Фрагмент для ознакомления
2
способствующие развитию мелкой моторики. В данном руководстве рассмотрим их.
Материалы исследования станут методическим пособием для педагогов дошкольных учебных заведений и учебно-развивающих центров.
С давних времен люди искали ответы на вопросы: «Что влияет на развитие речи человека, как его улучшить?» Человечество, работая над этим, открыло много тайн. Во второй половине ХХ века американский ученый Роджер Спери совершил исследование, изменившее воображение человечества о мозге. Речь шла об определении функций двух полушарий мозга. Большую работу по составлению карты речевых зон мозга провел канадский нейрохирург В. Пенфилд. Он уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он назвал передней речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), он обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую область, которая не имеет таких определяющих функций, как передняя и задняя речевые зоны, а играет вспомогательную роль. Ему удалось показать взаимосвязь всех трех языковых областей, действующих как единый языковой механизм. Движение пальцев рук оказалось тесно связанным с речевой функцией .
Чтобы понять, как осуществляется влияние мелкой моторики на речевые зоны, надо обязательно знать нейрофизиологическую связь этих функций, анатомию, особенно мозга.
Почему сегодня мы используем эти упражнения? Сделаем экскурс в историю человечества, а именно в медицину, фольклор, народную педагогику, даже философию, и дадим ответ на этот вопрос.
Еще во II в. до н. э. В Китае заметили, что мануальные (ручные) действия влияют на развитие мозга. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-вороны») способствуют гармоничному развитию тела и разума, поддерживают в надлежащем состоянии мозговую систему.
На основе подобных соображений японский врач Намикосо Токудзиро создал методику оздоровительного воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы имеют большое количество рецепторов, которые посылают импульсы к центральной нервной системы человека. На кистях рук есть множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы, которые рефлекторно с ними соединены.
По насыщенности акупунктурных зон кисть не уступает уху или стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на желудок, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце .
Не только восточные мудрецы, но и отечественная педагогика создавала детские игры – потешки «Сорока-ворона», «Ладушки, ладушки» и другие.
Наши предки интуитивно чувствовали, что подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Кисть руки – это воспитательница мозга.
В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и воспитательницей мозга. Проекция кисти, а особенно большого пальца, в предыдущей и задней центральных извилинах коры больших полушарий имеет почти такую же протяженность, как и проекция остального тела. Функции кисти уникальны и универсальны. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Чем больше уверенности и изобретательности в руках детской руки, тем изящнее взаимосвязь руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Как подчеркивает О.И. Крупенчук, упражнения, которые укрепляют мелкие мышцы кисти, необходимые не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга .
Развитие функций руки и речи у людей в процессе эволюции шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев, после этого появляется артикуляция слогов; последующее совершенствование речевых реакций происходит в прямой зависимости от степени тренированности движений пальцев.
Медицинский аспект
Т.В. Галановой было замечено, что, когда ребенок выполняет ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласительная деятельность лобных и височных отделов мозга. У людей, у которых доминирует правая рука, в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области – сенсорная речевая зона, оказалось, что если ребенок выполняет ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиленное согласование электрических колебаний в лобной и височных зонах. Движения пальцев левой руки вызвали такую же активизацию в правом полушарии . Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Есть основания считать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одной речевой зоной мозга». На данном этапе развития человечества около трети всей площади подвижной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук может оказать большое влияние на развитие активной речи.
О.Н. Громова обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что их уровень развития речи всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем развитием общей моторики он не всегда совпадал). Проверка большего количества детей показывает, что это не случайность, а закономерность .
В невропатологии и дефектологии были проведены опыты, которые говорят о тесной связи функций речи и руки. Давно известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека страдает не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область остается нетронутой. Были описаны случаи поражения лобной доли левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучались, то оказалось, что у этих больных доминирует левая рука, и моторная речевая зона находится в них в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом или левом полушариях зависит от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки (Лурия).
Можно сделать вывод, что в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь – с пальцами рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, выполняющие многочисленные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айрапетянц И. И. Работа с детьми 2 – 3 лет летом. Методические рекомендации / И.И. Айрапетянц. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
2. Айрих О. А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей / О.А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008. – 134 с.
3. Агапова И. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011. – 84 с.
4. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 60 с.
5. Бардакова Н. И., Луконина О. А., Прийма З. Д. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в дидактических играх // Молодой ученый. – 2017. – №47. – С. 7-9.
6. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры / Т.Ю. Бардышева. – М.: «Карапуз», 2007. – 273 с.
7. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 193 с.
8. Бойправ М. Общая психология: практикум / М. Бойправ. – Нежин: НГУ, 2015. – 288 с.
9. Бондаренко А.А. Игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.А. Бондаренко, Р.А. Колобков. – М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
10. Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе / А.Л. Венгер, Л.А. Венгер. – М.: Ваклер, 2014. – 112 с.
11. Витенко И. Основы психологии: Учебник для студ. высших учеб. Заведений / И. Витенко, Т. Витенко. – М.: Новая книга, 2011. – 251 с.
12. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3–х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
13. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику: пособие для подгот. детей к шк. / Н.В. Гатанова, Е. Тунина. – СПб.: Питер, 2000. – 141 с.
14. Готовность ребенка к обучению / Сост. Максименко С. Д., Максименко К. С., Главник А. П. – СПб.: Микрос-СВС, 2013. – 94 с.
15. Громова О. Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей / О.Н Громова, Т.А. Прокопенко. – М.: ГНОМ и Д, 2012. – 193 с.
16. Долгих Т. В. Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений // Молодой ученый. – 2018. – №45. – С. 235-238.
17. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И.А. Ермакова. СПб.: Изд. дом «Литера», 2005. – 258 с.
18. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2007. – 82 с.
19. Малыгина О. Е., Глухова Н. С., Юхнева С. Н., Базилевская Н. П., Чумакова А. С. Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №3. – С. 34-37.
20. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2008. – 64 с.
21. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
22. Узорова О. В. Игры с пальчиками / О.В. Узорова. – М. «Издательство АСТ», 2014. – 124 с.