Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.
Для успешного осуществления задач дошкольного образования решающей должна стать практика признания приоритета детского бытия, при которой в центре внимания ребенок с его природными наклонностями, возможностями, стремлениями, интересами и тому подобное. Чтобы обеспечить гармоничное единство процессов воспитания и обучения, направленное на развитие и саморазвитие детей, необходимо целенаправленное, рациональное планирование.
Планирование учебно-воспитательной работы в разных возрастных группах дошкольного учреждения должно отвечать ряду современных требований:
- ориентироваться на приоритетные потребности в обеспечении надлежащего качества развития, воспитанности и обученности ребенка дошкольного возраста;
- обеспечивать право ребенка на реализацию своего природного потенциала, ее основных жизненных тенденций к самореализации, саморазвитию и самосохранению;
- обеспечивать право педагога на свободу выбора при определении формы планов, направления и содержания собственной педагогической деятельности;
- опираться на достижения психологической, педагогической и других наук, передового педагогического опыта;
- органично сочетать формирование базиса личностной культуры дошкольника с национальной культурой российского народа, культурными достижениями предыдущих поколений и мировой культуры;
- осуществляться на принципах целесообразности, умеренности, соответствия выбранной стратегии и государственной программе; учитывать межпредметные, интегративные связи, достигая взаимопроникновение и логическое подчинение всех составляющих плана во время выбора тематики различных форм работы с детьми, определение осложнений содержания и методики их проведения.
Степень изученности темы исследования. Теоретической основой изучения процесса разработки календарно-тематических планов в ДОУ, стали публикации таких авторов: И.В. Абдулманова, Е.А. Альябьева, В.Г. Алямовская, И.П. Андриади, К.Ю. Белая, Г.Л. Воронина, В.В. Воронина, В.В. Крюкова, П.Н. Лосев, А.А. Майер, М.В. Мирошниченко, Л.В Поздняк, Н.Г. Постолова, О.В. Скоролупова, Л.Л. Тимофеева, С.А. Титова, Л.И. Фалюшина, Н.Ю. Честнова, Н.В. Шурова, Н.В. Шушарина, Г.В. Яковлева и др.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы научного исследования.
Объект исследования: дошкольное воспитание как педагогический процесс.
Предмет исследования: календарно-тематический план.
Цель исследования: изучить особенности разработки календарно-тематических планов воспитателя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать организацию и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях;
- рассмотреть планирование воспитательного процесса в ДОУ;
- охарактеризовать особенности разработки календарно-тематических планов;
- предоставить схему планирования учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в течение дня.
Методы исследования: во время выполнения работы были использованы такие общенаучные методы исследования как литературный метод, анализ, синтез, метод сравнения, классификации и обобщения, педагогическое наблюдение.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем исследования: 31 страница печатного текста.
Список использованной литературы содержит 25 источников.
Глава 1. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях
Организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении направлена на реализацию основных задач дошкольного учебного заведения .
Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном учреждении определяется Базовым компонентом дошкольного образования и реализуется в соответствии с программами развития, обучения, воспитания детей. Допускается одновременное использование вариативных программ, определенных Перечнем программ, учебников и учебных пособий, рекомендованных для использования в общеобразовательных учебных заведениях. Дошкольное учебное заведение и его отдельные группы выбирают для работы одну из указанных программ. Решение о выборе программы обсуждается и одобряется педагогическим советом заведения.
Учебный год в нем начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Деятельность дошкольного учебного заведения регламентируется планом работы на год, который одобряется педагогическим советом заведения, утверждается его руководителем и соглашается с соответствующим органом управления образованием.
В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.), индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. Они могут быть организованы фронтально, подгруппами, индивидуально в зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения заведения, профессионального мастерства педагога.
Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста остаются занятия по различным разделам программы (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).
Продолжительность специально организованной учебной деятельности (занятия) для детей раннего возраста - до 10-15 минут, младшего дошкольного возраста - от 15 до 25 минут (5-6 групповых занятий в неделю), старшего дошкольного возраста - от 25 до 35 минут (7-8 групповых занятий в неделю).
При составлении расписания занятий необходимо учитывать их доминирующую нагрузку на ребенка (психическое, физическое, эмоциональное), предусматривать рациональное чередование видов деятельности (умственная, двигательная, практически-прикладная) на каждом из них и целесообразное использование мест для проведения занятий (в частности, спортивного и музыкального зала, студийных комнат, бассейн, игровая, спортивная площадка, цветочный сад и т. д.) .
Организованная учебная деятельность детей в форме занятий планируется преимущественно в первую половину дня. В отдельных случаях допускается проведение некоторых занятий во второй половине дня. Это может касаться физической культуры (в частности, по плаванию), изобразительной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Элементы учебной деятельности включаются также в другие формы работы с детьми в повседневные (игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, наблюдение, дежурства и т. д.).
