Фрагмент для ознакомления
2
1.3 Особенности формирования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Общее нарушение речи III уровня имеет следующие отличительные признаки:
Пониженная способность восприятия элементов языка;
Пониженная способность различать значения языка;
Ограниченные комбинаторные возможности;
Маленький объем как пассивного, так и активного словаря;
Употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с ОНР III уровня к шести годам не знают многих слов:
Названия ягод;
Названия животных;
Названия частей тела;
Названия профессий.
Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как:
Продавец;
Овца;
Учитель;
Повари т.д.
Дети с ОНР III уровня отличаются неточностью употребления слов. В одном случае они употребляют слово слишком в широком значении, а в других слишком в узком понимании значения слова. Таким образом можно сделать вывод, что понимание и использование слов у детей осуществляется на ситуативном характере.
Замена слов относится к одному семантическому слову, например: заяц – кролик, малина – клубника, лось – олень, мышь – крыса и т.д.
Такая замена указывает на то, что дети не отличают каких-либо существенных признаков в словах и не дифференцируют качества предметов, например: большой – длинный, худенький – маленький, мягкий – пушистый и т.д.
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:
1. Неправильное использование значения слова на основе признака и функционального значения: совок – лопата, стул – табуретка, тумбочка – шкаф и т.д.;
2. Неправильное использование значения слова на основе внешнего сходства: футболка – рубашка, сарафан – фартук и т.д.;
3. Неправильное использование значения слова на основе общности ситуации: вешалка – ручка, каток – лед;
4. Неправильное использование значения слова на основе части и целого: кисть – рука, дверь – проем, кровать – матрац и т.д.;
5. Неправильное использование значения слова на основе конкретного понятия: розы – цветы, посуда- чашки, одежда – платья и т.д.;
Недоразвитие речи проявляется у детей при использовании замены глаголов. В некоторых случаях дефекты несущественные, а в других существенные с выделением оттенков значений.
Во время подбора слова, из-за недостаточной его изученности или закрепленности осуществляется выбор схожий только лишь по звучанию, например: сова – слова; гроздь ягод – грусть ягод и т.д.
У детей с нарушением речи наблюдает торможение процесса формирования семантических полей, об этом свидетельствует случайная ассоциация слов.
Также отмечается резкое возрастание синтагматических реакций ближе к 7-ми годам, данный фактор влияет на развитие формирования грамматического строя речи.
У детей в возрасте 6-ти лет наблюдается недоразвитие лексической речи при ассоциации слов, например: кровать-диван; собака-кошка).
1.3 Нарушение речи из-за форм стёртой дизатрии и дислалии
Причиной нарушения речи может послужить воздействие множества факторов, поэтому к исследованию данной проблемы следует подключить сразу несколько наук, например, таких как: педагогика, психология и логопедия.
Такие формы как стёртая дизатрия и дислалия являются объектами изучения искажения речи. Однако, как показывает практика, эти формы очень часто путают между собой. Углубляясь в изучение каждой из них, в ходе исследования выявляются существенные различия [2, стр. 35].
Г. Гуцман доказал, что, например, коррекция звукопроизношения в отличие от дислалии при дизартрии вызывает определенные трудности [12, стр. 102].
Изучение дислалии ведется с 30-х годов XIX столетия, такой большой промежуток времени позволил накопить большое количество научного и методического материала. Но даже сегодня изучив литературу того времени, данные свидетельствуют о том, что формы изучены не до конца.
Важно рассмотреть проблему данных форм как целостный комплекс:
исследовать элементы причин образования речевого нарушения, начиная с низшего уровня (фонетического) и заканчивая высшим (морфологическим);
проанализировать элементы и их взаимосвязи в рамках образования речевого дефекта;
сформировать структуру и свойства определённых элементов речи.
Изучение функциональной дислалии и легкой формы дизатрии в логопедической практике оказывает большую сложность, в отличии от других форм нарушения речи.
Важно выбирать рациональную методику и коррекцию для достижения максимального результата.
