Фрагмент для ознакомления
2
Научно-исследовательский институт Danone (Утрехт, Нидерланды) Центр открыт в 2013 году. Специализируется на разработке новых продуктов для детского и лечебного питания, потребителей с особенными пищевыми потребностями, таких как беременные женщины, младенцы, маленькие дети, пожилые люди.
Сегодня компания АО «Данон» занимает лидирующие позиции по разработке и внедрению передовых технологий и инноваций. Инновации охватывают все сферы деятельности компании, обеспечивая ей устойчивое технологическое превосходство. Инновационное развитие компании выражается в постоянном создании, совершенствовании новейших технологий и внедрения инновационного оборудования, адаптации и использовании зарубежного опыта в области управления инновационной деятельностью, в непрерывном повышении компетенции сотрудников в области инноваций в сфере молочного дела.
Структурно процесс управления инновационным развитием в компании АО «Данон» включает в себя следующие элементы (рис. 5).
Рис. 5. Элементы управления инновационным развитием предприятия АО «Данон»
На схеме видно, что элементы управления инновационным развитием предприятия АО «Данон» имеют достаточно широкий спектр инновационной деятельности компании, в том числе процессы управления: инновационной стратегией, инновационными разработками, новыми технологиями и нововведениями, подразделениями и персоналом, которые участвуют в инновационной деятельности, ресурсами и инвестициями при внедрении инноваций и цифровых технологий.
В АО «Данон» реализуется Программа инновационного развития, соответствующая требованиям нормативно–правовых и планово-программных документов национального, регионального и корпоративного уровней (рис. 6).
Рис. 6. Структура программы инновационного развития компании АО «Данон»
С целью исследования необходимости управления инновационным развитием АО «Данон», провели анкетирование, в котором приняли участие 65 человек – сотрудников руководящих должностей и топ–менеджеров данного предприятия. Анкета с вопросами представлена в Приложении 1.
Сначала респондентов попросили оценить уровень организации процесс управления инновационным развитием АО «Данон» (рис. 7).
Рис. 7. Ответ на вопрос: «Оцените уровень организации процесс управления инновационным развитием АО «Данон»
Итак, большинство опрошенных топ–менеджеров и руководителей АО «Данон» 62% (40 чел.) оценили уровень управления инновационным развитием компании как средний; другие 38% (25 чел.) считают, что уровень высокий. Ответов о том, что уровень организации процесс управления инновационным развитием АО «Данон» низкий не выявлено.
Большая часть респондентов 65% (62 чел.) согласны с тем, что необходимы новые способы организации труда сотрудников АО «Данон» с целью повышения эффективности управления инновационным развитием предприятия (рис. 8).
Рис. 8. Ответ на вопрос: «Необходимы ли новые способы организации труда сотрудников АО «Данон» с целью повышения эффективности управления инновационным развитием предприятия ?»
В результате анкетирования топ–менеджеров и руководителей АО «Данон» попросили предложить свои рекомендации по совершенствованию управления инновационным развитием АО «Данон». Респонденты предлагали следующие меры:
– постоянное совершенствование корпоративной системы инновационного развития;
– непрерывная разработка и внедрение новых технологий;
– мониторинг и адаптация передового мирового опыта;
– инновации с целью энергосбережения;
– технологическое обучение специалистов в области инноваций и другие.
Промышленность России на современном этапе их развития сталкиваются с рядом сложных проблем. Ключевыми проблемами являются износ основных производственных фондов, отставание от мирового уровня развития техники и технологии.
Перечисленные проблемы можно устранить с помощью управления инновационным развитием и инновационной деятельность, а именно:
открытия новых способов генерации и проектирования нового оборудования, что сократит степень износа ОПФ и количество аварий по этой причине;
реализации инновационных проектов, что повысит инвестиционную привлекательность отрасли.
Низкий уровень инновационного развития предприятий в сфере молочной промышленности в России можно объяснить наличием факторов, препятствующих эффективному осуществлению инновационной деятельности:
Неразвитая инновационная инфраструктура.
Отсутствие государственной поддержки и регулирования, в том числе недостаточно развитое нормативно-правовое регулирование.
Устаревшая материально-техническая база.
Нерациональное распределение расходов на НИОКР замедляет развитие инновационной деятельности в молочной отрасли.
Нерациональная структура научно-исследовательских работ также может быть рассмотрена как результат значительного износа ОПФ.
Отсутствует или недостаточно развита система информационного обеспечения инновационной деятельности молочных компаний.
Ориентация деятельности многих компаний молочной промышленности на результат в краткосрочном периоде сдерживает инвестиции в инновации, поступления от которых ожидаются в долгосрочной перспективе.
Низкий спрос на результаты инновационной деятельности, в том числе в молочной отрасли.
Отсутствие маркетинговых исследований, которыми важно проводить перед НИОКР, в результате создаются не всегда востребованные инновационные продукты и услуги.
Человеческий фактор, проявляющийся в двух аспектах – кадровое обеспечение инновационной деятельности и отношение сотрудников предприятий молочной сферы к инновационной деятельности.