Организуя учебную деятельность важно систематически использовать задачи из теории решения изобретательских экспериментально-исследовательской деятельности, проблемно-поисковые ситуации и другие методы, и приемы, что положительно зарекомендовали себя в современной дидактике. Следует сочетать вербальные, наглядные и практические методы, отводить должное место продуктивным видам деятельности, в которых дошкольник способен к самовыражению и самореализации (рисование, лепка, конструирование, художественный труд), а также речевой, двигательной, музыкальной деятельности . С учетом разного уровня интеллектуального развития, различий в направленности познавательных интересов отдельных детей целесообразно дифференцировать работу с ними на занятиях и в повседневной жизни, объединяя детей в подгруппы и подбирая для каждой из них учебный материал разного содержания, сложности и соответствующие методы и приемы.
Учитывая то, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, игра широко используется в образовательном процессе дошкольного учебного заведения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет предоставляется творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные и т. д.).
В течение всего дня организуются различные виды игр с учетом возраста детей, их игровых интересов, места игры в режиме дня, места проведения, содержания предыдущих и следующих форм работы, сезонных условий, степени физической и интеллектуальной нагрузки на детей.
Переориентация учебно-воспитательного процесса в современном дошкольном учебном заведении на развитие детской личности оказывает особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника как его самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с ним.
Самостоятельная деятельность детей организуется во всех возрастных группах ежедневно в первой и второй половине дня. В течение дня сочетаются различные по содержательной направленности ее виды (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и постепенно привлекаются к участию в них все дети данной группы. Содержание и уровень самостоятельной деятельности детей зависят от их опыта, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческой воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства .
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми как самостоятельная организационная форма проводится с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т. п) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных детей, дополнительных занятий с отдельными детьми (новенькими, часто пропускающими через болезнь, другие причины и хуже усваивают программный материал во время фронтальной работы) .
Кружки (студии, секции) являются дополнительной организационной формой образовательного процесса. Возможно различное профильное направление кружков: эстетического цикла (изобразительной деятельности, художественного труда, игры на музыкальных инструментах, хореографические, вокальные, театральные), спортивные (гимнастики, акробатики, ритмической гимнастики, плавания, настольного тенниса и т. д), иностранного языка и др. Они организуются с учетом интересов и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулманова, И. В. Планирование образовательной работы в ДОУ [Текст] / И. В. Абдулманова, А. М. Иванчина, Н. Ю. Чекунова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – 118 с.
2. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 160 c.
3. Алямовская, В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] / В. Г. Алямовская // Управление дошкольной образовательной организацией. – 2009. – №4. – С.29-32.
4. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства [Текст] / И. П. Андриади. – М.: Академия, 2014. – 160 с.
5. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. – 2014. – №3. – С.4-13.
6. Воронина, Г. Л. Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы развития [Текст] / Г. Л. Воронина // Материалы окружного научно-практического семинара. – Новый Уренгой, 2009. – С. 23-28.
7. Крюкова, В. В. Комплексно-тематическое планирование в ДОО [Текст] / В. В. Крюкова // Управление ДОО. – 2008. – № 8. – С. 8-23.
8. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П. Н. Лосев. – М.: Дрофа, 2012. – 240 с.
9. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А. А. Майер // Основы педагогического менеджмента. – 2007. – № 1. – С. 10-15.
10. Мирошниченко, М. В. Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Текст] / М. В. Мирошниченко. – СПб.: Питер, 2015. – 112 с.
11. Планирование и организация образовательного процесса в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Авт.-сост. Н. В. Серебрякова. – Екатеринбург: ИРО, 2014. – 212 с.
12. Поздняк, Л. В. Управлением дошкольным образованием [Текст] /Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. – М.: Академия, 2009. – 290 с.
13. Постолова, Н. Г. Условия планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении с группами компенсирующей направленности [Текст] / Н. Г. Постолова, Л. Н. Санникова //Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7. – С. 37-39.
14. Скоролупова, О.В. Тематическое планирование воспитательнообразовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / О. В. Скоролупова. – М.: Скрипторий 2003, 2007. – Часть I. – 96 с.
15. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] / Сост. Н. Б. Вершина, Т. И. Суханова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 111 с.
16. Солодянкина, О. В. Система планирования в дошкольном учреждении [Текст] / О. В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2007. – 202 с.
17. Тимофеева, Л. Л. Вариативные модели организации дошкольного образования [Текст] / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова. – М.: Наука, 2012. – 131 с.
18. Титова, С. А. Азбука методической работы. Планирование, формы и методы работы [Текст] / С. А. Титова. – Мн.: МГОУМК, 2005.– 41 с.
19. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л. И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2008. – 262 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. 25 ноября. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.html (дата обращения: 19.10.2017).
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. 2012. 30 декабря. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 19.10.2017).
22. Честнова, Н. Ю. Настольная книга методиста детского сада [Текст] / Н. Ю. Честнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 672 с.
23. Шурова, Н. В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей ДОУ [Текст] / Н. В. Шурова // Психолог в детском саду. – 2009.– № 1. – С. 82-84.
24. Шушарина, Н. В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Шушарина //Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 78-80
25. Яковлева, Г. В. Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании [Текст] / Г. В. Яковлева. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 339 с.