Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Страх смерти один из самых распространенных страхов в мире. Как только человек подрастает и начинает осознавать факт своего собственного существования в реальном мире, он сразу начинает осознавать и собственную смертность. Страх смерти – понимание того, что мы вырастем, повзрослеем и неизбежно умрем – постоянный спутник нашей жизни. Только у одних этот страх существует в виде какого-то общего беспокойства или маскируется под иную психологическую проблему (тревожность, депрессии и другие проявления). У других он проявляется открыто, у третьих людей перерастает в настоящий ужас, способный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни. В мире нет ни одного человека, который не боялся бы смерти, но парадокс танатофобии (от греческого «tanatos» – «смерть» и «fobos» – «страх» или «смерть») заключается в том, что человек боится того, чего не знает. Это одна из самых сложных и необъяснимых проблем, которые возникают в связи с танатофобией: мы не в состоянии привязать факт своей смертности к какому-то конкретному событию или знанию, ведь в жизненном опыте живущего человека просто отсутствует факт непосредственного переживания личной смерти. Там, где есть смерть, нас уже нет. Пока мы живы, смерть еще отсутствует, когда же она приходит, нас уже нет. Вряд ли кто-то даст точный ответ, что является смертью и является ли она злом или добром для человека.
Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что в последнее время становятся заметны проблемы психологического неблагополучия населения, особенно в «кризисные» для экономики годы, когда остро встаёт проблема снижения людьми ценности собственной жизни. Об этом говорит рост количества самоубийств, повышение к экстремальных способам проведения отдыха, нацеленность на замену реального мира виртуальным.
Степень разработанности темы. Одним из первых, кто обратил внимание научного сообщества на страх смерти, был З. Фрейд. Он же и сформулировал первое из наиболее влиятельных концепций страха смерти . Он говорил, что факта собственной смерти не может быть в опыте человека и нет ничего также в общечеловеческом опыте, что можно было бы сравнить с опытом смерти. Значит, свою смерть индивид не может и не способен понять. З. Фрейд говорил о том, что нельзя вообразить и представить свою собственную смерть, поскольку когда индивид пытается или совершает попытки сделать это, он все равно выступает как наблюдатель и как тот, кто видит себя мертвым. З. Фрейд говорил о том, что человеку свойственен не страх, а инстинкт смерти (Танатос), который влияет в противоположном направлении на инстинкт жизни (Эрос). Известно, что З. Фрейд говорил: «…целью всякой жизни является смерть» . Часто мнение З. Фрейда относительно смерти оспаривалось его последователями (М. Клайн). Часто его оспаривали экзистенциалистки настроенные ученые (Э. Беккер) , которые говорили о том, что страх смерти – это наиболее фундаментальная движущая сила активности индивида и социума. Мысль Э. Беккера также поддерживает И. Ялом , который вслед за М. Клайн, О. Ранком , А.Адлером и другими был удивлен инверсией «первичностей» у З. Фрейда. И. Ялом, интегрируя свои наблюдения из практики и немногочисленные свидетельства других ученых, приходит к выводу, что детям интересна тема смерти, и данный интерес формируется в более раннем возрасте, чем принято думать. И. Ялом говорит о том, что переживания детей по поводу смерти оказывают сильное влияние на их последующее развитие – гораздо большее, чем переживания по поводу проблем сексуального характера, как считал З. Фрейд. Третий подход основан на эмпирически обоснованных данных и развивается в рамках теории социального научения (Р.Кастенбаум) . Здесь предполагается, что рассматриваемый страх – это итог научения и его следует анализировать к области общей концепции совладения человека с угрозами различного рода.
Р. Кастенбаум полагает, что сложности в понимании темы смерти начинаются не только из самой проблемы смерти, а из сложностей, которые формируются у человека по ходу его научения в возрастной эволюции. Одновременно с этим, регулярное исследование страхов, особенно страха смерти, всегда связано с определенными проблемами. Особенно важно рассмотреть проблему этики. Л. Н. Толстой писал о том, что «страх смерти всегда происходит в людях оттого, что они страшатся потерять свое собственное я, которое составляет их жизнь. Я умру и уничтожится мое я. Я же это мое то, что жило в моем теле столько-то лет» .
Объектом исследования является страх смерти как явление. Предметом исследования являются особенности психологического консультирования по проблеме страха смерти. Целью данной работы является рассмотрение особенностей психологического консультирования по проблемам преодоления страха смерти.
