Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Специфика поэзии для детей как жанра художественной литературы
1.1. Особенности детской психологии восприятия
В процессе воспитания ребенка педагогами и родителями рассматривается большое количество методик. Это различные формы воздействия на ребенка, с помощью которых можно ненавязчиво и продуктивно обучить еще несформировавшуюся личность нужным и полезным навыкам.
Литература это один из наиболее понятных и открытых форм для обучения дошкольников. Именно благодаря чтению книг ребенок легко усваивает полученную информацию и часто использует ее на практике. Кроме того, любое чтение художественной литературы легко совместить с двигательными техниками, что воспринимается в форме игры, тем самым лучше усваивается и запоминается.
Как указывает в своих трудах Н. Ю. Бочарова, восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях (Особенности восприятия детьми произведений, художественной литературы. Консультация для воспитателей. стр. 2).
Эффект личного присутствия и участия в событиях формируют зарождение волевых качеств, позволяют анализировать действия персонажей, а так же впоследствии смотреть на свои действия со стороны.
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».
Тем самым можно отметить, что для ребенка желание слушать чтение родителя это не просто развлечение, а скорее важная составляющая развития памяти, логики и мышления.
В разные периоды жизни ребенка важно подобрать подходящий жанр произведений для сохранения интереса и правильного восприятия. Поэтому в разные периоды становления личности педагоги предлагают разные виды произведений.
Для более детального рассмотрения особенностей детской психологии восприятия, мы рассмотрим детей дошкольного возраста в разрезе групп детского сада. Где младшая это дети 3 – 4 лет, средняя 4 – 5 лет, а старшая группа это 5 – 6 лет.
В младшей группе детям необходимо не только дать информацию и рассказать, но и научить слушать. Педагоги предлагают повторить песенки из сказок, фразы героев. Ребенок тем самым учится запоминать фразы героев, сопоставлять их с ними, прослеживать сюжет, его начало и окончание.
Народные произведения (потешки, загадки, сказки) отличаются яркостью, образностью и ритмичностью. Ребенок легче запоминает новые слова и их значение, тем самым обогащая свой внутренний мир и словарный запас.
Часто ребенок трех лет еще не может устанавливать причинные связи, почему герой поступает именно так. В младшей группе ребенку не всегда легко пересказать произведение и сделать выводы о героях.
Зато в средней группе у ребенка наступает новая стадия развития. Меняется ребенок, меняются и становятся сознательнее реакции, мыслительные процессы, осознание мира вокруг себя. Меняется и восприятие к прочитанным художественным произведениям.
Н.Ю. Бочарова отмечает, дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. (Особенности восприятия детьми произведений, художественной литературы. Консультация для воспитателей. стр. 3).
Старший дошкольный возраст отличается тем, что дети начинают понимать, какие поступки героев не отождествляются с ними самими. Они хотят понять, что привело героев к этим поступкам, осознать причины поведения. Прослеживается более глубокое восприятие детьми изложенного материала и понимание его жанра.
Как пишет Н. Ю. Бочарова, старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. (Особенности восприятия детьми произведений, художественной литературы. Консультация для воспитателей. стр. 4).
При чтении ребенку любого возраста художественного произведения важно эмоциональная составляющая воспитателя (родителя), способ изложения, возможность объяснить и рассказать наиболее важные для ребенка моменты до, во время и после чтения произведения. Именно воспитательная и поддерживающая роль взрослого, желание показать красоту произведения, легкость восприятия, умение заинтересовать и вовлечь является важной составляющей при дальнейшем воспитании человека, заинтересованного в чтении.
Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. (Н. Ю. Бочарова. Особенности восприятия детьми произведений, художественной литературы. Консультация для воспитателей. стр. 5).
В своей работе «Литературное развитие читателя-школьника» Т. Е. Зыль, продолжает характеризовать определенный возраст уже ребенка – школьника с особенностями его восприятия художественных произведений.
Так, в младшем школьном возрасте самостоятельно читающий школьник приобретает определённые навыки выразительного чтения, передачи интонацией своего голоса настроения героя, его отношения к событиям.( Т. Е. Зыль, «Литературное развитие читателя-школьника», стр. 4)
Зыль так же подчеркивает, что очень важно формирование читательских навыков в раннем детстве. Тем самым подчеркивая значимость работы воспитателей и родителей при чтении произведений детям дошкольного возраста.
Ребенок старше, так называемый подросток меняет свое отношение к художественным произведениям. Это этап формирования уже взрослой личности, этап эмоциональной неустойчивости, осознанности, что еще не взрослый, но уже не ребенок. Это вносит свои коррективы во все сферы жизни подростка, в том числе в восприятие и осознание мира и себя в нем. Кругозор ребенка существенно расширяется, он хочет чувствовать себя взрослым. Ему нравятся книги с динамичным сюжетом: путешествия, приключения, фантастика, исторические рассказы. Ребят привлекают герои смелые, находчивые, любознательные .( Т. Е. Зыль, «Литературное развитие читателя-школьника», стр. 5)
Чтение подобной литературы обогащает не только образное мышление подростка, особенностью чтения в этом возрасте так же является желание самому оказаться в вымышленных обстоятельствах, стать героем произведения, в некоторых случаях, сбежать от реальности. Педагогам, работая с детьми в данном возрасте наиболее продуктивно следует развивать эстетическую восприимчивость, воображение, логическое и ассоциативное мышление. По утверждению, Т. Ю. Зыль, целенаправленная работа в этом направлении даёт свои результаты.( Т. Е. Зыль, «Литературное развитие читателя-школьника», стр. 5)
В старшем школьном возрасте ребенку важно не только эмоциональная составляющая произведения. В данном возрасте, он учится сопоставлять произведение с историческими фактами, анализировать содержание для определения подлинности, важно личностное восприятие героев, их мораль и сопоставление со своим внутренним миром.
В юности "на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех нравственных, политических, эстетических идеалов" (Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.,1968., стр.283)
Как говорил В. Г. Распутин в предисловии к своей книге, «молодому человеку свойственно прежде физическое, чувственное познание мира, духовное приходит позже, всему свой срок» (Распутин В. Г. Повести. – М: Просвещение, 1990 – 334 с. - .9 Б-ка словесника, стр. 5).
Проследив путь развития личности от младшего дошкольного возраста до старшего школьного, можно с уверенностью сказать, что восприятие детьми информации, особенно в художественных произведениях, зависит от особенностей развития личности на разных этапах, степени подготовленности и осознанности педагогов и личностных особенностей каждого индивида.
Поэтому родителям и педагогам недостаточно отнестись к ответственно к выбранному художественному материалу. Важно правильно отследить «обратную связь» ребенка, помочь ему правильно воспринять полученную информацию, осознать необходимость и важность общения с книгами, а так же закрепить эту нужную привычку.
1.2. Структура и жанровые особенности детской поэзии
Поэтические произведения, как и прозаические, занимают огромную роль в составе художественной литературы для детей.
Для того, чтобы юный читатель был заинтересован в предоставленной информации, для того, чтобы книга увлекала, писатели разных периодов обращались к различным сторонам социальной и этической жизни населения.