Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одним из важнейших направлений политики государства считается социальная защита. Она поддерживает материальное и социальное положение каждого человека в обществе.Проведенные в последние два десятилетия в нашей стране реформы привели к кардинальным структурным преобразованиям, как в политической, так и в экономической сфере, что, в свою очередь, коренным образом повлияло на уровень жизни населения. Они обострили тенденцию несоответствия социальных обязательств государства его финансовым возможностям. Это привело к снижению качества предоставляемых малообеспеченным слоям населения социальных услуг. Переход к рыночной экономике и последовавшее за этим ухудшение материального положения отдельных категорий граждан, потребовали с неизбежностью усиления социальной направленности политики государства, а также создания эффективной системы социальной защиты населения от неблагоприятных воздействий рынка.
Социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения. Одной из функций социальной политики является создание системы социальной защиты населения. В области государственного регулирования социальной сферы выделяются федеральный, региональный и местный уровни управления. На современном этапе развития общества система социальной защиты населения представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, мероприятий , a также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения.
В последние годы все большее число вопросов в области социальной политики передается с федерального на региональный уровень и муниципальный уровень. На региональном уровне разрабатываются концепции социального развития территорий, готовятся региональные законодательные акты, подбираются формы и методы работы, адекватные региональным особенностям. В связи с этим совершенствование деятельности органов власти по формированию системы социальной защиты населения приобретает на современном этапе развития общества особую актуальность.
Основной проблемой реализации механизмов социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях выступает недостаточность финансирования социальной сферы, присутствует региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, которые предоставляются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации из общего числа предоставляемых мер социальной поддержки. Пока еще достаточно сложно реализуются механизмы государственно- частного партнерства в социальной сфере, очень малое количество предпринимателей вовлекается в реализацию социальных проектов. Нельзя не упомянуть и об иждивенческом настрое населения, отсутствии у некоторых граждан заинтересованности в повышении качества собственной жизни за счет собственных усилий, ожидание подачек.
Также до сих пор не сформированы достаточно четкие подходы к реформированию сложившейся системы социальной защиты, не до конца проработана нормативно-правовая база, например, отсутствует единый Федеральный закон, полностью регулирующий государственную поддержку российских семей. До сих пор не выстроен механизм пенсионного обеспечения граждан, скорость проведения реформ в этом направлении привели к повышению недоверия граждан к накопительной системе, снизив, тем самым, активность добровольного финансирования собственного периода дожития.
Данные проблемы характерны как для Российской Федерации в целом, так и для регионов, в частности, для Воронежской области.
Объектом работы является механизм социальной защиты населения на региональном уровне.
Предмет работы – эффективность механизмов социальной защиты населения на региональном уровне.
Цель курсовой работы - разработка направлений совершенствования системы социальной защиты населения в Воронежской области.
Реализация цели работы потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть сущность, направления и принципы социальной защиты населения;
- охарактеризовать задачи и механизмы реализация социальной защиты населения на региональном уровне;
- провести анализ реализации социальной защиты населения в Воронежской области;
- предложить направления совершенствования социальной защиты населения в регионе.
В ходе исследования использовались такие общенаучные методы как: научная абстракция, анализ, синтез, группировка, сравнение.
Раскрытием теоретико-методологических аспектов исследования социальной политики занималась большая группа зарубежных и российских авторов. Необходимо выделить группу работ‚ посвященных базовым понятиям политики‚ социальной политики ее пространственных уровней. Классические парадигмы анализа политической сферы созданы в работах И. Ансоффа‚ М. Вебера‚ Г. Зиммеля. Большое значение для данного исследования имеют работы отечественных ученых‚ в которых рассматриваются теория и практика государственной социальной политики в современной России. Региональную специфику изучения социальной политики можно встретить в работах таких ученых‚ как Жданчиков П.А.‚ Катаев В.А.‚ Рисин И.Е.‚ Фетисов Г.Г. и другие.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных авторов: Волгина Н.А., Амелиной А.Н., Смирнова А.Н., Иванова В.Н., Гусова К.Н., Холостовой Е.И., а также аналитическая и статистическая отчетность по Воронежской области, данные размещенные в сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы обеспечения социальной защиты населения в регионе
1.1 Сущность, направления и принципы социальной защиты населения
Объективной чертой любого общества является социальное неравенство, которое характеризуется неодинаковым доступом граждан к социально значимым благам. Государство должно регулировать неравенство, разрабатывая и применяя специальные механизмы.