Задачи:
1) Изучение особенностей страха смерти;
2) Описание особенностей работы консультанта с клиентами по преодолению у них страха смерти;
3) Анализ применяемых методик для диагностики страха смерти (в психологическом консультировании).
Методы исследования – сравнение и анализ информации. Методологической основой исследования являются труды З. Фрейда, И. Ялома, Г. Фейфеля, М. Хайдеггера, Т. А. Гавриловой.
Практическую значимость можно выразить через научные студенческие конференции, публикации в сборниках.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению вопроса психологического консультирования по проблемам преодоления страха смерти
1.1 Особенность страха смерти и виды танатофобии
Сам страх смерти возникает уже в раннем детстве, когда малыши начинают искать ответы на вопросы экзистенциального характера: вопросы относительно жизни и смерти, относительно мировоззрения и смысла жизни.
Как и родители, дети начинают замалчивать все факты, которые для них не понятны или не осмыслены. Но если ребенок начинает открыто и настойчиво интересоваться темой смерти близкого человека или своей смертью, то в таком случае, как правило, взрослые начинают теряться и не знают, как выйти из этой ситуации и что ответить. Как правило, взрослые меняют тему или успокаивают ребенка, переводят ответы в безопасные для себя темы. Часто можно услышать ответы, что «ты никогда не умрешь, пока с тобой твои родители», или говорят о том, что пока рано об этом думать, что смерть настигает только пожилых людей и др. Но ребенок понимает, что его вопрос вызывает у его родителя непонятную эмоциональную реакцию. Взрослый не научен отвечать на такие вопросы. Они выводят его из равновесия и заводят в тупик. Взрослый прячет свой страх, думая, что не знает ответа на вопрос. Ребенок старается такие вопросы больше не задавать для того, чтобы не обижать своих родителей .
Позже данный страх будет заявлять о себе в возрасте подростковом, когда данная тема все ее находится под запретом, но становится также интересна, как и взаимоотношения полов. Все усугубляется еще тем, что подросток взрослеет и отдаляется от своих родителей. Родители выводятся из круга значимых людей при формировании дистанции между подростком и родителями. Этот возраст характеризуется тем, что у личности начинает формироваться «я», она самоопределяется в жизни, формирует свою собственную позицию. И если тот, кто находится рядом, не поможет ему адаптироваться в данной ситуации, преодолеть страх смерти и актуализировать свои силы на создание своей позиции в жизни, подросток начинает игры со своими страхами и бросает вызов танатофобии. Кто-то из подростков начинает «уходить» в виртуальное пространство, ощущая себя выше смерти, начинают играть в жестокие игры, в которых можно побеждать смерть. Такие игры позволяют иметь несколько жизней или «реабилитироваться» во время игры .
В обществе в целом разговаривать о смерти с подрастающими детьми не принято. Часто это усугубляется тем, что в ситуациях экономического и социального кризиса ослабевают связи между родителями и детьми. Родители не представляют, как рассказать детям о смерти, о такой экзистенциальной проблеме. Родители часто не имеют сил и желания разговаривать с детьми. И если проблема полового воспитания и просвещения сегодня получила научно обоснованные средства для ее решения, то тема танатической пропедевтики даже не осознана в кругах педагогов. В отечественной психологической и педагогической литературе есть определенные наработки относительно формирования отношения детей к смерти. Но эта наработки заимствованы и опыта коллег других стран и относятся либо в теме терминально больных детей или к теме оказания помощи ребенку в случае потери близкого человека. Если говорить про подростковый период, что научно обоснованных рекомендаций по проблемам смерти на сегодняшний день не существует. Интересно, в учебных пособиях по возрастной психологии в части о возрасте подростков нет упоминаний о том, как относиться к своей смерти.
Во взрослой жизни у человека страх смерти опять «заглушается» необходимостью прикладывать максимум усилий на построение своей собственной семьи и карьерного роста. Но позже, на этапе ухода выросших детей из родительского дома и начала ими собственной жизни, страх смерти возвращается с новой силой, особенно усиливаясь в кризисе среднего возраста и перед наступлением пенсии, а затем и в пенсионном возрасте, когда человек осознает, что его жизнь ведет уже к самой смерти. И с этой минуты беспокойство о смерти уже никогда не покидает человека.
Страх смерти представляет собой сложную фобию человека. Многие люди боятся умереть. Кто-то страшится самого факта – стать мертвым телом. У кого-то страх смерти расположен в самом процессе «умирания».
