Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данной работы – анализ градации как синтаксического приема в современном русском языке на примере публикаций в газете «Комсомольская правда».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть определение приема градации в словарях и исследовательской литературе;
2) выявить виды и особенности градации как приема, дать характеристику синтаксической градации;
3) дать характеристику издания «Комсомольская правда»;
4) проанализировать использование приема синтаксической градации в публикациях «Комсомольской правды».
На наш взгляд, выбранная тема является актуальной, так как в современной лингвистике вопросы изучения градации на данный момент находятся в зачаточном состоянии. Во многом это связано с тем, что современная лингвистика стремится к коммуникативному подходу в изучении стилистических средств языка, и в ее поле зрения попадают наиболее важные и употребляемые стилистические средства, такие как метафора или метонимия, в то время как градация остается пока что вне поля зрения лингвистов.
Следует отметить, что газеты, как один из современных и чрезвычайно популярных способов получения информации, используют стилистические средства (тропы и фигуры речи) русского языка чрезвычайно широко, в том числе употребляя в текстах и градацию в разных ее видах, ведь газета не просто дает читателю информацию, но и помогает ему совершить эмоциональный выплеск, получить переживания от полученной из текста статьи информации, поэтому изучение использования приема градации в текстах газеты «Комсомольская правда» можно считать актуальным.
Предмет работы – градация как синтаксический прием.
Объект работы – тексты газеты «Комсомольская правда».
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с понятием, видами, функциями градации как приема в современном русском языке.
Во второй главе анализируются особенности применения градации в текстах газеты «Комсомольская правда».
Список литературы состоит из 41 источника.
Глава 1. Градация в современной теории языка
1. Понятие градации
Как уже упоминалось во введении к работе, в современной лингвистике исследование современного русского языка ведется с коммуникативной стороны, ведь язык, прежде всего, используется для вербального общения между людьми, и средства выразительности в нем чрезвычайно важны для выстраивания устойчивой коммуникации. Именно потому исследователей волнует стилистика языковых средств, их экспрессия и возможность использования как в речевом дискурсе, так и в текстах – литературных, публицистических.
Однако, градация как прием в русском языке оказалась не самым исследуемым приемом – гораздо более интересными для исследователей становятся метонимия, метафора, антитеза. Ситуация с исследованием градации вообще сложилась парадоксальная – с одной стороны, выразительные средства до сих пор слабо исследованы с позиций системного подхода, что в полной мере касается и градации как приема. С другой стоны, например, важная для понимания градации теория градуальности, трактуемая в исследованиях как лексико-семантическая, лексико-грамматическая, логико-семантическая, как часть категории интенсивности, как часть категории усиления - достаточно исследована как в русской, так и в зарубежной лингвистике: анализ этой теории можно встретить в работах таких авторов, как Н.Д. Арутюнова, Э. Сэпир, С.М. Колесникова, B.C. Горшкова, И.И. Туранский, И.И. Сущинский. Сам прием градации при этом оказывается обойден вниманием этих исследователей.
Стилистический прием градации также не имеет однозначной оценки исследователей.
Так, в работе Г. Н. Черваковой под градацией понимается усилительное перечисление членов в предложении .
С Г.Н. Черваковой согласна Е.А. Панова, которая также акцентирует внимание на градации как перечислительном приеме .
В работе Н.Н. Прангишвили градация встречается как синоним ретардации .
Н.Т. Головкина рассматривает градацию как синтаксический и лексический прием повтора .
Е.Н. Марченко выводит градацию как особый вид синонимического ряда .
А.В. Щербаков выделяет градацию как «стилистический прием, то есть явление, способное иметь формальные характеристики (особая синтаксическая конструкция). С другой же стороны, для градации всегда важно содержание (семантика, лексическое наполнение градационного ряда), поскольку градонимы (элементы градационного ряда) должны располагаться в определенной последовательности: каждый последующий член ряда должен отличаться от предыдущего по степени проявления какого-либо признака» .
По мнению И.И. Сущевского, градацию следует рассматривать как частный случай усиления в рамках коммуникативно-прагматического подхода к выразительным средствам: «усиление всегда связано со стремлением говорящего/пишущего акцентировать свое собственное отношение как к предмету речи, так и к собеседнику, чтобы вызвать с его стороны желаемую реакцию. Следовательно, усиление — отражение позиции говорящего по отношению к содержанию высказывания и по отношению к тем, кому это высказывание адресовано» .
По мнению А.Д. Кирьяна, градацию в русском и иностранных языках следует рассматривать с позиций логической градации, которая является одним из основных свойств мышления человека .
С ним полностью соглашается А.Т. Кривоносов, который утверждает, что в языковой форме градации необходимо видеть также и логическую форму, так как они неотделимы друг от друга .