Обзор литературных данных подтверждает, что стертые формы дизатрии остаются по-прежнему недостаточно изученными. Не разработан оптимальный подход к коррекции данного речевого нарушения. [3, с. 11].
Для того чтобы увидеть отличие между формами стертой дизатрии и сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогиечское исследование, а именно:
анализ медико-педагогической документации;
изучение анамнестических данных.
Изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии является одним из самых интересных исследований в области неврологии и логопедии. Данное исследование требует развитие ранее разработанных неврологических и логопедических диагностик. Нуждается в совершенствовании методов логопедической в доречевом периоде. Данная речевая проблема встречается не только с детьми группы риска 5 – 6 лет, но и с детьми в первые годы жизни, которые имеют перинатальные поражения мозга [5, с. 23].
Поваляева М.А., исходя из личной практики, показала, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией [12,с. 102-103].
Особенности речевого нарушения недостаточны для изучения речевого нарушения у детей с дислалией.
Социальные возможности ребенка ограничиваются из-за нарушения звукопроизношения. Ребенок уже с детства наинает стесняться своего речевого дефекта. Он становится замкнутым, неуверенным в себе, в своих силах и возможностях. Также данный аспект может стать фактором неуспеваемости ученика в школе.
Поваляева М.А., рассмотрела вопрос о схожести двух нарушений, доказав, что стертую форму дизартрии можно отождествить со сложной дислалией.
Мартынова Р.И. провела всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью.
Благодаря данному исследованию было выяснено, что легкая форма дизартрии выявлялась значительно больше, чем функциональная дислалия или нормальная речь ребенка.
Отклонения со стороны центральной нервной системы у детей с нормальной речью и с функциональной дислалией не наблюдались. Легкие формы дизартрии выявляли негрубую неврологическую симптоматику, в виде стертых парезов, гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.
Легкая форма дизартрии и меньшая степень при функционировании дислалии показывала нарушение со стороны вегетативной нервной системы.
Сравнительное исследование показало, что нарушалась не только одна локальная функция – психическая, но и в совокупности все психические процессы. Нарушение нервно-психических функций значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии.
Происходит задержка психического развития ребенка. Требуется более активное медико-педагогическое воздействие.
Изучение данного исследования показало, что работа логопеда не должна ограничиваться постановкой и исправлением только дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции личности ребенка в целом.
Архипова Ф.Е. разработала параметры сравнения детей со стертой формой дизартрии и дислалией, внеся тем самым вклад в вопрос дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС,2015.-218с.
2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова. -М.:АСТ: Астрель.2017. - 158с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей.2-е изд. испр. и доп.- М.: «Мозаика - Синтез»,2014.-296с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического
5. общения Методическое пособие для воспитателей. -2-е изд. испр. и доп.- М.:«Мозаика - Синтез»,2015.-128с.
6. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей.: Учеб. пособ. для студ. высш.вузов / Е.Ф. Архипова-М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2016.- 319с.
7. Баева А.И.Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей собщим недоразвитием речи. // Логопед №2. 2014. — 43с.
7. Безгина Б.Ю.Речевой этикет старших дошкольников. Методичебское пособие для воспитателей. - М.: «Мозаика - Синтез»,2014.-40с.
8. Бобылева З.Т. Использование речевого лото в логопедической работе с дошкольниками // Дефектология . №8 - 2016 , 24.
9. Быстрова Г.А.Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО;2015г.-96с.+вкл.16с.
10. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2014. - 34с.
11. И.Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2015.- 680с.(506-524).
12. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.// Детский сад от А Я. №2 (14) 2015.- 4с.
13. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016г.-232с.
14. Н.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2011 - 112с.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. - 2-е изд. перераб. - М.:Просвещение, 2016 - 239с.
16. Запорожец А.В. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2016 г. - 304с.
17. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2016.- 217с.
18. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. - СПб.: КАРО, 2016. - 240с. (48).
19. Коноваленко В.В.ДСоноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.З-й уровень,!!! - период. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Изд-во. ГНОМ и Д.2016- 104с.
20. Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня. // Логопед №1. 2014. - 26с.