Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Муниципальное управление – это сложный, продолжительный, комплексный процесс разработки и принятия различных взаимосвязанных решений, которые ориентированы на поставленные цели развития общества, экономики, инфраструктуры как страны в целом, так и различных регионов или сфер внутренней и внешней политики. Данный процесс характеризуется системностью в принятии и исполнении решений должностными лицами на различных уровнях власти. Обычно принятие таких решений невозможно без предварительной проработки ожидаемых эффектов, расчета стоимости, сроков реализации, а также влияния на реализацию того или иного решения на другие подсистемы и сферы жизни муниципалитета (регионов, отраслей и пр.).
Принятие и исполнение решений – одно из ключевых составляющих любого управленческого процесса. В любом органе муниципального управления осуществляется разработка те или иных управленческих решений. И в каждом из них эта практика имеет свои аспекты. Они зависят от характера и специфики деятельности, организационной структуры, действующей системы коммуникаций, внутренней культуры.
Способность принимать и исполнять решения – это умение, постепенно развиваемое с опытом. Любой человек в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни – миллионы решений. Ежедневно мы принимаем тысячи решений. Иногда мы действуем не задумываясь, временами мучаемся сомнениями по пустяковым вопросам, а порой принимаем импульсивные решения.
В управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Выбор руководителя сказывается как на его собственной жизни, так и на жизни связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений в самом деле правильна и желательна. Зачастую и в сам процесс принятия решения вовлечено много людей.
Актуальность работы, на наш взгляд, заключается в том, что чем более системно, формализованно, научно-обоснованно выстроен процесс решения муниципальных задач, тем меньше внешних негативных эффектов могут иметь их последствия и тем более рационально будут использованы ресурсы, необходимые для достижения тех или иных муниципальных задач. Данный аспект весьма важен в современных социально-экономических реалиях. В связи с этим чрезвычайно важно определить методологию разработки, принятия и реализации муниципальных управленческих решений.
Цель работы – провести анализ организации процесса принятия решений органами муниципальной власти.
Задачи работы:
1) Охарактеризовать теоретические аспекты процесса муниципального управления.
2) Описать сущность проблемно-ориентированного подхода (ПОП) в организации процесса исполнения управленческих решений в органах муниципального управления.
3) Раскрыть возможности применения ПОП в сфере муниципального управления.
Объект исследования – метод комиссий в системе процесса принятия управленческих решений на муниципальным органом власти.
Предмет исследования – возможности применения метода комиссий в рамках разработки, принятия и реализации муниципальных решений.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного и комплексного анализа, системный подход.
Информационной базой для написания данной работы послужили: справочная литература, научные работы, аналитические статьи, материалы по рассматриваемой предметной области.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами и шестью параграфами, заключением и списком использованных источников.
1. Муниципальное управление как процесс принятия и реализации решений
1.1. Эволюция концепций муниципального управления
В данном параграфе рассмотрим в обобщенном виде основные понятия, идеи и концепции, принятые в научном сообществе, характеризующие государственное управление.
Согласно В.С. Комаровскому, процесс управления являет собой «организующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность, осуществляемое через систему самоуправления и специально созданные структуры - государство, партии, ассоциации, общественные объединения. Отработанное и приспособленное людьми для решения политических и социально-экономических проблем управление имеет многогранный характер. По своей сути оно состоит из множества идей, концепций, раскрывающих смысл таких политических явлений, как процесс принятия решения, организация управления, государственное администрирование, политическое прогнозирование».
Рис. 1. Общая структура муниципального управления с целями и субъектами как процесса принятия и исполнения муниципальных решений
Обратимся к теории муниципального управления, как научной категории. В научной литературе принято анализировать это явление на основе двух подходов: историко-философского и идеологического. Так, в работе Д.П. Зеркина и В.Г. Игнатова указывается: «В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:
1) либеральная, признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок;
2) социалистическая, отстаивающая принцип централизованного планового муниципального управления;
3) концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической».
Указанные авторы отмечают, что либеральная концепция сформировалась в русле либеральной идеологии, согласно которой демократический режим основан на принципе разделения властей и связанных с ним свободах в экономической, политической и других сферах жизни.