Существует несколько разновидностей танатофобий. Боязнь потерять контроль над происходящим с самим собой и окружающей действительностью. Контроль в жизни человека играет очень важную роль для самоутверждения и безопасности жизни. Именно благодаря контролю человек обладает способностью жить так, как он хочет. Личность имеет свои привычки, которые могут быть как нейтральными, так и положительным и негативными. Как правило, человек не отвлекается на лишние раздражители, ситуации жизни. Но как только он попадает в ситуацию хаоса, когда он не может осуществлять контроль, не может предугадывать развитие ситуаций, то это выводит его из себя. Он начинает паниковать, что инициирует и формирует чувство страха. Последнее приводит к танатофобии, ведь смерть – это, что человек не способен проконтролировать . Другие люди опасаются той боли и потери достоинства, которые может привнести сама смерть. Обычно они представляют этот процесс мучительным, с так называемой предсмертной беспомощностью и болевыми ощущениями, которые они могли наблюдать у умирающих родных людей, из фильмов ужасов, телепередач про смерть, новости.
Третий вид танатофобии – это страх перед неизвестным. Смерть – это то, что человек испытывает только один раз в жизни, но он уже никому не может рассказать о своих ощущениях, ибо он перестал существовать. Корни
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. Книга для учителя. Под ред. И. В. Дубровиной. М. Тула. 1993. С.76 – 99.
2) Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Изд-во «Книга по требованию», 2012. – 453 с.
3) Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: Академический проект, 2010. - 384 c.
4) Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики// Прикладная психология. 2001. № 6. С.1 – 8.
5) Дубровина И.В. Образование и психологическое здоровье детей //Региональная служба практической психологии. Опыт работы и перспективы развития. Мат-лы науч.-практич. семинара. – Самара, 2002. С.5 – 8.
6) Захаров А.И. Детские неврозы. – СПб.: Респекс, 1995.
7) Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб.: Специальная литература, 1996.
8) Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Москов. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000.
9) Романова Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. – СПб.: Речь, 2001. – 529 с.
10) Телепов М.Н., Телепова Н.Н. Личность: судьба или работа над собой. 2–е изд., перераб. и доп. – Самара: Самар. отд-ние Литфонда, 2014. – 160 с.
11) Толстой Л.Н. «Путь жизни» – М.: Эксмо, 2009 – 448 с.
12) Фейфель Г. Смерть – релевантная переменная в психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. С.49-58.
13) Фрейд З. Мы и смерть // Рязанцев С. Танатология. – СПб. :Восточно-европейский ин-тут психоанализа, 1994. С. 5 – 25.
14) Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г.Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. С.382 – 424.
15) Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина – М.: Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010.
16) Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. О связи стигмы психической болезни и суицидального поведения. Российский психиатрический журнал. 2018; 2: 10-18.
17) Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
18) Becker E. The denial of death. N.Y.: Free Press, 1973.
19) Chan W.C.H., Tin A. F. Beyond Knowledge and Skills: Self-Competence in Working With Death, Dying, and Bereavement. Death Studies. 2012; 36 (10): 899-913.
20) Jobes D.A., Ballard E. The therapist and suicidal patient / Build-ing a therapeutic alliance with the suicidal patient. Washington, DC: American Psychological Association. 2011. P. 51-61.
21) Jobes D.A., Maltsberger J.T. The hazards of treating suicidal patients / A perilous calling: The hazard of psychotherapy prac-tice. New York, NY: Wiley. 1995. P. 200-214.
22) Elkind D. Egosentrism in adolescence // Child Development. 1967 V. 13. P.127-413.
23) Firestone R.W. Individual defences against death anxiety // Death Studies.1993. V.17(6). P. 497-515.
24) Kastenbaum R. Death fears and anxiety // Encyclopedia of Death. Ed. by R.Kastenbaum a. B. Kastenbaum . Phoenix (Ariz): Oryx Press, 1989. P. 80-84.
25) Lonetto R.& Templer D.I. Death anxiety. N.Y.: Hemisphere, 1986.
26) Soulié T., Bell E., Jenkin G., Sim D., Collings S. Systematic exploration of countertransference phenomena in the treatment of patients at risk for suicide. Archives of suicide research. 2018.
27) Yaseen Z.-S., Galynker I.I., Cohen L.-J., Briggs J. Clinicians’ conflicting emotional responses to high suicide-risk patients – As-sociation with short-term suicide behaviors: A prospective pilot study. Comprehensive psychiatry, 76, 69-78.