По мнению А.И. Николаева, градация – это «расположение частей высказывания, относящихся к одному предмету, при котором каждая последующая часть оказывается более выразительной, чем предыдущая» . А.И. Николаев отмечает, что градацию необходимо отличать о приема «накопление», который автор определяет как повтор с семантическим усилением, и акцентирует внимание на том, что современная лингвистика в основном именно градацию считает основным приемом, объединяя все схожие приемы внутри этого термина .
Кроме того, можно выделить теорию соотношения нормы и градации, авторами которой являются А.П. Сковородников и Г.А. Копнина: согласно это теории, «градация как стилистический прием строится на отклонении от рече¬вой нормы, тогда как нормы логики и языка должны быть соблюдены: на¬рушение языковых и логических норм приведет к тому, что градационный ряд не будет построен. Под речевой нормой при этом понимается соответствие структуры высказывания узуальным (обычным, нейтральным) с вероятностно-статистической и психологиче¬ской точек зрения вариантам языковых единиц, текстовых категорий и спо¬собов их реализации» .
Немаловажным, на наш взгляд, кажется рассмотрение словарных определений понятия «градация».
В Толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение градации:
«Градация,-и, ж. (книжн.). Последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-н., при переходе от одного к другому» .
То есть, можно сказать, что градация рассматривается в данном случае как логический прием.
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило называет градацию фигурой, входящей в ряд фигур прибавления:
«Градация (от греч. лестница, ступенчатость, климакс; от лат. gradatio — постепенное повышение) — фигура слова, входящая в группу фигур прибавления» .
В словарной статье, посвященной градации в указанном выше словаре отмечается, что градацию можно понимать в основном в двух значениях:
1) узкое значение градации – это цепь фигур речи, в которых «окончание первого периода является началом второго периода», или анадиплосисов;
2) широкое значение градации рассматривается как последовательное нагнетание однородных средств или последовательное ослабление, то есть, климакс или антиклимакс .
В Словаре лингвистических терминов под редакцией О.С. Ахмановой градация определяется как стилистический прием, усиливающий или ослабляющий предыдущие слова или словосочетания каждым последующим словом или словосочетанием, так, что создается движение от малого к большему или наоборот, а также создается усиливающая или ослабляющая интонация, нагнетающая эмоциональность в речи .
Лингвистический энциклопедический словарь под редакцией В.Н. Ярцевой трактует градацию как «ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих (климакс) или, наоборот, понижающих (антиклимакс) смысловую или эмоциональную значимость» .
Следует отметить, что градация в исследованиях непосредственно связывается авторами с рядом синонимичных ей понятий, поэтому невозможно, на наш взгляд, обойти их стороной.
Среди синонимов градации выделяются климакс, антиклимакс и амплификация.
Согласно определению Лингвистического энциклопедического словаря под редакцией В.Н. Ярцевой, климакс (от др.-греч. «лестница») — фигура речи, в которой каждая последующая часть однородных членов предложения является гораздо более насыщенной в смысловом и эмоциональном значении, чем предыдущая, что создает дополнительную насыщенность и выразительность высказывания .
При этом в статье отмечается, что более употребительным в данном случае является как термин «градация», то есть, автор словаря уравнивает эти термины.
Противоположностью климакса В.Н. Ярцева называет антиклимакс, указывая, что во многом нарастание/ослабление можно связывать не только со смысловым, но и с синтаксическим построением фразы .
В Словаре лингвистических терминов под редакцией О.С. Ахмановой дается определение амплификации, которая, по мнению автора словаря, является приемом накопления единообразных выражений в поэтической речи, например, синонимов, антитез, при этом обычно амплификация пользуется нарастающим эффектом .
Климакс определяется в указанном выше словаре как повторение каждого последнего выражения в начале следующего за ним, и указывается, что синонимичным ему термином является градация .
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов - М.: УРСС, 2004. - 569 с.
2. Береговская Э.М. Градация в системе синтаксических фигур // Модели культуры: Межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск, 1992. - С. 121-129.
3. Береговская Э.М. Система синтаксических фигур: К проблеме градации // Вопросы языкознания. - № 3. 2003. - С. 79-91.
4. Головкина Н.Т. Повтор как стилистическое средство в разных видах и жанрах речи (на материале немецкого языка). Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1964. – 214 с.
5. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с.
6. Карповская Н.В. Категория интенсивности атрибутивного признака в испанском языке: Дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 1998. – 182 с.
7. Кирьян А.Д. Градация как основа классификации лексики // Вопросы лексической семантики. - М., 1980. - С. 71-86.
8. Колесникова С.М. Семантика мыслительного содержания категории градуальности // Вопросы лингвистики. - Вып. 1: Межвуз. сб. науч. тр. - М., 1997. - С. 6-13.