Позднее, в XX в. традиционные принципы были несколько трансформированы. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, учёные либерального толка стали подчеркивать целесообразность определенного вмешательства государства в экономику для ограничения господства крупных частных компаний-монополий и предотвращения кризисных и конфликтных ситуаций.
Согласно справочной литературе, новый взгляд на роль государства сформировал английский ученый-экономист Дж. Кейнс. Основу его концепции составляет обоснование муниципального регулирования экономики как метода воздействия государства на экономику с целью обеспечения ее бесперебойного функционирования в рамках политической и социально-экономической систем. «Нашей целью, — писал Дж. Кейнс, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем». Кейнсианские модели муниципального управления до сих пор активно используются в практике управления различными государствами.
К середине 70-х годов XX в. либеральная экономическая концепция исчерпала свои прогрессивные качества. Политической и идеологической реакцией на появившуюся в Европе в условиях мирового кризиса тенденцию контроля государства над экономическими и социальными процессами в виде социалистического планирования стала работа Ф. Хайека «Дорога к рабству», в которой он утверждал, что «либерализм — это цивилизация, основанная на принципах индивидуализма. Либеральная концепция отвергает необходимость муниципального управления экономикой и признает свободную рыночную экономику. Она строится на отрицании государственной собственности как таковой и признании частной собственности.
С другой стороны, в основе социалистической концепции находится политическая теория муниципального социализма. Ее основные идеи развивают мобилизационную политику. Данная концепция ориентирует политику государства на строительство социализма с опорой на всеохватывающее планирование, выдвигает принципы приоритетности государства над обществом и личностью, подчинения интересов социальных групп и личности государственным интересам.
Методологию концепции составляет первенствующая роль политики по отношению к экономике, что находит выражение в политической диктатуре правящей партии как некоего высшего субъекта управления. Вместо свободной конкуренции основным рычагом стимулирования экономической и социальной деятельности являются административно-командные методы муниципального управления.
При кризисе основных концепций наиболее актуальными оказались идеи консерватизма, сторонники которых критиковали сложившееся положение в экономике, социальной сфере и государственном управлении и представили в виде программы пути решения назревших проблем. В основе этих взглядов лежали идеи Э. Бёрка, воспринятые и модернизированные современными консерваторами, которые сводились к тому, что:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Политико-административное управление: Учебник. Под общ. ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. – М.: Издательство РАГС, 2004.
2. Основы теории муниципального управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005.
3. Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. М., 1953. Т.2.
4. Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. М., 1992.
5. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества / Дж. Гелбрейт. М., 1979.
6. Жирнов Н. Концептуальные подходы и принципы управления государством. URL: http://ido-rags.ru/?p=5948
7. Принятие и исполнение муниципальных решений: конспект лекций // Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F2094418484/Prinyatie.i.ispolnenie.gosudarstvennyh.reshenij.BAK.pdf
8. Ильченко Е.Н., Суркова С.А. Управленческое решение: разработка, принятие и реализация: учебное пособие. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 124 с. URL: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4426/Ильченко-ЕН_2016_УП.pdf?sequence=1&isAllowed=y
9. Моттаева А.Б. Принятие и исполнение управленческих решений: курс лекций // Российский новый университет. URL: http://professor.rosnou.ru/sites/default/files/osnmaterial/Курс%20лекций%20ПИГР.pdf
10. Ардашкин И.Б. Онтологические основания проблемно-ориентированных исследований // Известия Томского политехнического университета,2014, № 6.
11. Пирогова Е.В. Управленческие решения. Учебное пособие / Ульяновск.УлГТУ. 2016
12. Проблемно-ориентированный подход // Бизнес-школа РФК. URL: http://bsrfc.com.ua/competence-approach
13. Бессмертная Е.В. Проблемно-ориентированный анализ и планирование изменений. URL: http://arnautovo.gvarono.ru/metod/work/2011/bessmertnaja-doc.pdf
14. Статистика законодательного процесса // Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://www.gosduma.net/legislative/statistics/?type=year&c=6&v=2012
15. Мониторинг законопроектов ГД РФ. URL: https://lawmon.ru/stat/trends.html
16. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности муниципальных программ на рынке труда: эмпирическое исследование факторов спроса и ограничений на оценку. – М.: ГУ ВШЭ, 2014. – 28 с.