Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, нами рассмотрена организационная структура торгового предприятия, базовые принципы деятельности и возможности ее осуществления.
2.2. Анализ жизненного цикла торговой сети «Пятерочка»
Торговая сеть «Пятерочка» является брендом X5 Retail Group, поэтому будет целесообразным рассмотреть жизненный цикл X5 Retail Group.
Цикл возобновляется лишь в случае внедрение какого-нибудь нового товара, либо открытия новой ниши и других инновационных действий.
Для компании стадия возникновения приходится на 1995. До 1998 компания становится одним из ведущих дистрибьютеров бытовой химии и косметики, в тот же период принимается решение о выходе на рынок розничной торговли продуктами питания.
Открытие первого продуктового магазина приходится на 1995 год, тогда же формируется розничная сеть «Пятерочка».
С 2000 следует этап роста: до 2010 года было открыто 1 500 магазинов в регионе, также принято МСФО, с 2006 года ведется строительство гипермаркетов (их до 2009 года количество увеличилось до 24), становятся лидером российского продуктового ритейла по количеству покупателей.
С 2010 года начали осваивать новую отрасль: выращивание овощей – которая уже к 2011 году дала свои плоды и был реализован первый урожай помидоров и огурцов.
В 2012 году и до сегодняшнего дня следует стадия стабилизации, розничная сеть закрепляется на рынке: было открыто 1040 магазинов «Пятерочка», 136 гипермаркетов и так же происходит расширение за счет точек в ближайших регионах (на Урале и в Сибири). В 2013 году розничная сеть вышла в российские лидеры ритейла, стала крупнейшей компании по количество торговых площадей, эффективности и темпам роста, а также объему продаж. В 2016 году X5 Retail Group названа самой быстрорастущей компанией года в сегменте Non-Food, она получила премию RussianRetailAwards 2016.
Компания продолжает развивать собственное производство: был открыт крупнейший грибной комплекс по выращиванию шампиньонов. X5 Retail Group вошел в рейтинг «250 крупнейших мировых ретейлеров» международной консалтинговой компании DeloitteGlobal, также уже третий раз подряд располагается в рейтинге 100 инновационных компаний мира по версии журнала Forbes.
Рисунок 2. Жизненный цикл X5 Retail Group
В настоящее время компания находится на стадии зрелости, на данном этапе жизненного цикла у X5 Retail Group стабилизируется уровень продаж, что вызвано насыщением потребительского рынка и высоким уровнем конкуренции. Благодаря реализации стратегии мультиформатности X5 Retail Group и внедрению торговых инноваций, компания по состоянию на 31 декабря 2019 г. продемонстрировала высокие темпы роста (выручка составила 1,033 трлн. руб.).
Главной задачей X5 Retail Group является удержание своих позиций на рынке продуктовой розницы. Сеть управляет магазинами под следующими брендами: «Пятерочка» – формат «магазин у дома», «Перекресток» – формат «супермаркет» и «Карусель» – формат «гипермаркет».
Инновационная деятельность для Х5 Retail Group – это максимальное повышение эффективности торговых и логистических операций посредством внедрения передовых информационных технологий, а также активное управление персональными предложениями для покупателей и создание новых предложений для них.
Стратегической целью X5 Retail Group, в соответствии со Стратегией развития торговли РФ на 2015–2016 годы и период до 2020 года, является развитие комфортабельной среды как для производителей товаров и услуг, так и для субъектов торговой деятельности путем формирования и внедрения инноваций в мультиформатную инфраструктуру торговли, с помощью стимулирования роста различных форм коммерческой активности.
2.3. Идентификация и оценка рисков торговой сети «Пятерочка»
Важным аспектом поддержки и восстановления финансовой стабильности и улучшения финансового состояния является выявление и управления рисками деятельности предприятия.
За последние три года торговая сеть «Пятерочка» разрабатывала собственную систему управления рисками.
Необходимость подобного шага была обусловлена следующими факторами:
-Растущие объемы сделок и увеличивающееся разнообразие продуктов;
-Обеспечение распределения капитала на основе соотношения риск /доходность.
-Необходимость создания системы ценообразования и мотивации, основанной на капитале под риском.
Прежде всего, четыре базовых риска были определены с позиций предприятия и по каждому из них были сформулированы основные методы управления.
Так кредитный риск был определен как риск потерь, связанных с невыполнением контрактных обязательств контрагентом, заемщиком, компаниям. Основными методами управления данным риском стали:
-использование системы рейтингов для более точного измерения риска,
-системы ценообразования и мотивации,
-формирование резервов для покрытия ожидаемых потерь.
