных предметов позволил нам построить обобщающую таблицу, которая дает полное представление о возможностях внутрипредметной и внешнепредметной интеграции, которая может происходить на уроках изучения лингвистического материала, развития связной речи и тому подобное.
Межпредметные связи при изучении учебных предметов. Необходимость учитывать связи между различными науками убедительно доказывал еще древнегреческий философ Платон. Методисты и ученые-педагоги обосновывают педагогическую целесообразность взаимосвязей между учебными предметами для обеспечения системности знаний.
Осуществление межпредметных связей на практике вызывает у учителей немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они умели устанавливать связи между различными учебными предметами; как вызвать у них интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом объединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения.
o Проведение интегрированных, бинарных уроков, уроков-панорам с целью осуществления межпредметных связей также вызывает немало проблем и трудностей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апатова, Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Автореф.дис….д-ра пед.наук: 13.00.02 / Российская акад.образования. Ин-т общеобразоват.школы. – М., 1994.
2. Арнаутов, В.В. Опыт иновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика, 1998. - № 1.
3. Атутов, П. Р. Технология и современное образование [Текст] / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. № 2. – С. 13-19.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса методические основы [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
5. Бенно, А. Выбор учебных заданий для организации групповой работы в классе [Текст] / А. Бенно // Проблемы совершенствования обучения в школе. – М., 1973. – С. 10-15.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько – М.: Изд-во Педагогика, 1995. – С. 60-72.
7. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы [Текст] / Е. В. Бондаревская – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. – С. 62-84.
8. Гендит, Т. Н. Технология интерактивного обучения в дополнительном образовании детей [Текст] / Т. Н. Гендит // Современные технологии в российской системе образования: сб. статей 8 Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – 220 с.
9. Григорьев, С. А., Раевский, А. М. Групповая форма работы на уроке [Текст] / С. А. Григорьев, А. М. Раевский //Советская педагогика. – 1989. № 8. – С. 38-41.
10. Груздев, Г., Груздева, В. Педагогическая технология эвристического типа [Текст] / Г. Груздев, В. Груздева // Высшее образование в России. – 1996. – № 1 – С. 117-122.
11. Гузеев, В. В. Системные основания образовательных технологий [Текст] / В. В Гузеев // Школьные технологии. – 1997. – № 1. – С. 3-10.
12. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие [Текст] / В. К. Дьяченко – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
13. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация. Учебное пособие [Текст] / В. И. Загязинский – М.: Academia, 2001. – 192 с.
14. Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Т. А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
15. Интеллектуальные системы и творчество: тезисы докладов и сообщений к V Всесоюзной конференции по проблемам интеллектуальных систем [Текст] 2-4 октября 1990 г. – Новосибирск, 1990. – Ч 1: Интеллект, знание, практика. – 260 с.; Ч. 2: Творчество, интеллект, образование. – 220 с. 226
16. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. – М. : Знание, 1976. – 64 с.
17. Лийтметс, Х. И. Групповая работа на уроке [Текст] / Х. И. Лийтметс. – М.: Знание, 1975. – 64 с.
18. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии [Текст] / Учебное пособие под ред. Н. Н. Никитиной. – Ульяновск, 1998. – 128 с.
19. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М., 1996. – С. 18-61.
20. Смирнов, С. Технологии в образовании [Текст] / С. Смирнов // Высшее образование в России. – 1999. - № 1. – С. 109-112.
21. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] // Учитель, 2000. - № 1. – С. 25-28.
22. Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения [Текст] / М. А. Чошанов // Педагогика. – 1997. - № 2. С. 21-29.
23. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. – М., 1994. – С. 18-24.
24. Якунин, В. А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты [Текст] / В. А. Якунин. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. – 159 с.
25. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования [Текст] / Пер. с польск. О. В. Долженко. – М.: Высшая школа, 1986. – 133 с.