9. Копнина Г.А. Об определении понятий «стилистический эффект» и «стилистическая функция» // Речевое общение: Специализированный вестник / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 2(10). - Красноярск, 2000. - С. 124-129.
10. Костина Н.Б. Экспрессивные возможности синтаксиса в языке современной газетной публицистики: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1980. – 166 с.
11. Кривоносов А.Т. Язык. Логика. Мышление: Умозаключение в естественном языке. - М.- Нью-Йорк, 1996. – 370 с.
12. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990. – 685 с.
13. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 1080 с.
14. Марченко Е.П. Полипредикативные отрицательно-противительные и градационные предложения в современном русском языке: Дис.... канд. филол. наук. - Краснодар, 1983. – 150 с.
15. Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация): Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2000. – 198 с.
16. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 360 с.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - М., 1999. - 944с.
18. Панова Е.А. Перечислительные конструкции в стихотворном синтаксисе А.С. Пушкина: Дис.... канд. филол. наук. - М., 1986. – 209 с.
19. Прангишвили Н.Н. Психолингвистическая природа стилистического приема ретардации. Дис.... канд. филол. наук. - Тбилиси, 1982. – 270 с.
20. Сковородников А.П. Актуальная проблематика теории синтаксических фигур // Риторика и синтаксические структуры: Тез. краев, науч-практ. конф. / Под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 1988. С. 147-151.
21. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования. - Томск, 1981. – 255 с.
22. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Об определении понятия «риторический прием» // Филологические науки.- №2. - 2002. - С. 75-80.
23. Сущинский И.И. Коммуникативно-прагматическая категория акцентирования и ее роль в вербальной коммуникации (на материале немецкого языка) // Вопросы языкознания. - № 6. - 1987. - С. 110-120.
24. Сэпир Э. Градуирование: семантическое исследование // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. - М: Прогресс, 1986. - С. 43-78.
25. Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности как понятие экспрессивной стилистики // Проблемы экспрессивной стилистики. Вып. 2.- Ростов н/Д., 1992. - С. 27-34.
26. Федорова М.В. Градация в поэтической речи // Филологические науки. - №3. - 1992. - С. 30-39.
27. Червакова Г. Н. Синтаксический параллелизм в языке немецкой художественной публицистики: диссертация ... кандидата филологических наук. – М., 1977. - 224 с.
28. Щербаков А.В. К вопросу о статусе градации в современном русском языке // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия. Научно-методический бюллетень / Под ред. И.В. Пекарской. Вып. 1. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2003. - С. 113-118.
29. Щербаков А.В. К вопросу о стилистических функциях града¬ции в современных российских СМИ // Проблемы изучения языка и литературы: Материалы конференции. - Абакан, 2002. - С. 180-184.
Интернет-источники
30. Асламова Д. С днем рождения, мой любимый министр! 21 марта главе МИД России Сергею Лаврову исполняется 70 лет //www.spb.kp.ru/daily/27107.7/4181907/
31. Баранец В. «Перезахороните Гагарина!» Потому что с Красной площади нужно убрать «кладбище» //www.spb.kp.ru/daily/27107.7/4181895/
32. Ворсобин В. Пандемия: Может, пора остановиться и подумать, что с нами?//www.spb.kp.ru/daily/27108/4183949/
33. Ефимов С. Мне 43, ему 14. Мы не ходим в школу вместе: дневник отца школьника на удаленке // www.spb.kp.ru/daily/27108/4184320/
34. Козлова Л. Жесткий карантин из-за коронавируса введут в Ленобласти// www.spb.kp.ru/online/news/3809731/
35. Лялин Р. «Если у вас острая боль, приходите»: Стало известно, как будут работать частные клиники и стоматологии в Санкт-Петербурге во время карантина по коронавирусу// www.spb.kp.ru/daily/27109.4/4184656/?top=5
36. Мардан С. Пигмеи не должны судить титанов //www.spb.kp.ru/daily/27107.7/4181897/
37. Мардан С. Работа сейчас нужна своим. Все прочие пусть уезжают к себе на родину // www.spb.kp.ru/daily/27107.5/4182262/
38. Новикова О. Дневной дожор: как не набрать лишний вес на самоизоляции или нерабочей неделе из-за коронавируса // www.spb.kp.ru/daily/27109/4185099/?see-also.number=39#see-also
39. Послянова А., Сури А. Нерабочая неделя - подарок судьбы: Эксперты рассказали, что изменится в жизни петербуржцев в ближайшее время // www.spb.kp.ru/daily/27109.4/4184777/.
40. Пятов Г. Коронавирус: Вы не умрете!// www.spb.kp.ru/daily/27108/4183424/
41. Чемерис А. Главврач Боткинской больницы: Сегодня о пике коронавируса в Петербурге нет и речи // www.spb.kp.ru/daily/27109.4/4184557/