Рыночный риск или риск потерь, связанных с изменением цен на акции долговые инструменты, процентных ставок, курсовых валют и других рыночных факторов, управляется посредством анализа ликвидности инструментов, а также системой лимитов на меру риска.
В качестве риска ликвидности предприятие рассматривает риск стать неплатежеспособным из-за невозможности финансировать неликвидные активы с помощью имеющихся пассивов. Для снижения данного риска используется оценка втекающих - вытекающих потоков и лимиты на временные расходы.
Наконец, операционный риск банка определяется как риск потерь банка, связанных с ошибками персонала и электронных систем при проведении транзакций и сбоями в работе систем, контролирующих деятельность подразделений.
Основным методом управления данным риском является контроль за выполнением и совершенствование операционных процедур.
Так подразделения, занимающиеся управлением кредитными рисками, выполняет следующие функции:
-Кредитный анализ контрагентов (заемщиков) и присвоение (пересмотр) их рейтингов.
-Подготовка кредитных протоколов и рекомендаций по размеру лимитов, формирование резервов для покрытия ожидаемых потерь.
-Мониторинг финансового состояния существующих контрагентов и пересмотр лимитов, создание регулярных отчетов по кредитным рискам.
-Поддержка баз данных, содержащих информацию о превышениях лимитов и нарушениях кредитной политики, создание и развитие методик кредитного анализа и моделей рисков.
Основными функциями отдела по управлению рыночными рисками являются:
-Анализ и измерение рыночных рисков и рисков ликвидности, которым подвержены активы и пассивы предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ, моделирование и управление экономическим риском: Учеб методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины // Витлинский В.В., Верченко П.И. -М.: КНЭУ, 2000. - 292 с.
2. Вербицкая Г.Л. Методические основы оценки экономического риска в деятельности предприятий: Автореф. дис. на получение наук. Степени канд. экон. наук: спец. 08.06.01 -«Экономика, организация и управление предприятиями». - М.: Национальный транспортный университет, 2005. - 19 с.
3. Глущенко В.В. Управление рисками. Страхование. - г. Железнодорожный Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 2014. - 336 с.
4. Джонс Д.Х. Руководство для директоров // Ассоциация Корпоративных Казначеев. -Великобритания, 1998.
5. Загурная О.В. Управление внешними рисками предприятия в системе риск-менеджмента. Российское предпринимательство, 2018. Том 9. № 12. С. 54-58.
6. История экономических учений: учебник / Под ред. В.Д. Базилевича. - 3-е изд., Испр. и доп. - В 2 ч. - Ч. 1. - М.: Знание, 2020. - 582 с.
7. История экономических учений: учебник / Л.Я. Корнийчук, Н.О. Татаренко, А.М. Поручик и др.; Под ред. Л.Я. Корнейчук, Н.О. Татаренко. - М.: КНЭУ, 1999. - 564 с.
8. Левченко Н.А. Генезис и классификация рисков в деятельности промышленных предприятий // Вестник Хмельницкого национального университета. - 2014. - № 5. Т. 2. -С. 174-178.
9. Машина Н. И. Экономический риск и методы его измерения: учеб. пособие. - Киев: Центр учебной литературы, 2014. - 188 с
10. Машков Д.М. Формирование проактивной системы управления рисками промышленных предприятий // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО, 2015. № 1. С. 89-93.
11. Омарова З. Н. Риск как неизбежный фактор предпринимательской деятельности// Экономика и предпринимательство, 2015. № 5 (58). С. 892-894.
12. Останкова Л.А., Попова А.Ю., Шевченко Н.Ю. Останкова Л.А. Повышение рискоустойчивости системы планирования // Школа бизнеса. Научный журнал. Высшая деловая школа по специальностям г. Нови Сад. Сербия, 2012. № 1. С. 1-7.
13. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 04. -421 с.
14. Райзберг Б.А. Предпринимательство и риск. - М.: ЭКМОС, 2018. - 350 с.
15. Сараево И. М. Системное моделирование процесса идентификации предпринимательских рисков: монография. - ИПРЭЭИ НАНУ. - А. Феникс, 2014. - 188 с.
16. Стецюк П.А., Гудзь Е.Е. Концептуальные основы управления рискозащищенностью предприятия. Экономика АПК, 2014. № 11. С. 62.
17. Щипаное В.В., Ишкильдина С.А. Управление интегративными системами на основе риска // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. Т. 12. № 4 (4). С. 802-807.
18. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование Предпринимательское прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер; [Пер.с англ.]. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.
19. Zadeh L.A. Fuzzy sets // Inform. and Control. 1965. Vol. 8. P. 338-353.