В России права граждан на социальную защиту гарантируются Конституцией и регламентируются российским законодательством. Конституция Российской Федерации определяет Россию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих жизнь достойную и свободное развитие человека». В нем
«обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, система социальных служб развивается» [1].
Впервые, термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, в соответствии с которым были легитимированы пособия по безработице и пенсии по старости, и чуть позже в него были внесены дополнения о помощи сиротам, инвалидам и бедным. Далее этот термин стал широко использоваться и другими странами, а также международной организацией труда (МОТ).
Термин «социальная защита населения» получил широкое распространение также в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему социальной защиты населения в 1992 году.
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано национальным законодательством.
Впервые необходимость создания системы социальной защиты населения (ССЗН) была подчеркнута в постановлении Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье» (1991 г.); Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992 г.); a также в таких документах как: «Концепция государственной семейной политики РФ» (1993 г.), «Концепция развития социального обслуживания населения в РФ» (1993г.); в принятой в 1997 году Правительством РФ «Программе социальных реформ на 1999-2000 гг.».
На сегодняшний день, в научной литературе, посвященной этой проблеме, сложилось несколько подходов к определению «социальная защита». По определению В.П. Юдина под социальной защитой понимают деятельность государства по обеспечению развития личности или более узко существования малообеспеченных групп населения. По определению A.M. Бабич, Е.Н. Егорова, Е.Н. Жильцова это система гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав на достойный уровень жизни.
Н.А. Волгин расширяет понятие: социальная защита - это система экономических, законодательных, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам условия для труда и равные права, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую помощь во всех ее формах [33].
Осуществлять деятельность по социальной защите призваны органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией [20].
Целью деятельности органов социальной защиты населения является реализация государственной политики, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан – ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону РФ от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» [2].
В условиях рыночных отношений ССЗН в России является системой реагирования на возникающие и обостряющиеся социально- экономические проблемы. Пересмотр перечня социальных пособий и льгот, развитие инновационных форм и методов социальной защиты, таких как создание учреждений поддержки социально уязвимых групп населения и введение новых пособий и льгот на федеральном, региональном, местном уровнях – меры, направленные на смягчение остроты социально- экономических проблем населения.
Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру (рис. 1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ): - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения 21.03.2020).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2011, N 15, ст. 2036.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" // Консультант Плюс. – [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129336/ (дата обращения 18.03.2020).
7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. – 2017. – №20, ст. 2901.
8. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002г. №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы) (в ред. От 09.06.2010) // СЗ РФ. 2002. №5. Ст. 531.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 №98 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти// СЗ РФ. – 2003. – №7, ст. 658; 2008. – №48, ст. 5627.
10. Постановление Правительства РФ от 25.12.2007 №931 (О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям// СЗ РФ. – 2007. – №53, ст. 6627; 2009. – №12, ст. 1429.
11. Правительства РФ от 28.12.2011 №1184 О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделённых соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде: постановление // СЗ РФ. – 2012. – №1, ст. 199; 2016. – №10, ст. 1410.
12. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 (ред. от 07.02.2020) "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг"// СЗ РФ. – 2012. – №53 (часть 2), ст. 7932; 2018. – №21, ст. 3019.
13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (ред. от 30.03.2018) // СЗ РФ. – 2014. – №18 (часть 2), ст. 2159; 2018. – №16 (часть 1), ст. 2357.
14. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
15. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 №2516-р (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде»// СЗ РФ. – 2014. – №2 (часть 2), ст. 155; 2017. – №43 (часть 2), ст. 6326.