Недостаточное финансирование инновационных проектов.
Для российской молочной компании АО «Данон» в области инноваций отмечается следующий ряд проблем в процессе управления инновационным развитием предприятия:
используемое в отрасли оборудование устарело и зачастую не обновляется;
низкий объем финансирования НИОКР;
недостаточное финансирование;
низкий уровень производительности, вследствие более низкого технологического уровня, составляет около 35 % от уровня производительности. При этом основными факторами роста производительности в молочной отрасли являются: использование новых технологий, оборудования, ноу-хау; производство новых продуктов, увеличение доли продукции с более высокой добавленной стоимостью; организационная эффективность, в том числе квалификация персонала, системы управления персоналом и производством; увеличение масштабов производства.
Перечисленные препятствия на пути эффективного развития инновационной деятельности АО «Данон» негативно влияют на создание рынка инновационных продуктов и услуг в комплексе и его функционирование. Среди существующих сегодня субъектов инновационной деятельности конкуренция слабо развита во многом из-за указанных препятствий. Их разработки обладают низкой конкурентоспособностью по сравнению с зарубежными аналогами. Причина такого отставания заключается не только и не столько в техническом, сколько в организационно-экономическом уровне развития инновационной деятельности.
Ключевые факторы спроса и предложения, технологические тренды и прорыв в сфере цифровизации оказывают негативно влияние на компанию молочной отрасли АО «Данон», что также показывает проблемы управления инновационным развитием:
Высокая конкуренция, увеличение сложности задач и процессов:
избыток предложения, стабильно низкий уровень цен, рост конкуренции. Необходимость снижения себестоимости операций;
новое поколение технологий, массовая «интеллектуализация» технологических процессов, активное освоение инновационных решений конкурентами;
утверждение в РФ программы «Цифровая экономика»;
переход к принятию решений в реальном времени на основе данных, а не экспертного мнения;
снижение стоимости различных датчиков и появление Промышленного Интернета вещей.
Регуляторные требования и проблемы нехватки персонала:
давление требований международных законодательных актов и национальных органов в области ПБ и охраны окружающей среды;
старение производственного персонала, снижение притока молодых кадров, необходимость более глубокой автоматизации производственных процессов и инструментов управления знаниями.
Устаревание используемых активов и подходов:
значительное количество ручной обработки и передачи данных, существенный потенциал повышения уровня автоматизации;
изношенность производственных активов, значительная доля устаревших технологий;
использование консервативных подходов к созданию решений с длительными циклами проектирования и разработки.
Подводя итог, важно сказать, что указанные проблемы показывают необходимость в ближайшее время решать проблемы применения новых технологий, внедрения результатов научных исследований и научно- технических разработок на всех этапах производства в компании АО «Данон».
По результатам анкетирования были предложены рекомендации с целью совершенствования управления инновационным развитием АО «Данон»:
1. Цифровизация должна стать ключевым инструментом адаптации бизнес– процессов компании к новым условиям. Поэтому предлагаем внедрить цифровые технологии в области логистики, сбыта продукции в АО «Данон», в том числе уделить особое внимание таким ключевым технологическим направлениям цифровизации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 247 c.
2. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 247 c.
3. Байтасов, Р.Р. Инновационный менеджмент: курс лекций / Р.Р. Байтасов. – РнД: Феникс, 2015. – 301 c.
4. Бараненко, С.П. Инновационный менеджмент / С.П. Бараненко. – М.: Центрполиграф, 2018. – 320 c.
5. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. – М.: Дашков и К, 2015. – 384 c.
6. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2016. – 220 c.
7. Василевская, И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / И.В. Василевская. – М.: Риор, 2017. – 480 c.
8. Володина, О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. – М.: Academia, 2019. – 446 c.
9. Вьюгина, Л.К. Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы: Учебное пособие / Л.К. Вьюгина. – М.: Юнити, 2015. – 103 c.
10. Грибов, В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. – М.: Инфра– М, 2015. – 112 c.
11. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: Учебник для бакалавров / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 208 c.
12. Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж.Д. Дармилова. – М.: Дашков и К, 2016. – 168 c.
13. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 2017. – 496 c.
14. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 2016. – 391 c.
15. Жданкин, Н.А. Инновационный менеджмент (для бакалавров) / Н.А. Жданкин. – М.: КноРус, 2017. – 191 c.
16. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Практикум / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2015. – 200 c.
17. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2016. – 292 c.
18. Козлов, В.В. Инновационный менеджмент в АПК: Учебник / В.В. Козлов, Е.Ю. Козлова. – М.: Инфра– М, 2017. – 272 c.
19. Корчин, О.П. Инновационный менеджмент / О.П. Корчин и др. – М.: Русайнс, 2019. – 144 c.
20. Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. – М.: Юнити, 2016. – 367 c.
21. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Уч. / В.Г. Медынский. – М.: Инфра–М, 2018. – 96 c.
22. Портер Майкл. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Майкл Портер. - М.: Междунар.отношения, 1993. - 896 с.
23. Траут, Дж. Траут о стратегии / Дж. Траут. - Спб: Питер, 2011. - 192 с.