16. Архипов, С.В. Предоставление государственных услуг: зарубежный опыт и направления для развития / С.В. Архипов, А.С. Закускина. - URL: http://nisse.ru/documents/broshuramfcuslugiev.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
17. Голобуцкий А. Электронное правительство / А. Голобуцкий, О. Шевчук. - М.: Знание, 2014. – С. 21-25.
18. Единый портал государственных и муниципальных услуг России: [сайт] - URL: https://www.gosuslugi.ru (дата обращения: 19.03.2020).
19. Информационное общество: правовые вопросы социальных и демократических процессов в условиях использования информационных технологий (ежегодный теоретический семинар) / Государство и право. - 2011. - №8. – С. 118-120
20. Иншакова Е. Г. Стадии развития «электронного правительства» /
Е. Г. Иншакова // Правовая наука и реформа юридического образования. - 2012. - № 2 (25). - С. 109—113.
21. Иншакова Е.Г. Препятствия при формировании «Электронного правительства» на территории субъектов Российской Федерации: пути решения и перспективы / Е.Г. Иншакова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: право. – 2012. – №2(13). – 295 с.
22. Иншакова Е.Г. Электронное правительство в публичном управлении: монография / Е.Г. Иншакова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 99.
23. Киселев А.С. Причины и необходимость использования информационных технологий в деятельности российского государственного аппарата / А.С. Киселев // Социально-экономические явления и процессы. - Т.10. - №9. – 2015. – C. 190-197.
24. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: [сайт] - URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/4/ (дата обращения 20.03.2020).
25. О планах развития Системы межведомственного электронного взаимодействия // Портал CNews. - URL: http://filearchive. cnews. ru/img/forum/2014/12/18/ (дата обращения 22.03.2020).
26. Пугачева Д.Д. Информационная политика государства по продвижению электронного правительства / Д.Д. Пугачева, И.В. Потанина // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско- полиграфический центр «Научная книга». – 2019. – С. 282 – 287.
27. Пугачева Д.Д. Государственные услуги в электронном виде: проблемы предоставления и перспективы решений / Д.Д. Пугачева, И.В. Потанина // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития. Материалы 17 всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». – 2019. – С. 129.
28. Росстат заявил о хакерской атаке на сайт ведомства // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/society/16/09/2019/5d7f6 (дата обращения 20.03.2020).
29. Рейтинг Росстата по количеству граждан, использующих механизм государственных услуг в электронной форме в 2018 году // Росстат. - URL: http://d- russia.ru/rosstat-poschital-protsent-grazhdan-po-regionam-polzovavshihsya-elektronnymi- gosuslugami-v-2018-godu.html (дата обращения 21.03.2020).
30. Рейтинг уровня жизни стран мира за 2019 год // Бастеон.ру. - URL: https://basetop.ru/uroven-zhizni-v-stranah-mira-rejting-2019-goda (дата обращения 21.03.2020).
31. Рейтинг индекса развития уровня информационно-коммуникационных технологий в странах мира // Электронный журнал. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict- development-index-info (дата обращения 19.03.2020).
32. Системный проект электронного правительства Российской Федерации / Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva- rf.pdf (дата обращения 18.03.2020).
33. Состояние и проблемы развития административного законодательства в сфере исполнительной власти по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг / Е. Г. Крылова // Юрист. - 2014. - № 6. - С. 40
34. C-news. Издание о высоких технологиях: [сайт] - URL: http://www.cnews.ru/news/ (дата обращения 19.03.2020).
35. Трутнев Д. Электронное правительство в России: есть или только кажется? / Лекции центра технологий электронного правительства – Университет ИТМО. – URL: https://www.youtube.com/watch? (дата обращения 19.03.2020).
36. Чачин П. Правительство обещает, что СМЭВ облегчит жизнь граждан. // PCweek. - URL: http://www. pcweek. ru/gover/article/ detail. php?ID=134193 (дата обращения 20.03.2020).
37. Юртаев А.Н. Основные подходы к созданию «Электронного правительства» на региональном уровне / Юртаев А.Н. - Государство и право. – 2010. – №2. – С. 90-94